Блок. Молитву тайную твори... Прочтение
Молитву тайную твори —
Уже приблизились лучи
Последней для тебя зари, —
Готовься, мысли и молчи.
Готовый, мыслящий, немой,
Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901
Сюжет продолжается! Ночь не кончается, но на горизонте – в Питере бы так просто уже белые ночи, 10 июня же! – на горизонте заря.
Ох, уж эти зори 901-ого года:
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...»
Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
«…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
«…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901
«Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
Л.Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»
А выше – луна. И всё – как в первый раз в жизни, как в последний раз! А Видения эту банальную метафору – «как в последний раз» подкрашивают реализмом:
Уже приблизились лучи
Последней для тебя зари…
Последней! Уже скоро! И ты будешь с Нею! А пока «взгляни наверх»! Видишь луну?! –
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
(Но всё-таки… На мой вкус, отдельно-взятый глаз – образ неоправданно рискованный. Он позволяет понять, что хотел сказать Блок, как Блок всё это видел, но сбивает настроение разными неприличными вопросами, типа – а где глаз второй? И за улыбками уже не до высокой мистики.)
(
Впрочем, во времена Блока эта метафора не была настолько острой: она уже была введена в обиход Полонским: «Источник ее — стихотворение Я. Полонского «Царь-Девица», оказавшее огромное воздействие на образную систему «Стихов о Прекрасной Даме».» Д.М. Магомедова. Автобиографический миф в раннем творчестве А.А. Блока («Стихи о Прекрасной Даме»)
Приведу упомянутое стихотворение полностью:
ЦАРЬ-ДЕВИЦА
В дни ребячества я помню
Чудный отроческий бред:
Полюбил я царь-девицу,
Что на свете краше нет.
На челе сияло солнце,
Месяц прятался в косе,
По косицам рдели звезды,—
Бог сиял в её красе…
И жила та царь-девица
Недоступна никому,
И ключами золотыми
Замыкалась в терему.
Только ночью выходила
Шелестить в тени берез:
То ключи свои роняла,
То роняла капли слез…
Только в праздники, когда я,
Полусонный, брел домой,
Из-за рощи яркий, влажный
Глаз её следил за мной…
И уж как случилось это,—
Наяву или во сне?!
Раз она весной, в час утра,
Зарумянилась в окне: —
Всколыхнулась занавеска,
Вспыхнул роз махровых куст,
И, закрыв глаза, я встретил
Поцелуй душистых уст.
Но едва-едва успел я
Блеск лица её поймать,
Ускользая, гостья ко лбу
Мне прижгла свою печать.
С той поры её печати
Мне ничем уже не смыть,
Вечно-юной царь-девице
Я не в силах изменить…
Жду, — вторичным поцелуем
Заградив мои уста,—
Красота в свой тайный терем
Мне отворит ворота…
)
А высокая мистика – она в простом вопросе: если было: ты была Солнце, а теперь Луна – твои глаза, то не изменение ли это облика?
"Но страшно мне: изменишь облик Ты..."
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года.
Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
Данное стихотворение относится к третьей сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
Луна – Твои чертоги:
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:
7. «Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко…» ( http://www.proza.ru/2017/11/14/1258 )
Ночное бдение: ты цветешь.
8. «Молитву тайную твори…» ( http://www.proza.ru/2017/11/15/796 )
Луна – как «Ее глаз», как проход в Ее чертог. …как «изменение облика», ведь ранее было: ты - солнце!
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/14/1258
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/15/806
Свидетельство о публикации №217111500796