Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 2 Обоб

                Часть 2. Калужский край и его святыни
           Глава 2. Лаврентиев монастырь — жемчужина святости Калуги
                Обобщение

   Шумит вековая сосновая Лаврентьевская роща, не забыла она покровителя и заступника этих мест — святого праведного Лаврентия Калужского чудотворца Христа ради юродивого. Человеческая память тоже хранит свои святыни, и тоже иногда глубоко под спудом.

   Так, в начале ХХ века поэт Валерий Брюсов, находившийся тогда в Калужском крае (в 1910 году поэт работал в имении Белкино, близ современного города Обнинска), писал:
    "И снова давние картины
    (Иль только смутные мечты):
    За перелеском луговины,
    За далью светлые кресты...
    И первый плуг в далеком поле
    В сопровожденьи бороны…
    Виденья давней, детской воли, -
    Иль только радостные сны."
      (Из цикла"Родные степи")
Начало века. Революция ещё не сокрушила православное государство. Но символ православия — крест —  в детских виденьях поэта.
Прошли десятилетия. И в середине 90-х годов ХХ века на месте возрождающегося Лаврентьева монастыря после разрухи и безверия вновь был установлен крест калужским архиереем владыкой Климентом.

   Образ святого подвижника Калужской земли много раз спасал калужан в бедах. Чудо праведного Лаврентия, нежданно-негаданно появившегося на насаде калужских ратников и воодушевившего их на борьбу с агарянами, — первое, но не единственное. Леонид Кавелин пишет о многочисленных чудесах, свершаемых в монастыре по молитвам угодника Божия. Это случаи исцеления от тяжких болезней (так был исцелён боярин Лев Кологривов и многие другие). Кроме того, святой подвижник как духовный воин помогал, что описано ранее, и в ратных подвигах калужан. Знаменитая хоругвь с образами Божией Матери и святого праведного Лаврентия, освящённая владыкой Евлампием в 1812 году и вручённая генералу Шепелеву, главе калужского ополчения, победно пронесена ополченцами и была помещена в кафедральном соборе (ныне хранится в отделе войны 1812 года местного краеведческого музея). Под этим духовным знаменем калужские ополченцы громили врага и с ним торжественно возвратились из заграничных походов.

   Монастырский некрополь стал для многих героев войны 1812 года последним пристанищем и усыпальницей, которую безжалостно разграбили и осквернили революционные фанатики. Но стереть память они не могли. Так, имя героя войны генерала Багговута Карла Фёдоровича носит одна из ближайших к монастырю улиц.

   Монастырь был центром духовной жизни Калуги, здесь почитались древние православные традиции, ещё старых обрядов, чему негласно следовал ранее упомянутый игумен (позднее, архимандрит Карион).

   Здесь возникла первая школа, здесь постигали духовные азы семинаристы. Здесь долгое время был Архиерейский Дом и сюда, под благословение калужских владык приезжали из столицы важные чины. Здесь, во время своего визита в Калугу молилась рядом с клиросом  святая великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

   Пусть возрождается обитель древнего благочестия, а благодатный воздух вековых сосен врачует духовные и телесные раны! Пусть не тускнеет жемчужина святости — Калужский Свято-Лаврентиев монастырь!


  фото: Хоругвь калужского ополчения 1812 года с образами святого праведного Лаврентия и Калужской Божией Матери

 Калуга, сер. 90-х годов ХХ века

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/14/857


 


Рецензии