Блок. Всё отлетают сны земные... Прочтение

13. «Всё отлетают сны земные…»




                ***

                Так — разошлись в часы рассвета.
                А.Б.

                Всё отлетают сны земные,
                Всё ближе чуждые страны.
                Страны холодные, немые,
                И без любви, и без весны.

                Там — далеко, открыв зеницы,
                Виденья близких и родных
                Проходят в новые темницы
                И равнодушно смотрят в них.

                Там — матерь сына не узнает,
                Потухнут страстные сердца…
                Там безнадежно угасает
                Мое скитанье — без конца…

                И вдруг, в преддверьи заточенья,
                Послышу дальние шаги…
                Ты — одиноко — в отдаленьи,
                Сомкнешь последние круги…
                4 мая 1901






Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
       – Там-матерь сына не узнает ... – В широком круге фольклорно-мифологических и ли­тературных источников неузнавание близкими людьми друг друга-признак встречи в загробном мире. Ср. у Пушкина: "И сын от матери отпрянет" ("Подражания Корану", 1824); у Лермонтова: "Но в мире новом друг друга они не узнали" ("Они любили друг друга так долго и нежно ... ", 1841). Ср. также с описанием сцены встречи Одиссея с тенью его матери у Гомера (Одиссея, Xl, 143-144). В экземпляре "Одиссеи", принадлежавшем Блоку, эти строки помечены на полях знаком "N" (отмечено в статье Г.Г. Анпетковой-Шаровой и К.Н. Григорьяна "Студенческие работы Блока об античных авторах"// Рус. лит. 1980 . .N2 с. 206).
      »

(Гомер. Одиссея. ПЕСНЬ 11:

        …"Старец, пускай совершится, что мне предназначили боги.
[140]   Ты же теперь мне скажи, ничего от меня не скрывая:
Матери милой я вижу отшедшую душу; близ крови
Тихо сидит неподвижная тень и как будто не смеет
Сыну в лицо поглядеть и завесть разговор с ним. Скажи мне,
Старец, как сделать, чтоб мертвая сына живого узнала?"
[145]   Так я его вопросил, и, ответствуя, так мне сказал он:
"Легкое средство на это в немногих словах я открою:
Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови
Дашь ты, разумно с тобою начнет говорить; но безмолвно
Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь".
[150]   С сими словами обратно отшедши в обитель Аида,
Скрылась душа прорицателя, мне мой сказавшая жребий.
Я ж неподвижно остался на месте; но ждал я недолго:
К крови приблизилась мать, напилася и сына узнала…)
                »

 — Так — разошлись в часы рассвета... -  Эпиграф у Блока - это не квинтэссенция текста, а ссылка на сцену, предшествующую данной. Здесь - на описанную в стихотворении годичной давности:

                "Сегодня в ночь одной тропою
                Тенями грустными прошли
                Определенные судьбою
                Для разных полюсов земли.

                И разошлись в часы рассвета,
                И каждый молча сохранял
                Другому чуждого завета
                От века розный идеал…

                В тенях сплетенные случайно
                С листами чуждые листы —
                Все за лучом стремятся тайно
                Принять привычные черты.
                19 марта 1900"

     Строки из него:

                "В тенях сплетенные случайно
                С листами чуждые листы…  "

     …создают  ощущение бесконечных толп, но спустя много лет, из своего уже «Третьего тома», он,  опять упоминая «разные полюса  земли»,  напишет:

                "…И крепко спим мы оба
                На разных полюсах Земли.
                Ты обо мне быть грезишь в эти
                Часы…
                1 августа 1908"

     «Мы оба»… Так что и в стихотворении эпиграфа никаких толп нет, никаких «народов» нет, это она приснилась, она явилась к нему, а в «часы рассвета» они «разошлись».
     Соответственно сюжет  исходного  стихотворения, 13 эпизода, 13 «картины» первой главы раздела «Стихи о Прекрасной Даме»: имеем ночной ужас, в истоке  которого, согласно эпиграфу то, что те, двое,  «разошлись».  Результатом – сущий апокалипсис. Но:

                И вдруг, в преддверьи заточенья,
                Послышу дальние шаги…
                Ты — одиноко — в отдаленьи,
                Сомкнешь последние круги…
 
     «Ты», которая «смыкает круги» в книге уже появлялась. Ты – солнце! Здесь тоже можно прочитать аналогично: парня замучили тяжелые сны, но солнце поднимется, и кошмары разгонит.
     Вот только тогдашние сновидения Блока были едва ли не вещественнее восходящего светила… И, повторю, та, смыкающая круги –  она из алого, она из алого - противостоящего лазури! - сумрака.
     И для Блока её «дальние шаги» были еще одним мазком картины предъадья: “ты одиноко” – то есть без него! – “cмыкаешь последние круги”. Круги   – последние. Круги завершающие Историю.

Ал. Блок.Из дневника 18-ого года:
     «МАЙ 1901:
     Очевидно, под влиянием ее непрекращающейся (или растущей, или случайной) суровости — май начался теми же мрачными предчувствиями: я удалюсь в “страны холодные, немые, без любви и без весны”,  где нет “страстей, любви матери”,  где царит “равнодушие”  и где “угасает”  мое скитанье — без исхода (“без конца”),  и… оказываюсь непричастным к совершающемуся (мысль о возможности моего участия явилась не сразу, но здесь она уже является, по-видимому, готовой): она “одиноко, в отдаленьи  (от меня) сомкнет последние круги”.» 

     Повторю и выделю фразу: “мысль о возможности моего участия…” и слово   “ в совершающемся ”. Блок видел это «совершающееся», и решение принять участие уже вызрело в нем. То есть оно  было не  одномоментным.

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:
     I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


*

     Данное стихотворение относится к третьей сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
               5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

   
     К  сцене данного стихотворения относятся три произведения:

1. «В день холодный, в день осенний…» (http://proza.ru/2017/11/06/1095 )
Воспоминания из «грядущей осени» о Видении на «Поле за старой  Деревней».
                2. «Всё отлетают сны земные…» (http://proza.ru/2017/11/13/712 )
                «Сон земной», о мире где т(Т)ы «смыкаешь круги» – «одиноко», то есть , без него.
3. «Всё бытие и сущее согласно…» (http://proza.ru/2017/11/13/717 )
Попытка самоутверждения:  «Я сам в себе с избытком заключаю/Все те огни, какими ты горишь.»


**




предыдущее стихотворение —  http://proza.ru/2017/11/06/1095
следующее стихотворение  —   http://proza.ru/2017/11/13/717


Рецензии