Блок. Всё бытие и сущее согласно... Прочтение

14. «Всё бытие и сущее согласно…»





                Всё бытие и сущее согласно
                В великой, непрестанной тишине.
                Смотри туда участно, безучастно, —
                Мне всё равно – вселенная во мне.
                Я чувствую, и верую, и знаю,
                Сочувствием провидца не прельстишь.
                Я сам в себе с избытком заключаю
                Все те огни, какими ты горишь.
                Но больше нет ни слабости, ни силы,
                Прошедшее, грядущее – во мне.
                Всё бытие и сущее застыло
                В великой, неизменной тишине.
                Я здесь в конце, исполненный прозренья,
                Я перешел граничную черту.
                Я только жду условного виденья,
                Чтоб отлететь в иную пустоту.
                17 мая 1901




     – « Смотри туда участно, безучастно…» – то есть, принимая в том “бытие” и “ сущее ” своё участие или только наблюдая его. В черновиках видно, как Блок пытался найти более точное тому определение.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
              Смотри туда участно, – не участно – 
              Смотри туда участно,– неучастно –
     »

     В 12-ом стихотворении он на поле за Старой  Деревней сначала пережил «самый огнь»,  но  тут же “кто-то нашептал”, что уже осенью он будет другим: “поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны”.
     В 13 стихотворении, в предыдущем,     постапокалипсис, где “матерь сына не узнает”,  где “безнадежно угасает мое скитанье”,где она – в отдалении (на другом полюсе Земли) – смыкает  последние  круги происходит уже в текущем времени.
     И вот, в 14-ом, в текущем, стихотворении он прокламирует, что ему достаточно себя, что он с тою, которая “смыкает круги” – на равных:

                Я сам в себе с избытком заключаю
                Все те огни, какими ты горишь…

     И в доказательство  равенства он дает картинку, вид на сущее оттуда – из конца, «Я здесь»! -

                …нет ни слабости, ни силы,
                Прошедшее, грядущее – во мне.
                Всё бытие и сущее застыло
                В великой, неизменной тишине.
                Я здесь в конце, исполненный прозренья…

Из дневника 18-ого года:
     «МАЙ 1901:
     …Следует род заклинания. Прежнее отсутствие ответа заставляет надеть броню, что выражается в ощущении себя как микрокосма, в котором “вся вселенная,  все прошедшее и грядущее”  и с “избытком все огни, какими горит она”;  “потому — нет ни слабости, ни силы”,  ее “участие или безучастие”  не трогает, “провидцу”  не нужно “сочувствия”. Я  уже “перешел граничную черту”  и “только жду условленного виденья, чтобы отлететь в иную пустоту”  (которая также не страшна)».

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


*

     Данное стихотворение относится к шестой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
               5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

   
     К  сцене данного стихотворения относятся три произведения:

1. «В день холодный, в день осенний…» (http://proza.ru/2017/11/06/1095 )
Воспоминания из «грядущей осени» о Видении на «Поле за старой  Деревней».
2. «Всё отлетают сны земные…» (http://proza.ru/2017/11/13/712 )
 «Сон земной», о мире где т(Т)ы «смыкаешь круги» – «одиноко», то есть , без него.
                3. «Всё бытие и сущее согласно…» (http://proza.ru/2017/11/13/717 )
                Попытка самоутверждения:  «Я сам в себе с избытком заключаю/Все те огни, какими ты горишь.»

*

*
предыдущее стихотворение —  http://proza.ru/2017/11/13/712
следующее стихотворение  —   http://proza.ru/2017/11/13/722


Рецензии