революция в Мариуполе и её последствия

Прежде чем мы перейдём к отрывку из воспоминаний Лидии Иващенко - старшей сестры мамы Наташи Водин, хочется написать несколько слов о предках Наташи.
Её прадедом с материнской стороны был Епитафий Яковлевич Иващенко - уважаемый в городе человек. У него был собственный пароход, он занимал должность директора портовой таможени и, естественно, жил в собственном доме на Митрополитской улице. Со временем он приобрёл немало домов города и открыл магазины. Женой прадеда была Анна фон Эренштрейт - дочь балтийских помещиков. У прадеда было 6 детей. Старший сын Яков станет отцом матери Наташи. Другая его дочь Лидия - тётя Наташи родилась в 1911 году в Варшаве, а в 1915 году уже в Мариуполе появился на свет Сергей, ставший  позже талантливым оперным певцом.
Епитафий, к сожалению, спился и покинул семью, так что уже деду Наташи Якову пришлось непросто получить хорошее образование (в унивенситете он изучал историю и юриспруденцию) ) и неудивительно, что он стал революционером. За свою революционную деятельность дед в свои 23 года был сослан в Сибирь. На свободу вышел через 20 лет в 1907 году и женился на итальянке из очень богатой
 мариупольской семьи - Матильде Иосифовне де Мартино. Этот другой прадед Наташи был родом из Неаполя - сыном каменотёса, подавшимся во флот и дослужившимся до капитана. (Он первым из итальянцев обогнул на корабле Африку.) Когда же осел в Мариуполе, занялся продажей угля и таким образом превратился в миллионера.
 Эти Наташины прадеды, очевидно, дружили между собой семьями, и так Матильда - бабушка Наташи могла познакомиться с Яковым. В 1915 году, когда немцы захватили Варшаву, Якову с семьёй пришлось вернуться в Мариуполь. Он поселился в доме отца своей жены на Николаевской улице, где им выделили одно крыло дома. Жена начала давать уроки фортепьяно, а её муж устроился помощником адвоката. Для родителей жены они были бедными приживальцами. Мать Матильды смотрит на своего зятя свысока. Ведь у них из прислуги осталась только няня Тоня, и их обед состоит лишь из 3-х или 4-х блюд. 

А теперь переходим к отрывку из воспоминаний Лидии.   

Лидия, после того как бабушка отказала ей в катании на санях, запряжённых лошадьми с колокольчиками, прибегает к отцу в кабинет и спрашивает :" Папа, бабушка сказала, что мы паразиты. Это правда?" Отец снимает очки и смотрит на неё своими серьёзными серыми глазами. "Да, дочь, это так... Мы живём в несправедливом обществе. Но это скоро изменится. После революции не будет ни богатых, ни бедных, и тогда мы тоже не будем больше паразитами."
С этого момента Лидия с нетерпением ждёт революцию. И ей не нужно долго ждать. Уже через пару недель она наступает. Начинается весело и даже как-то буднично. На улицах люди смеются, поют новые, незнакомые песни и размахивают красными флажками. Празднуют и Лидины родители вместе с бабушкой, дедушкой, и другими родственниками. Они поют Марсельезу и поднимают бокалы с шампанским. За свободу! Портрет царской семьи из салона убран. Все счастливы, что наконец настало новое, демократическое время.
Но уже через пару дней начинается стрельба.Камни летят в окна. Разъярённая толпа пытается взять штурмом дом богачей де Мартинос (родственников Лидии). Дворнику удаётся справиться с народной злостью, он ещё на стороне своих хозяев, но это в последний раз  перед началом погромов, анархии, террора и постоянного страха. За Мариуполь сражаются различные политические группировки и банды. Побеждают то одни, то другие. Чтобы избежать уличной стрельбы, люди прячутся в подвалах. Победители вывешивают над зданием банка свой флаг. Флаг царя использует Белая гвардия, красный - большевики, жёлто-синий - петлюровцы, чёрный - анархисты Нестора Махно. За пять лет Гражданской войны власть в Мариуполе меняется  17 раз. Опаснее всех победители без флага. При них нужно быть готовыми к особо зверским нападениям и погромам.
Мать Лидии остаётся в доме одна. Её муж сражается на стороне большевиков. Прислуга постепенно из дома исчезает, прихватывая всё, что может утащить. Когда однажды Лидия застаёт в ванной комнате повариху, так как раз прячет в корзине для белья бабушкин шёлковый халат. "Но он же бабушкин!" - возмущается внучка. Повариха:"Мы теперь живём при коммунизме, что твоё, то и моё." На минуту задумывается и добавляет:" Но моё не твоё."
Почти каждый день феодальный дом на Николаевской улице посещают непрошенные гости, они ходят по комнатам и что-то высматривают. Однажды вечером возникают два вооружённых типа и начинают штыками вырывать из тены прихожей телефонный кабель. "Зачем вы это делаете?" - спрашивает их мать и просит показать ей документы. Один из них подставляет свой кулак к её лицу:"Вот документ!" Потом показывает на свой револьвер:"И это тоже документ."...
Однажды утром Лидию будит громкий шум из салона. Она вскакивает и в ночной рубашке бежит туда. Там Лидия видит мужчину в кожаной шляпе типа цилиндра, чёрной гимнастёрке, галифе и сапогах. На его ремне болтаются пустые сабельные ножны и граната. Он размахивает саблей, та описывает в воздухе круги и издаёт устрашающий свист. Порой она задевает кресло, тогда слышно, как его обшивка тихо лопается. Лидия замечает мать и свою няню Тоню, которые со страхом забились в комнатный угол. Тип орёт:"Я требую, чтобы мне сейчас же принесли чёрные брюки. Иначе вам хана."  Мать уверяет его, что у неё нет чёрных брюк, что у неё уже всё забрали, но тип ей не верит и всё больше входи  в раж. Внезапно открывается дверь для прислуг и в салоне появляется "маленькая бабушка". Она корректно одета и причёсана. "Что здесь происходит? - спрашивает она вежливо. "Что мы можем для вас сделать, господин?" Взломщик на момент теряет дар речи, потом повторяет своё требование чёрных брюк, но уже не так громко. "Прекрасно, молодой человек" - отвечает "маленькая бабушка", "обратитесь, пожалуйста, в магазин готовой одежды." С этими словами она незнакомцу дружелюбно кланяется и исчезает так же тихо и незаметно, как появилась. Мать бледнеет, она молит грабителя о пощаде:"Извините старую женщину, она несовсем в себе..." - Но такая благородная" - замечает он удивлённо, " такая благородная...". Неуверенно оглядывается по сторонам, хватает бронзовую напольную лампу и спешит прочь.
В другой раз вламливаются два пьяные и требуют спиртного. На кухне они находят бутыль с водкой. Опорожняют её и хотят зажарить яичницу. Ставят на огонь чашу венецианского хрусталя и разбивают в неё яички. Естественно, чаша со звоном разлетается на кусочки. Пьянчуги лопаются от смеха и орут:"Смерть буржуазии! Смерть буржуазии!"
Дом давно превратился в проходнойй двор, владельцы лишены права что-то сказать. На некоторое время в бывшем бюро деда Джузеппе поселяется секретарь Семёна Будёнова - счастливый случай для домочадцев, потому что его присутствие, хотя бы не на долго защищает их от грабежа. В другой раз квартируется какой-то генерал со своей любовницей, позже жена сыщика, исчезнувшая вместе с последними часами и зеркалом.
Когда няня Тоня совершает воскресный поход в церковь, она встречает там жеенщин в платьях Лидиной мамы и бабушки. Один раз на глаза ей попадается девочка в Лидиной белой шубке  из полярной лисы, в которой Лидия обычно каталась в санях. Но между тем саней уже нет, как и лошадей, которые реквезировал Нестор Махно. 
Однажды в квартире появляются люди из какого-то комитета, чтобы официально конфисцировать  "Остатки буржуазной собственности". Единственная преданная семье няня Тоня, к счастью, успела спрятать жизненно необходимые вещи в большом сундуке и заявила товарищам, что содержимое сундука её личное имущество. У неё - пролетарки, они не имеют права от туда ничего забрать.  В то время, как люди осматривают все комнаты и всё, что попадает под руку кидают в огромные мешки, Тоня постоянно кричит:" Нет, это я хочу, мне тоже что-то приходится от народного имущества!" Мебель и ковры увозят на лошадиных подводах. Люстры срывают с потолков, гардины - с окон. В конце уносят и рояль.
Музыка с ним навсегда покидает их дом.
Когда однажды Лидия с Тоней были в поисках пропитания в городе и оказались у дверей бывшего клуба предпринимателей, они увидели прикреплённую к входным дверям фанерную доску с надписью "Дворец трудящихся". Тоня, держа Лидию за руку, храбро решает зайти в здание. Мраморная лестница с красной ковровой дорожкой ведёт наверх.  Повсюду люди в сапогах, кожанных куртках и кепках. Через открытые двери видны роскошно обставленные залы. В одном из них Лидия замечает рококо-секретер её деда и туалетный столик бабушки. В другом пустынном зале,с паркетом усеянным осколками стекла от разбитого окна, она видит их чёрный рояль, на котором любила играть и сочинять. Используемый вместо стойки, он заставлен пустыми бутылками, грязными стаканами и пепельницами, полными окурков.
Положительным было только то, что в буфете каждый посетитель получал бесплатно по пирогу. Лидия сразу же его проглатывает, а Тоне удаётся ещё два сунуть ей  в карман...
Хотя ни у кого уже ничего не осталось, погромы продолжаются. Поэтому бабушка решает провести лето с детьми и сбежавшей из неспокойного Петрограда сестрой Элеонорой по другую сторону Азовского моря.
В пока свободном от гражданской войны Ейске они проводят почти два месяца.Весь день на пляже, плавают, загорают.На рынке продают персики и виноград. Постепенно они поправляются, становятся похожими на самих себя. Потом сестра бабушки Элеонора разрешается от бремени, у неё рождается дочка. У малютки на каждой ручке только по два пальчика, средних трёх нет. И это у пианистки! Должно быть, это результат пренесённых во время беременности страхов и ужасов.
Вовращение домой по спокойному синему морю остаётся надолго для всех последним счастливым воспоминанием.
Всё от чего они убегали, возвращается вновь. Уже на дороге с пристани они переживают ужасную сцену. По главной улице несут гробы, из которых доносятся душу раздирающие крики и стук. Это белогрвардейцы заточили в них красных комиссаров и демонстрируют народу, что с ними произойдёт, если они свяжутся с красными.
Стрельба в городе стала ещё более агрессивной. Мариуполь в очередной раз в руках Нестора Махно...
Однажды вечером мама Лидии и Тоня стояли у окна и перешёптывались. Опять не было електричества и в комнате горела керосиновая лампа. Издалека доносились выстрелы. "Дети" - говорит мама, " молитесь, чтобы к нам не пришли плохие люди". В изголовьях детских кроватей висят маленькие иконы. Каждый вечер перед сном дети на коленях складывают руки в моливе. Лидия привыкла к каждодневному ритуалу и считает Бога кем-то вроде друга семьи. Иногда она с ним советуется. И этим вечером она со слезами на глазах просит его защиты от плохих людей. В заключение она крестится и с чувством исполненного долга ложится в постель.
Но вскоре кто-то начитнает стучаться в дверь. Хотя она и дубовая, но настойчивость разбойников не оставляет сомнения, что со временем она им поддастся. Мама открывает. Два типа в штадском, вооружённые винтовками со штыками и пистолетами врываются в дом. С грязными ругательствами они набрасываются на мать и требуют от неё денег, золота, брильатнов. Мать пытается их убедить, что у неё ничего нет, что у неё уже всё отобрали, но они, естественно. ей не верят. Типы обыскивают весь дом, в подвале протыкают штыками консервные банки, надеясь найти в них сокровища. Из-за тог, что ничего не находят, они всё больше входят в раж."Спите дети, спите" - говорит один из них и требует мать встать перед стеной. После этого направляет на неё пистолет. Мать ничего не говорит, не кричит, не сопротивляется, только закутыватся в шерстяной платок, стоит у стены и смотрит поверх их голов, куда-то вдаль.
Внезапно раздаются громкие шаги. "Руки вверх!" - кричит кто-то. Опять входят в дом незнакомцы, на этот раз в униформе. Они разоружают взломщиков и выталкивают их из дома. Снаружи слышны крики и выстрелы. Позже выясняется, что Тоне удалось прошмыгнуть в кухню, там выпрыгнуть из окна и привести "красную" помощь.
В эту ночь мать поседела.

На фото мать Лидии с молодой 18-ти летней дочерью Евгенией - матерью Наташи Водин. Евгения - младшая сестра Лидии родилась в 1920 году, когда её матери было 43 года. Поседела же мать в 1918 году, так что кормила грудью свою дочурку она уже седой.         
      
               


Рецензии
Ничего не изменилось, Маргарита.
Тот же Мариуполь. 2015 год, нацгвардия растянулась на всю улицу. Опустошила ближайшие дома. Выбиты двери, вынесено всё, что на тот момент для них было ценным у граждан, которых они же и защищали. Мариуполь? Видимо наследственное...
Извините, к Вашим воспоминаниям мои свежие.
С уважением.

Лора Шол   21.01.2018 19:49     Заявить о нарушении
О, Лора, какое совпадение! Вы из Мариуполя. В прошлом году я сначала прослушала по радио, а позже взяла в библиотеке книгу Наташи Водин "Она пришла из Мариуполя". Книгу воспоминаний Наташа Водин начала писать в 2013 году, закончила в 2016. О событиях 2015 года она и я из поледних телевизионных известий были немного информированы. Но, конечно, это не сравнить с переживаниями мариупольцев.
У меня и сейчас книга Наташи под рукой. Её родные жили на Митрополицкой улице. Сестра прадеда Епифана Яковлевича Иващенко - Валенитна Епифановна Остославская основала в Мариуполе частную гимназию для девочек из бедных семей. Вроде, её в городе до сих пор помнят. Другая сестра - Ольга была замужем за известным психологом и философом Георгием Челпановым.
Ну а перевести страницы воспоминаний о революционных годах в Мариуполе я решала из-за юбилейного года. Последнее время появилось так много информации, расширяющей наше знание о революции и гражданской войне. К сожалению, память у большинства людей короткая, поэтому они всё время "наступают на грабли". Нормальному меньшинству приходится с этим жить и как-то выкручиваться.
С наилучшими пожеланиями.
Маргарита

Маргарита Школьниксон-Смишко   22.01.2018 11:06   Заявить о нарушении
'Нормальное меньшинство" - слава Богу, что мы всё-таки есть.
В моём детстве был Жданов...
Живу я в Ростовской области и скажу Вам Маргарита, что и у нас хватает экспроприации.

Лора Шол   22.01.2018 11:24   Заявить о нарушении
Если бы не такое меньшинство, которое было, есть и будет, людской род давно бы уже перестал существовать.
Значит, у вас в детстве был Жданов, а у меня Ждановская набережная :)

Маргарита Школьниксон-Смишко   22.01.2018 13:17   Заявить о нарушении
Лора, вы не помните, когда вы ещё жили в Жданове, существовал ли санаторий им. Крупской для туберкулёзных больных? Сейчас я такого с помощью интернета не нашла. До революции здание, в котором разместили позже санаторий, принадлежало родственниками автора книги, отрывок из которой вы прочли. Принадлежало оно богатому греку, и между собой родственники называли его "Белой дачей".

Маргарита Школьниксон-Смишко   01.02.2018 21:25   Заявить о нарушении
Маргарита, прочитайте эту информацию от жительницы теперь уже Мариуполя, которая там лечилась.
"После революции дачу национализировали. И на некоторое время здесь разместили дом отдыха для рабочих.
О дальнейшей же судьбе дома существует несколько версий. По одной из них, во время строительства завода «Азовсталь» здесь поселился Яков Гугель. И в 1937 году, когда Якова Семеновича объявили врагом народа, именно в Белой даче его и арестовали.
А по другой версии уже в 1925 году в этом здании разместили детский костнотуберкулезный санаторий имени Надежды Крупской.

С началом же Великой Отечественной войны здесь развернули военный госпиталь.
А с 1943 года здесь уже точно начал свою работу костнотуберкулезный санаторий."

Лора Шол   02.02.2018 08:01   Заявить о нарушении
Есть книга Сергея Бурова "Мариуполь. Былое"
Искала о своих родных сведенья, нашла много интересного о других.
Я жила у бабушки под Ждановым каждое лето и иногда зимой, в маленьком приморском поселке. А Жданов был полон родни и соответственно гостила у родных. Левй берег и Правый не путала...

Лора Шол   02.02.2018 08:09   Заявить о нарушении
Из книги Сергея Бурова "Мариуполь. Былое":
"В начале нынешнего века среди виноградников появились дачи именитых мариуполских граждан Хараджаева,
Де Полоне, Михайловского и других. К тому периоду относится появление в приморской зоне и известной Белой дачи.
После революции ее передали дому отдыха для рабочих, потом ее занял начальник строительства и первый директор завода "Азовсталь" Яков Семенович Гугель . Будто бы здесь его и арестовали в 1937 году как "врага народа".
В первые месяцы великой Отечественной войны на Белой даче был развернут военный госпиталь. Сразу после войны тут был организован детский костно-туберкулезный санаторий им. Н.К.Крупской".
По моей версии Белая дача это комплекс зданий принадлежавший разным владельцам.
Здание на снимке Байды, это дача Де Поллоне, сейчас там санаторий. А Белая дача или первый дом отдыха для рабочих на берегу моря. 1923 г. (дом Гугеля Я.С.) располагался чуть правее к городу и чуть ниже на том же склоне.Сейчас там комплекс зданий для "особо важных персон". К даче де Поллоне вела каменная лестница, остатки ее на снимке. А к дому отдыха рабочих от моря вела деревянная лестница. Сейчас там бетонная дорога. В годы войны дача де Поллоне была повреждена, поэтому санаторий сначала располагался в доме отдыха рабочих, а после ремонта переведен в дом де Поллоне. А дом отдыха снесли и построили комплекс для спецобслуживания." - сведенья немного отличаются друг от друга. Но вот то, что удалось найти. И ещё есть снимок Белой дачи.

Лора Шол   02.02.2018 08:12   Заявить о нарушении
Коммунальное лечебно-профилактическое учреждение «Областной детский костно-туберкулезный санаторий г. Мариуполь».
Донецкая область, г. Мариуполь, Приморский бульвар, 23.
Тел.: +38 (0629) 37-57-71, 37-50-46.
Областной детский костно-туберкулезный санаторий расположен в 300 м от берега Азовского моря, в зеленом массиве Приморского района Мариуполя. Территория санатория общей площадью 5,75 га буквально утопает в зелени.
Областной детский костно-туберкулезный санаторий - здравница первой категории с опытом работы свыше 80 лет. Санаторий ведет свою историю с 1925 года. Сегодня это лечебно-профилактическое учреждение занимает 19 корпусов и расчитано на 300 мест, из которых 180 мест - ортопедических костно-туберкулезных и 120 мест - противотуберкулезных пульмонологических. Ежегодно здесь оздоравливается 3000 детей. Эффективность лечения детей в санатории составляет 97-98%.

Вот, чем смогла...

Лора Шол   02.02.2018 08:21   Заявить о нарушении
Спасибо, Лора! "Дача де Полоне" - фамилия итальянская. Чувствую, что в этих поисках мне пора поставить точку.

Маргарита Школьниксон-Смишко   02.02.2018 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.