Блок. Ночью сумрачной и дикой... Прочтение
О.М. Соловьевой
Ночью сумрачной и дикой —
Сын бездонной глубины —
Бродит призрак бледноликий
На полях моей страны,
И поля во мгле великой
Чужды, хладны и темны.
Лишь порой, заслышав бога,
Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны.
23 апреля 1901
– «О.М. Соловьевой…» - Соловьёва – кузина матери, жена брата Владимира Соловьёва – философа, поэта. Того самого, который трижды лично встречался, к которому трижды вживую являлась Душа мира…
– «…Дочь блаженной стороны ~ Чистых девственниц весны.» – В мифологеме Блока ему предстояло разбудить Лучезарную Подругу, и в этих строках “Дочь блаженной стороны” – пытается сама проснуться и гонит от себя “сны” – которые “чистыми девственницами весны” разлетаются по “полям”.
– И в полях мелькает много… – “поле” для Блока это не площадка сельхозугодий, это противопоставление городу, противопоставление упорядоченности, это символ воли, которое потом откликнется «Куликовым полем».
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
«К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты). Все это было подкреплено стихами Вл. Соловьева, книгу которых подарила мне мама на Пасху этого года.»
(Празднование Светлого Христова Воскресения (Пасхи) в 1901 году совершалось 14 апреля.)
Как же это должно было потрясти Блока, когда он среди своих Видений…. Которым невозможно не верить, но поверить-то – как?! – он прочитал от солидного, сугубо реального доктора наук… (Диссертация: «Критика отвлечённых начал»! ) , прочитал о том же, что он считал своей тайной.
Он прочитал:
"Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?"
Он прочитал:
"Под чуждой властью знойной вьюги,
Виденья прежние забыв,
Я вновь таинственной подруги
Услышал гаснущий призыв.
И с криком ужаса и боли,
Железом схваченный орел –
Затрепетал мой дух в неволе
И сеть порвал, и ввысь ушел…"
И, наконец, он прочитал поэму «Три свидания».
Ал. Блок. «Рыцарь-монах»:
«Если мы прочтем внимательно поэму Вл. Соловьева "Три свидания", откинув шутливый тон и намеренную небрежность формы, вызванные условиями века и окружающей среды, откинув их так же, как откинули всю земную "прелесть" Вл. Соловьева, – мы встанем лицом к лицу с непреложным свидетельством. Здесь описано с хронологической и географической точностью "самое значительное из того, что случилось с Соловьевым в жизни". Поэма, напечатанная в томике стихов, изданном со всем демократизмом современности, ничем не отличается, по существу, от надписей прошедших столетий; сначала по-латыни, потом – на национальных языках, они свидетельствуют торжественно и кратко обо всем, что было истинно ценного в жизни мира; Их можно встретить на алтарях, на храмах, на знаменах, на мавзолеях, даже – на камнях в поле...
…Поэма Вл. Соловьева, обращенная от его лица непосредственно к Той, Которую он здесь называет Вечной Подругой, гласит: "Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года:
“Еще невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества"
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого :
«АПРЕЛЬ 1901:
…После большого (для того времени) промежутка накопления сил (1-23 апреля) «на полях моей страны»появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?), «сын бездонной глубины», которого изгоняет «порой дочь блаженной стороны…»
«Двойники»… Из дневника 18-ого года: «К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников».
В своей статье «О современном состоянии русского символизма». Блок рассказал о них подробнее:
«…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
Насколько все это было реальным? Нереальное реальным не бывает… Правда, тут возникает вопрос, что вообще считать реальным…
«…ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.»
И ещё из той же статьи:
«…Как перед народной душой встал ею же созданный синий призрак, так встал он и перед нами…
В данный момент положение событий таково: мятеж лиловых миров стихает. Скрипки, хвалившие призрак, обнаруживают наконец свою истинную природу: они умеют, разве, громко рыдать, рыдать помимо воли пославшего их; но громкий, торжественный визг их, превращаясь сначала в рыдание (это в полях тоскует мировая душа), почти вовсе стихает. Лишь где-то за горизонтом слышны теперь заглушённые тоскливые ноты. Лиловый сумрак рассеивается; открывается пустая равнина – душа, опустошенная пиром. Пустая, далекая равнина, а над нею – последнее предостережение – хвостатая звезда. И в разреженном воздухе горький запах миндаля»…
Важно то, что Блок с самого начала осознавал связь безликого и двойников.
Подробней «призрака белого» Блок опишет через год:
"…Огонь болотный им неведом.
Мои глаза — глаза совы.
Пускай бегут за мною следом
Среди запутанной травы.
Мое болото их затянет,
Сомкнется мутное кольцо,
И, опрокинувшись, заглянет
Мой белый призрак им в лицо.
21 июля 1902"
В «данный момент» – это «март-апрель 1910». В марте-апреле 901 «призрак» только что «появился». И «дочь блаженной стороны» ещё успешно борется с ним:
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I1 С. 18, в отделе "Неподвижность"… I2. С. 54; I3 С. 70 и I4. С. 54 – в цикле СПД в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года)"; I5. С. 60.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– "Дочь блаженной стороны ... и ... .много // Чистых девственниц весны." – Возможно, первые в цикле отклики на образ Вечной Женственности, запечатленный в лирике Вл. Соловьева, сборник стихотворений которого был подарен Блоку его матерью на Пасху (1 апреля) 1901 г.
– "Сын бездонной глубины ..." – образ "инфернальной" тональности (ср.: "Глубин сатанинских" – Откр. 11, 24 и др.), знаменующий появление темы двойника в цикле.
…В дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901-январь 1902) Блок, хотя и с оговоркой, сопоставляет этот образ – отсылкой на соответствующую страницу тома сочинений Я. Полонского – с его стихотворением "Уже над ельником, из-за вершин колючих ... ". Блок имеет в виду, очевидно, последнюю строфу названного стихотворения:
«И мир иной мелькал передо мною,
Не тот прекрасный мир, в котором ты жила;
И жизнь казалась мне суровой глубиною
С поверхностью, которая светла.»
"Отчего пленителен беспорядок одежды и кос, а все-таки грустно? – замечал далее Блок. – Оттого, что к земле тянет, мелькает иной мир суровой глубины (сын бездонной глубины? Здесь уж у меня, конечно, натяжка)".
»
Вот так. Как только он видит…
«…в конце января и начале февраля (еще — синие снега около полковой церкви, — тоже к вечеру) явно является Она.»
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого.
…ему подставляют другую сокровенными изгибами ведущую в другой храм:
«…Но ужасней — средний храм —
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам.
10 марта 1901»
Как только он начинает читать Учителя, рядом из бездонной глубины выкапывается безликий, который будет искушать двойниками.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот краткая сводка содержания книги по разделам:
Вот краткая сводка содержания книги по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к четвертой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:
1. «Я недаром боялся открыть…» (http://proza.ru/2017/11/06/1079 )
«Непогодная полночь». Солнца нет. Он «недаром боялся открыть… окно» – там люди, звери, земля и там, на равных с ними, в одном ряду с ними «твоя враждующая сила».
2. «Ночью сумрачной и дикой…» (http://proza.ru/2017/11/12/711 )
Ночь. Появляется «призрак бледноликий».
*
**
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/06/1079
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/06/1095
Свидетельство о публикации №217111200711