Блок. Всё бытие и сущее согласно... Прочтение
Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, —
Мне всё равно – вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
17 мая 1901
– « Смотри туда участно, безучастно…» – то есть, принимая в том “бытие” и “ сущее ” своё участие или только наблюдая его. В черновиках видно, как Блок пытался найти более точное тому определение.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Смотри туда участно, – не участно –
Смотри туда участно,– неучастно –
»
В 12-ом стихотворении он на поле за Старой Деревней сначала пережил «самый огнь», но тут же “кто-то нашептал”, что уже осенью он будет другим: “поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны”.
В 13 стихотворении, в предыдущем, постапокалипсис, где “матерь сына не узнает”, где “безнадежно угасает мое скитанье”,где она – в отдалении (на другом полюсе Земли) – смыкает последние круги происходит уже в текущем времени.
И вот, в 14-ом, в текущем, стихотворении он прокламирует, что ему достаточно себя, что он с тою, которая “смыкает круги” – на равных:
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь…
И в доказательство равенства он дает картинку, вид на сущее оттуда – из конца, «Я здесь»! -
…нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья…
Из дневника 18-ого года:
«МАЙ 1901:
…Следует род заклинания. Прежнее отсутствие ответа заставляет надеть броню, что выражается в ощущении себя как микрокосма, в котором “вся вселенная, все прошедшее и грядущее” и с “избытком все огни, какими горит она”; “потому — нет ни слабости, ни силы”, ее “участие или безучастие” не трогает, “провидцу” не нужно “сочувствия”. Я уже “перешел граничную черту” и “только жду условленного виденья, чтобы отлететь в иную пустоту” (которая также не страшна)».
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к шестой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
К сцене данного стихотворения относятся три произведения:
1. «В день холодный, в день осенний…» (http://proza.ru/2017/11/06/1095 )
Воспоминания из «грядущей осени» о Видении на «Поле за старой Деревней».
2. «Всё отлетают сны земные…» (http://proza.ru/2017/11/13/712 )
«Сон земной», о мире где т(Т)ы «смыкаешь круги» – «одиноко», то есть , без него.
3. «Всё бытие и сущее согласно…» (http://proza.ru/2017/11/13/717 )
Попытка самоутверждения: «Я сам в себе с избытком заключаю/Все те огни, какими ты горишь.»
*
*
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/13/712
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/13/722
Свидетельство о публикации №217111300717