Футбольная отдушина

 
Ну и «Спартак», дал сегодня представление, вся  страна болельщиков стоит на ушах! Потомки римских гладиаторов, прижившиеся в холодной России, потрясли футбольный мир — наколошматили пять голов в ворота почтенной «Севильи» из Испании. Да что мир, лично я  радовался как ребенок всему, что подарил матч Лиги Чемпионов. Красно-белые устроили фейерверк из голов, филигранных пасов, кинжальных атак с обоих краев, самоотверженности и фантастического эмоционального порыва. Зрители на стадионе в Москве и телезрители от Калининграда до Курил как-то враз забыли внутриклубные пристрастия и растворились от счастья в этом празднике слаженного коллективного взаимодействия на поле, чуда превращения периферийного утенка(с точки зрения Европы) в легкокрылого лебедя с сильным взмахом крыльев, грацией и умелой легкостью движений. Словом, выступили не хуже «Барселоны» или «Реала» из той же Испании.

- Все, сегодня не засну, - сказал я сам себе и принялся отвечать на восторги знакомых, звонивших по телефону.

- Забыл все проходные серые матчи, нахожусь наверху блаженства от разгромной победы спартаковцев, в них дремал и вдруг проснулся  Илья Муромец, и после печи вдруг оказался на арене, - захлебываясь кричит в трубку Юра Кофанов из города Ливны.

Друг детства, дни напролет бегавший на поле, выжимавший потную майку после каждой дворовой игры, всегда был настоящим фанатом футбола. Поясняю, совсем не тем фанатом, который не обращает внимание на спортивную борьбу, не знает истории, но истово бьет в барабан, пьет беспробудно пиво, раскрашивает лицо в цвета любимой команды. «Кофан» чует игру всеми фибрами души, ведь позади детский футбол, заводской, ежедневная читка спортивных газет, спасительный телеэкран уже в приличном возрасте. Я ему всегда говорю при очередной встрече, что, мол, пора тебе паря участвовать в соревновании предсказателей счета, денег бы выиграл кучу. Звонит, бывало, перед матчем лидера и аутсайдера премьер-лиги, и говорит, что «Арсенал» тульский сегодня разделает под орех богатый и амбициозный «Зенит. И ведь как в воду глядел! Что значит опыт и анализ.

А вот Саша Шишов из Костромы, интеллектуал и книгочей, с которым общаемся почти сорок лет:

-Понимаешь, Юр, давно ждал этого взрыва «Спартака» - коллектив-то собрался талантливый, тренер — мотиватор просто гениальный. Шишек ребята набили, притерлись друг к другу, и тут настал «момент истины». Но все равно я в прострации и эйфории, как так можно сыграть без ошибок, гоняя мяч только в одно касание, напрочь забыть о величии
соперника. Непостижимо!

Сам Александр -  клубный однолюб, привержен только московскому «Торпедо». Однажды и навсегда полюбил он фирменную игру этого коллектива с изящными перепасами по всему газону, убаюкивающей неспешностью и атакующим взрывом на чужой половине поля. Почти как у бразильцев. Но тогда у торпедовцев играли  великие мастера кожаного мяча - Валентин Иванов, Эдуард Стрельцов, Валерий Воронин, дважды признаваемый лучшим в Европе в своем амплуа полузащитника. Первый (кто забыл), считался самым главным «забивалой» в сборной СССР, а второй — просто легенда команды, гений в голевой чутье и выборе позиции.
 По навету «доброжелателей» Эдуард попал в тюрьму, но не сломался там и после освобождения снова выступал за автозаводской коллектив и сборную. Теперь он отлит в бронзе. Прошли годы,  вместе с распадом предприятия «ЗиЛ», скатилась до первого дивизиона и команда, а потом - и до второй лиги. Но Александр по-прежнему остается торпедовским почитателем.

Из молодежи, наверное, мало кто знает, что Валентин Иванов написал книгу «Центральный круг», имевшую большой успех. В ней автор поведал и о друге Стрельцове. Мне запомнился эпизод с опозданием его на поезд. «Стрелец», в силу увлечения прекрасным полом, как-то не смог вовремя приехать на вокзал, и команда отправилась на кубковый матч без него и В.Иванова, которого тренер оставил ждать нарушителя дисциплины на перроне. Друзья поняли, что дело «швах», надо спасать свое реноме лидеров. Они смогли упросить водителя грузовика догнать поезд. Тот оказался болельщиком «Торпедо» и выжал из машины всю прыть и силу. В общем, маневр удался. Чтобы как-то реабилитироваться, оба футболиста забили в той игре по голу и избежали наказания.

- Обратил внимание, старина, как быстро красно-белые переходили в атаку, грамотно и цепко действовали в обороне, - это уже говорит в трубку детский тренер Слава Ждаков, - да и страховали друг друга идеально.

 К словам Вячеслава я прислушиваюсь всегда — профессионал высокого класса. Начинал сам играть с юношеской команде «Нефчи», позже защищал честь ряда футбольных дружин мастеров  на Кубани, здесь же (после серьезной травмы) состоялся как наставник. Его многие воспитанницы защищают спортивную честь Краснодарского края в женской команде мастеров «Кубаночка», есть среди них и такие, кто играет за сборную России. Как Наталья Солодкая, например.

 Этот человек ни минуты не забывает футбол, выискивает таланты на дальних хуторах и станицах, кропотливо приучает девочек к работе с мячом, зажигает их великой любовью к игре. Уникальный наставник и универсал, кроме тренировок делает много чего еще: ищет транспорт, решает вопросы со спортивной формой, полями, наградами и спонсорами. Ему бы еще и зарплату соответствующую положить, да только так  сложилось в российском футбольном хозяйстве, что детский тренер находится как бы на обочине и получает небольшие деньги. На них, как говорится, не разгуляешься.

Для меня футбол представлялся  многослойным пирогом, выпеченным в лучшей на земле печи. Когда я его ем, а кушать приходится каждый божий день, то испытываю много положительных эмоций. Взять «слой» родни, также «помешенной» на игре. Главный в этой компании, конечно отец - Владимир Николаевич, бывший военный моряк и фронтовик.

- Знаешь, сын, чего мне здорово не хватало на войне? -  как бы спрашивал он, а потом делал многозначительную паузу и произносил, - футбола: сыромятного мяча со шнуровкой, зеленого поля, товарищей по школьной команде в родном городе Ростове (Ярославском).

Сообщение о начале войны с гитлеровцами застало его именно на футбольном поле, где батя занимал почетное место вратаря. Пришлось повесить бутсы на гвоздь, и отправиться в город Ленинград, где вчерашний выпускник средней школы поступил в военно-морское училище. Война пощадила ростовчанина на всех фронтах, кораблях, сражениях. И первым делом после демобилизации фронтовик пошел на родной ростовский стадион, чтобы найти партнеров по той первой школьной команде. Увы, таких не оказалось. Не вернулись они с поля битвы.
 
 А послевоенные годы, как известно, ознаменовались в стране всплеском любви к футболу. Настрадался народ, требовались мирные зрелища. Тон задавала армейская команда ЦДК, но болельщицкое сердце отца уже принадлежало  «Спартаку». До последних своих дней он следил за выступлениями спартаковцев вживую, а также на газетной полосе «Советского спорта» и экране первого телевизора «Рекорд»,всегда был в курсе их взлетов и падений, анализировал просчеты и успехи тренеров Константина Бескова,  Никиты Симоняна, Сергея Сальникова, Олега Романцева. И мы с братом Славой солидарно полюбили спартаковский стиль игры, техничный, с «забеганиями» и «стенками», ажурной вязью комбинаций.
 Я,правда, потом болел за разные команды, где жил — орловский «Спартак», воронежский «Факел», краснодарскую «Кубань», питерский «Зенит» и даже за «Спартак-Чукотка». А сейчас предпочитаю поклоняться красоте и непредсказуемости футбола в любом исполнении. Ну как, скажем, продолжать семейную традицию, если любимая команда, прежде составленная из отечественных игроков и тренера, вдруг превратилась в аргентинский, бразильский или африканский коллектив с иностранцем во главе? Никто даже и не спросил народ — можно ли содержать, например, «Зенит» , на деньги общенациональной газовой компании и платить легионерам фантастические оклады! Решили на самом верху келейно, им   нравится самим вот так тратить деньги налогоплатильщиков РФ. Соответственно как бы проигнорирован  мировой принцип «Фэйр Плэй», ведь наш футбол, по сути, стоит на финансовой голове. Исключение составляют лишь две команды — ЦСКА и «Краснодар», существующие на частные средства, живущие по законам рынка. Другие деньги не зарабатывают, а получают из бюджета.

...Мама довольно терпимо относилась к увлечению отца и сыновей и иногда даже приходила на стадион.  Дяди, все до одного, обожали изобретение англичан, как и двоюродные братья. Когда родня летом собирались в отчем доме под Ельцом, за столом и в саду разгорались жаркие споры динамовцев с армейцами, железнодорожников с торпедовцами. зенитовцев со спартаковцами. Потом пили чай, а то и что покрепче, и объявляли перемирие. Подобные выяснения клубных отношений, всякие футбольные дискуссии проходили в школах и институтах, на заводах и фабриках. Это здорово эмоционально заряжало людей, а также отвлекало от всего плохого и звало на трибуны (ко всему прочему, воспитывало здоровый патриотизм). Тот, кто проходил мимо зеленого поля, был, на взгляд любителей кожаного мяча, скучнейшим человеком, обделенным знаниями о прекраснейшей игре на земле. Оказывается, за два тайма можно  мечтать, умирать от наслаждения и горя, воскресать и молиться. Мне представлялось, что в футболе собраны достоинства театра и кино, цирка и эстрады, астрологии и математики, где есть своя эстетика, соль, свои луна и солнце.
 
С таким вот восторженным настроение я отправился служить в СА в таинственный ракетный полк с самыми серьезными задачами. Еще в стадии карантина обнаружил здесь другой слой упомянутого пирога, армейский.  Играли по вечерам в сапогах (пока не обнаружили в солдатском магазине литые кеды отечественного производства). Два поля в дивизионе были вполне сносного качества, а футбольных единоверцев удавалось встретить в разных подразделениях среди офицеров, сержантов и солдат. Капитан  С.Н.Демченко, отвечающий за спорт, оказался мастером спорта по футболу. Имея наметанный глаз, он быстренько сбил  из новобранцев очень перспективную команду, в которую попал и я. Причем, Сергей Николаевич, убедил поменять амплуа центрального нападающего на центрального защитника.

- У тебя - фактура стоппера (опорного защитника), видишь хорошо поле, цепок,  можешь не только разрушать, но и созидать, отдать первый пас, - приводил аргументы мастер.

Сопротивлялся недолго, так как на другом месте капитан меня просто не видел. И он оказался прав. Осваивал оборонческие навыки быстро, учился страховать партнеров, руководить краями. Играть в армейской команде было просто удовольствием,  во всех линиях у нас подобрались люди с разных республик страны - украинцы , прибалты, а также ребята из Грузии, Армении, Азербайджана Первые демонстрировали атлетичный, размашистый футбол, вторые уповали на мягкую технику, короткий пас, обводку, финты. Такой вот сплав двух манер принес нам отличные результаты в первенствах дивизии, а потом и военного округа.
Все армейские трудности и серость солдатского бытия после боев на футбольном поле как-то уходили на второй план. Даже в ответственный период  повышенной боевой готовности ракетчиков (во время событий в Чехословакии), когда к основной части заправленной горючим ракете пристыковали ядерную боеголовку, спорт не исчез. Командирам всех мастей запретили в это сложное время покидать расположение части, и они, четко выполняя основные обязанности, по вечерам пинали с солдатами кожаный мяч. Снимали напряжение. Тогда, в 1968 году, могла разразится мировая война с обменом ядерными ударами, но здравый смысл все-таки возобладал. А может, солдаты НАТО тоже решили, что предпочтительнее  играть в футбол, чем умирать в термоядерной мясорубке.

После демобилизации   пришлось выбирать — окончательно связать свою жизнь с футболом (пока  армейским) или идти по другой  дорожке. Остановился на более надежном (в те времена) производственном варианте. Ведь в 1970 году никто и подумать не мог, что профессиональный футбол легализуется и взлетит на  немыслимую финансовую высоту. А в основе этой пирамиды по-прежнему оставался дворовый и производственный футбол. В матчах любителей я принимал участие до 45 лет. Сначала в центре России, потом на юге, а закончил выступать на заснеженной Чукотке. Везде встречались хорошие  тренеры, как, например, прекрасный стратег Юрий Савельев. С командой Ливенского района мы становились вторыми призерами в области, а  в селе Успенском Краснодарского края  довелось дважды стать чемпионом в районном первенства с умными наставниками Павлом Трубицыным и играющим тренером , бесподобным технарем, Сашей Гетманским.

- Не могу забыть, как мы с вами гоняли с мячом на заснеженном бетонном поле в пургу и сильный мороз при свете северного сияния, как поехали на финал в  окружной центр и потом наделали там много шуму своими победами, - слышу в трубке голос Тариэла Бохуа.

Ныне он живет в городе Анадыре, а болеет за ЦСКА и «Челси». Любовью к английской команде его заразил тогдашний губернатор Чукотки Роман Абрамович, потом купивший этот клуб. Для особо энергичных болельщиков олигарх даже устраивал перелеты из Анадыря в  Лондон на матчи «Челси». В их число попал и Тариэл, которого я увидел однажды по телевизору на английской трибуне. Живя в северном селе Лаврентия он и мечтать не мог о поездках на Туманный Альбион.

Но всех нас в этом многослойном каравае футбола больше собственных занятий привлекали высшая лига чемпионата СССР и выступления сборной страны. Особняком стояли чемпионаты мира. Они были как вишенька на торте, то бишь пироге. Их ждали с нетерпением, как ждут любимую девушку. Сам я дважды совершал героический поступок — накануне финала покупал более современный телевизор, чтобы  все видеть нагляднее. Кто-то специально брал отпуск, а кто-то объединялся с друзьями и устраивал в квартире маленький стадиончик. Наша команда редко баловала советских болельщиков (как и сегодня россиян), все ей чего-то не хватало для успеха ( то тренера, то хороших молодых игроков и даже полей). Зато бразильцы частенько доводили аудиторию до экстаза своими импровизациями, веселой игрой, потрясающей техникой. Блистали Пеле и Гарринча, на грани спорта и искусства действовали на поле Сантос, Зико, Роналдо и другие. Немцы частенько составляли южанам конкуренцию, но их «машинизированный» стиль нравился не всем. Хорошие матчи дарили публике голландцы с их тотальным футболом, итальянцы, испанцы и французы.
  Постепенно бразильцы, по мере коммерциализации  данного вида спорта, стали также похожи на всех остальных, что добавило нимало грустных минут настоящим ценителям футбольных шедевров. Сейчас многое определяют деньги, а романтика и импровизации встречаются все реже. А ведь они прежде присутствовали даже у комментаторов и авторов статей! Как тогда прекрасно, живо, весело освещали всевозможные турниры лучшие журналисты и комментаторы страны : Вадим Синявский, Лев Филатов, Николай Озеров, Владимир Маслаченко! Выходило много книг о футболе. О бразильцах очень интересно писал Игорь Фесуненко, много искрящего юмора  находили читатели в романе турецкого писателя Азиза Несина «Король футбола». Книгу эту и сейчас можно спокойно найти в интернете, но современные «болелы» предпочитают шить баннеры, кидать на поле файеры, скандировать и размахивать флагами, ругать и оскорблять друг друга на форумах в сетях, а не читать умные произведения на волнующую тему. Во взаимоотношениях на поле, стадионе и за его пределами куда-то ушла интеллектуальная составляющая, которая всегда украшала игру. Слушаешь интервью участников матча  и поражаешься скудости лексикона речи и мысли — одни заезженные фразы и примитив. А ведь еще вчера мы, болельщики со стажем, аплодировали умной игре Виктора Понедельника, Давида Кипиани, Федора Черенкова, Влада Радимова, их содержательным комментариям.
 Всем понятно, что скорости выросли, мяч, как шарик в пинг-понге, скачет слева направо и обратно. Но и сегодня шквала аплодисментов удостаивается тот, кто красивым финтом оставляет за спиной соперника, кто закручивает футбольный снаряд так лихо, что траектория его полета заставляет неметь вратарей. Как когда-то делал нестандартный игрок киевского «Динамо» Валерий Лобановский, и великий потом тренер, по методики которого и нынче совершенствуются команды многих стран.
- Я как-то приехал в Москву за спортивным инвентарем на базу «Динамо» и там встретил известного наставника  Гавриила Качалина, -вспоминает Слава Ждаков, - слова его о юношеском футболе помню до сих пор. Смысл их таков — детскому тренеру необходимо всегда поддерживать форму, так как у него главный инструмент - не рассказ как делать, а показ технического приема.

Что он и претворяет в жизнь: утро начинает с пробежки, активно участвует в тренировках, наглядно демонстрирует положение стопы при ударе и пасе, как надо играть головой и т. д. Есть и другие нюансы, особенно при работе с девочками, где без помощи психологии не обойтись.

Совсем недавно мне довелось поучаствовать в лесном празднике горных туристов (с которыми свела судьба после перелома ноги в одном из матчей). У костра любители высот рассказывали о путешествиях, пели бардовские песни, соревновались в разных видах спорта.  Ваш покорный слуга, конечно же, выбрал футбол на лесной полянке, где воротами служили воткнутые в землю жерди. Играли, не в пример прошлому, на современный манер - мальчики с девочками. В мои времена подобной встречи и вообразить было невозможно — футбол являлся мужской забавой. А тут перед глазами мельтешили девочки с косичками.  Евы, Али, Лизы, обводили тебя как статиста, мощно лупили по мячу. Непривычно и удивительно, но таковы реалии! Теперь мы также самозабвенно переживаем за женскую сборную России, начинающую набирать обороты, команды мастеров, укомплектованные представительницами прекрасного пола. Футбол в их исполнении несколько другой — более мягкий, менее быстрый и атлетичный, но также увлекательный, неподражаемый.

- Дружище, ты, надеюсь, посмотрел недавнюю встречу нашего ЦСКА с швейцарским «Базелем, - это вклинивается в мои мысли о футболе очередной звонок из Подмосковья от друга Михаила Скуратова. - А я прямо впал в ступор после первого тайма — безнадега, 0:1, проигрыш по всем статьям. С горя решил потушить экран, но внутренний голос подсказал, мол, потерпи. Дождался, не заснул, но какова награда! Выходит на поле во втором тайме Алан Дзагоев и все переворачивает вверх дном. Вместе со шведом (нашим шведом) Понтусом Бернблумом они доводят счет до победного — 2:1, а это значит, что появились шансы пройти в Лиге чемпионов дальше.
 
За случившейся метаморфозой всегда стоят характеры, воля, талант.  Но именно за непредсказуемость любят  игру на маленьких островах и больших континентах. За внешне простым пинанием мяча, беготней в трусах и гетрах стоит большая объединяющая сила людей. Подтверждение сему факту я находил во многих странах, где бывал. Однажды, совершая рейд на катере до греческого острова Паксос, совершенно неожиданно встретил на палубе любителей футбола из Франции и Швейцарии. Языков мы все не знали, но прекрасно поняли друг друга. Достаточно мне было назвать команды из названных стран, чтобы получить ответный импульс. Потом, когда маршрут закончился на острове Корфу, не хотелось прощаться с почитателями команд «Бордо» и «Грассхоппер», осведомленных и о российском чемпионате.
 
 Почаще бы задумывались о  феномене  футбола политики и правители, глядишь, появился бы перспектива устройства мира без войн. А мы, рядовые болельщики, просто любим ходить на стадионы,  где  в сжатые по времени два тайма проигрывается мини-жизнь с ее богатыми событиями.


Рецензии