Происхождение Родоманов

Уважаемый Борис Борисович!

        Пересылаю Вам статью, которая Вас заинтересовала (Радаман, Андрэй. Павятовыя соймікі Новагародскага ваяводства Вялікага Княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага напярэдадні кракаўскага ардынарнага сойма Рэчы Паспалітай абодвух народаў 1603 г. / А. Радаман // Вялікае Княства Літоўскае: палітыка, эканоміка, культура : зборнік навуковых артыкулаў: у 2 частках, частка 1 / Нацыянальная акадэмія навук Беларусі, Інстытут гісторыі ; укладальнік: Анастасія Анатольеўна Скеп’ян ; рэдкал.: Уладзімір Рыгоравіч Гусакоў [і іншыя]. – Мінск : Беларуская навука, 2017. – С. 221–252). Полагаю, что уже через полтора года все выявленные в архивах Европы (Варшава, Краков, Познань, Курник, Вроцлав, Вильнюс, Минск, Санкт-Петербург, Москва, Киев, Львов, Стокгольм, Берлин, Париж и ин.) соймиковые акты Новогородского (Новогрудского) повета Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского за 1565-1793 гг. будут опубликованы в издательстве Института истории Польской академии наук в Варшаве. Собранные материалы выйдут в 2-х или 3-х томах. Материалы за 1565-1632 гг., которые будут опубликованы в 1-м томе, я подготовил к печати вместе с профессором Генрихом Люлевичем (dr hab prof. IH PAN Henryk Lulewicz). Редактирует издание профессор Анджей Рахуба (prof dr hab Andrzej Rachuba, IH PAN). Также в данном проекте принимали участие dr Diana Konieczna, mgr Przemys;aw Romaniuk (Instytut pami;ci narodowej, Warszawa), Andrzej Haratym, к.и.н. Андрей Мацук (Институт истории Национальной академии наук Беларуси) и dr Adam Danilczyk (IH PAN).
        С 1991 г. собираю документальные материалы и по истории рода. История моей "Сновской" линии рода Rodoman / Родоман (в белорусском написании и произношении - Радаман), представители которой проживали на территории бывшего Новогородского (Новогрудского) повета Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского и Минской губернии Российской империи, восходит к середине XVII в.
        Сохранились инвентари и ревизские сказки Сновского имения (местечко Снов, деревня Хвоево, деревня Клепачи), а также некоторые книги униатской церкви в Тарейках и римско-католического костёла в Снове. Если в XVII в. - первой половине XIX в. мои предки были католиками и униатами по вероисповеданию, то после ликвидации униатской церкви и закрытия костёла в Снове они становятся православными. Родословную воссоздал до 1686 г. Некоторые представители "Сновской линии" переехали в XIX-XX вв. на постоянное место жительства в Сибирь, Москву, Казахстан, Латвию, Швецию.
        Представители иных линий рода фиксируются в документальных источниках ВКЛ с XVI в. Так, например, в 1595 г. русин Andreas ROTHAMANUS записался в римско-католическую семинарию в Вильне (Katalog alumn;w Seminarium Papieskiego w Wilnie 1582-1798. Cz. 1 / Henryk Litwin // Przegl;d Wschodni. T. 8, z. 4 (32) (2003). S. 949: «173. ROTHAMANUS Andreas; ADMISSIO: 1595; PATRIA: Ruthenus; EGRESSUS[1] EX SEMINARIO: p. 1595. Religionem ingressus»).  Теодор Родоман (Theodor Rodoman) подписал новогородскую соймиковую инструкцию в 1695 г. (Российская Национальная библиотека. Отдел рукописей. Фонд 971. Автогрофы П.П. Дубровского. Авт. 126. Документ № 15. Лист 42). Криштоф Радоман (Krzysztof Rodoman) участвовал в посполитом рушении 21 декабря 1698 г. от Новогородского повета (Acta Stan;w Wielkiego Xi;stwa Litewskiego na pospolite ruszenie vigore laudum Wile;¬skie¬go 14 Augusti 1698 postanowionego mi;dzy ;awnem a Puzewiczami w powiecie Grodzie;skim zgromadzonych. Anno Domini 1698, dnia 21 decembris. Wil¬no, 1699). В XVIII в. один из представителей рода был плебаном в Сморгони (т.е. священником римско-католической церкви). Сохранилось его завещание, составленное в 1753 г. (Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі (Мінск). Фонд 1732. Ашмянскі гродскі суд. Вопіс 1. Справа 5. Аркуш 833).

С уважением, Андрей Радаман

Радаман, Андрей Александрович (р. 1971)
        Белорусский историк, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Академии МВД Республики Беларусь.
        Область научных интересов: история государственности и права Великого княжества Литовского, Российской империи, Союза ССР и Беларуси. Автор публикаций по истории органов внутренних дел Беларуси.
        Belarussian State University, Belarus History of the Ancient Time and the Middle Ages, Faculty Member.
        Belarussian State Pedagogical University named after Maksim Tank, History, Alumnus.
        Academy  of Ministry of Internal Affairs, Minsk, Belarus, Legal Theory and Legal History, Emeritus.

        Эта публикация ущербна, потому что «Проза.ру» не сохраняет шрифтовые выделения и дополнительные буквы алфавитов, заменяя их на точку с запятой.

        Подготовлено для «Проза.ру» 15 ноября 2017 г.


Андрей Радаман

О НАШЕЙ ФАМИЛИИ

Фамилия (РАДОМАН = RADOMAN = РАДАМАН = РОДОМАН = RODOMAN = RHODOMANN …) в различных вариантах её написания встречается в известных мне источниках с раннего Нового времени (XVI ст.) на территории современной Германии, Беларуси, Литвы, а позднее и в некоторых иных странах Европы и Америки (Сербия, Черногория, Хорватия, Латвия, Россия, США и т.д.).

Так, например, в конце XVI в. профессором и ректором университетов в Ростоке, Йене и Виттенберге был гуманист и поэт немецкого происхождения Лоренц Родоман („Lorenz Rhodoman”; „Laurentius (Laurentis) Rhodomannus”) (р. 5 VIII 1546, Niedersachswerfen (Thuringen) – † 6 I 1606, Wittenberg), известный своими произведениями в области изучения древнегреческой поэзии. В 1604 г. в Ганновере он издал творения Квинта Смирнского и Диодора Сици¬лий¬с¬кого. См.: Perschmann H. De Rhodomanni vita et scriptis. Nordhauzen, 1864.
Вместе с тем утверждать однозначно о немецком происхождении рода не могу. Мои коллеги филологи говорят, что либо немцы заимствовали данную фамилию у славян, либо славяне у немцев. У сербов есть даже имя Радоман. На сегодняшний же день наши однофамильцы проживают во многих государствах мира.
Первое известное мне упоминание нашего однофамильца на территории современной Беларуси и Литвы (территория бывшего Ве¬ли¬ко¬го княжества Литовского, Русского и Жемайтского, которое в 1569 г. вошло вместе с Польским королевством в состав единого федеративного государства – Речи Посполитой обеих наций Короны Польской и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского) относится к 1595 г., когда русин Андрей Родаман записался в римо-католическую семинарию в Вильно (современный Вильнюс). В 2003 г. нынешний посол Респуб¬ли¬ки Польша в Республике Беларусь Генрих Литвин (историк по образованию) опубликовал каталог книг записей папской римо-католической семи¬на¬рии в Вильно (современный Вильнюс), в котором под № 173 содержится запись свидетельствующая об этом событии следующего содержания: «ROTHAMANUS Andreas; ADMISSIO : 1595; PATRIA: Ruthenus; EGRESSUS EX SEMINARIO: p. 1595. Religionem ingressus ». См.: Katalog alumn;w Seminarium Papieskiego w Wilnie 1582-1798. Cz. 1 / Henryk Litwin. // Przegl;d Wschodni. T. 8, z. 4 (32). (2003). S.949:
В польскоязычных документах Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского XVII-XVIII вв. наша фамилия встречается преи¬му¬щественно в написании RODOMAN, в русскоязычных документах Российской империи конца XVIII–XIX вв. – в различных написаниях: РОДОМАН – РАДОМАН – РАДАМАН – РУДОМАН. Правила же современного белорусского языка требуют написания и произношения нашей фамилии только как РАДАМАН. Отсюда разнообразные формы написания фамилии в русскоязычных документах в 20 веке (у меня, например, в паспорте по белорусски РАДАМАН, по русски – РАДОМАН, по английски – RADAMAN).

Для "Проза.ру" Борис Родоман 20 марта 2023 г.


Рецензии