Блок. Всё отлетают сны земные... Прочтение
***
Так — разошлись в часы рассвета.
А.Б.
Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там — далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.
Там — матерь сына не узнает,
Потухнут страстные сердца…
Там безнадежно угасает
Мое скитанье — без конца…
И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги…
Ты — одиноко — в отдаленьи,
Сомкнешь последние круги…
4 мая 1901
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– Там-матерь сына не узнает ... – В широком круге фольклорно-мифологических и литературных источников неузнавание близкими людьми друг друга-признак встречи в загробном мире. Ср. у Пушкина: "И сын от матери отпрянет" ("Подражания Корану", 1824); у Лермонтова: "Но в мире новом друг друга они не узнали" ("Они любили друг друга так долго и нежно ... ", 1841). Ср. также с описанием сцены встречи Одиссея с тенью его матери у Гомера (Одиссея, Xl, 143-144). В экземпляре "Одиссеи", принадлежавшем Блоку, эти строки помечены на полях знаком "N" (отмечено в статье Г.Г. Анпетковой-Шаровой и К.Н. Григорьяна "Студенческие работы Блока об античных авторах"// Рус. лит. 1980 . .N2 с. 206).
»
(Гомер. Одиссея. ПЕСНЬ 11:
…"Старец, пускай совершится, что мне предназначили боги.
[140] Ты же теперь мне скажи, ничего от меня не скрывая:
Матери милой я вижу отшедшую душу; близ крови
Тихо сидит неподвижная тень и как будто не смеет
Сыну в лицо поглядеть и завесть разговор с ним. Скажи мне,
Старец, как сделать, чтоб мертвая сына живого узнала?"
[145] Так я его вопросил, и, ответствуя, так мне сказал он:
"Легкое средство на это в немногих словах я открою:
Та из безжизненных теней, которой приблизиться к крови
Дашь ты, разумно с тобою начнет говорить; но безмолвно
Та от тебя удалится, которой ты к крови не пустишь".
[150] С сими словами обратно отшедши в обитель Аида,
Скрылась душа прорицателя, мне мой сказавшая жребий.
Я ж неподвижно остался на месте; но ждал я недолго:
К крови приблизилась мать, напилася и сына узнала…)
»
— Так — разошлись в часы рассвета... - Эпиграф у Блока - это не квинтэссенция текста, а ссылка на сцену, предшествующую данной. Здесь - на описанную в стихотворении годичной давности:
"Сегодня в ночь одной тропою
Тенями грустными прошли
Определенные судьбою
Для разных полюсов земли.
И разошлись в часы рассвета,
И каждый молча сохранял
Другому чуждого завета
От века розный идеал…
В тенях сплетенные случайно
С листами чуждые листы —
Все за лучом стремятся тайно
Принять привычные черты.
19 марта 1900"
Строки из него:
"В тенях сплетенные случайно
С листами чуждые листы… "
…создают ощущение бесконечных толп, но спустя много лет, из своего уже «Третьего тома», он, опять упоминая «разные полюса земли», напишет:
"…И крепко спим мы оба
На разных полюсах Земли.
Ты обо мне быть грезишь в эти
Часы…
1 августа 1908"
«Мы оба»… Так что и в стихотворении эпиграфа никаких толп нет, никаких «народов» нет, это она приснилась, она явилась к нему, а в «часы рассвета» они «разошлись».
Соответственно сюжет исходного стихотворения, 13 эпизода, 13 «картины» первой главы раздела «Стихи о Прекрасной Даме»: имеем ночной ужас, в истоке которого, согласно эпиграфу то, что те, двое, «разошлись». Результатом – сущий апокалипсис. Но:
И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги…
Ты — одиноко — в отдаленьи,
Сомкнешь последние круги…
«Ты», которая «смыкает круги» в книге уже появлялась. Ты – солнце! Здесь тоже можно прочитать аналогично: парня замучили тяжелые сны, но солнце поднимется, и кошмары разгонит.
Вот только тогдашние сновидения Блока были едва ли не вещественнее восходящего светила… И, повторю, та, смыкающая круги – она из алого, она из алого - противостоящего лазури! - сумрака.
И для Блока её «дальние шаги» были еще одним мазком картины предъадья: “ты одиноко” – то есть без него! – “cмыкаешь последние круги”. Круги – последние. Круги завершающие Историю.
Ал. Блок.Из дневника 18-ого года:
«МАЙ 1901:
Очевидно, под влиянием ее непрекращающейся (или растущей, или случайной) суровости — май начался теми же мрачными предчувствиями: я удалюсь в “страны холодные, немые, без любви и без весны”, где нет “страстей, любви матери”, где царит “равнодушие” и где “угасает” мое скитанье — без исхода (“без конца”), и… оказываюсь непричастным к совершающемуся (мысль о возможности моего участия явилась не сразу, но здесь она уже является, по-видимому, готовой): она “одиноко, в отдаленьи (от меня) сомкнет последние круги”.»
Повторю и выделю фразу: “мысль о возможности моего участия…” и слово “ в совершающемся ”. Блок видел это «совершающееся», и решение принять участие уже вызрело в нем. То есть оно было не одномоментным.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к третьей сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
К сцене данного стихотворения относятся три произведения:
1. «В день холодный, в день осенний…» (http://proza.ru/2017/11/06/1095 )
Воспоминания из «грядущей осени» о Видении на «Поле за старой Деревней».
2. «Всё отлетают сны земные…» (http://proza.ru/2017/11/13/712 )
«Сон земной», о мире где т(Т)ы «смыкаешь круги» – «одиноко», то есть , без него.
3. «Всё бытие и сущее согласно…» (http://proza.ru/2017/11/13/717 )
Попытка самоутверждения: «Я сам в себе с избытком заключаю/Все те огни, какими ты горишь.»
**
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/06/1095
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/13/717
Свидетельство о публикации №217111300712