Африка часть 1

   
 

 Застойные 80 годы. Наладчик  Слава Охай попадает из Крайнего Севера в Африку. Он участвует в  прокладке нефтяной трубы в Нигерии. Русская нитка, в отличие от американской и английской, тянется напрямую через болота. Тяжелый грунт, допотопная техника и неприятный климат. Русский человек страдает, пугается опасностей, но терпит и  приспосабливается. Охай  работает  вместе с другими рабочими. Они выстраивают отношения с местным населением.

Ребята  иногда  находят разные пути  подзаработать и расслабиться.  Особенно   удается покалымить по части спасения аварийных машин. Однако с досугом  возникают проблемы. Спорт на жаре неуместен и тяжек, а до культурных центров далеко.

     Да и продажный секс   в Нигерии  дороговат.  Правда есть простой  выход – своя медсестра Марьяна за тридцать долларов оказывает услуги. Охай  случайно встречает  знакомого чеха -  Вацлава.
Действующие лица

1. Слава  Охай - наладчик  на все руки.
2. Вася    Самокрутов – бригадир,   
3.     Виктор  Подрез- сварщик, 
4. Иван Медкалинный - водитель Краза. 
5. Ляпичев – представитель стройфирмы.
6  Марьяна – медсестра,
7. Артур  Хлюпин  – переводчик,
8. Сестры африканки.
9. Чех – Вацлав Страка – бизнесмен.
10. Грохотов – наладчик любитель  женщин. Когда видит голое тело дам, стучит молотком по металлу.
11 . Комарик – философ – все тянет друг другу. Белое к черному, молодое к молодому красивое к знаменитому, живое к живому бедный к богатому, дурак к дураку, русский человек к иностранцам. 




Глава1   Завод

      Союз был огромной индустриальной державой, не хуже Штатов. Это надо знать не только пионерам и будущим олигархам. Это надо знать всем!   Стране нужны были позарез разные машины и оружие.  Результатами пятилеток был россыпи  разнообразных заводов по всей необъятной державе. И заводов громадных. Заводы возводились сотнями на всех территориях СССР, исключая, пожалуй,  далекую Камчатку.  Котлы, станки, сепараторы прессы, печки и прочая техника  плотно набивались в могучие заводские стены. Для их ежедневной работы  объемы цехов прошивались сотнями километров коммуникаций – трубами, рельсами, кабелями, шинами. Все это запускалось в работу легионами рабочих - пусконаладчиков различных специальностей.

 Бригады наладчиков колесили по стране с объекта на объект круглый год. Был  еще и сильной поток техники в рамках технической помощи на юг и запад. Поставляли станки на Кубу, в Индию во Въетнам, братьям социалистам в ближнюю Европу. Кроме того, помощь направлялась и в далекую Африку.
   Слава Охай был один из  таких наладчиков. За его спиной было уже за полсотни промышленных объектов, больших и малых, в пустыне и на Севере. Иногда он торчал на них месяцами, иногда управлялся в считанные дни. Работу  свою любил, работы не стыдился  и именовал себя при знакомстве  - «гвардеец  индустрии» ну или  если попроще « рыцарь отвертки». Отвертка да паяльник были на самом  деле самом ходовой снастью в этой работе, где  им приходилось зачищать сотни ляпов проектантов и разработчиков, прибористов и монтажников. Скорее ему подходило прозвище – «лекарь советской халтуры».
 
      Слава Охай  недовольно  огляделся  вокруг. Помост с его контрольными приборами стоял в центре цеха. В огромном  цеху завода кипела работа.  Завод этот был срочно  возведен в самом сердце России для  варки  кремниевых кристаллов. Без этих кристаллов не шевелилась никакая электроника. Их нужны были тонны.
    Масштабная  подготовка   к производству - сотни работяг  варили прочные просторные помосты, красили конструкции, станавили  агрегаты. Наладчики  в синих спецовках возле стены возились со шкафами техники. Такого аврала  не было давно. Никто уже не думал о графике и технике безопасности. Начальство топталось за спиной целыми стаями. Нужно было  сдать цех  за два месяца. Славина  бригада обеспечивала запуск контрольных приборов. Правда выделил ему всего то двух работяг: тщедушного техника Комарика и монтажника Холявкина. Вместе с ними толкался местный слесарь Матюпатенко  в промасленной робе, набитой какими-то  железками. Слава хмуро приглядывался к нему - обычно заводское начальство приставляло к приезжим своих людей, так для присмотра.
 
- Опять пошел аврал, к партсъезду забегали - орденов желают получить,- ворчал  наладчик Комарик, небольшого роста   мужичок с розовым,пропитым носом, нюхая разогретый паяльник.-Закипело дело...
- Это точно,-  подтвердил Охай, присматриваясь к Матюпатенко, который зачем-то отворачивал со стены новый плафон.- Выходные нам положены н только к Новому году. Эй Матюпатенко! А чего эти пресса не подключают ? Они  нам всю цепочку тормознут.
-Так монтажников нет. Не прибыли Питерские- две недели как ждем,-ответил Матюпатенко рассеяно.:-Бывает, – кивнул Слава.

-Зато начальства вагон. Не слезут с нас пока не запустим  конвейер,-посетовал добродушный Матюпатенко.- А от этого аврала больше вреда.
- Понятное дело, завод -он такой, шумит как улей, – согласился Охай,орудуя отверткой в шкафу с приборами.

- Помнишь Слав,  ту  командировку в Астрахань,- мечтательно вспоминил Комарик, разматывая  шлейф проводов.- Тогда мы не на поезде и не самолете туда двинули.. А угадай как, Матюпатенко?
- Пешком что ли? – засмеялся Матюпатенко, отвинчивая с новой аппаратуры  автомат электрозащиты.
- Сам пешком топай,- обиделся Комарик.-  Мы культурно смотались. Так бы и в голову не пришло а тут такое дело -  билеты всей бригаде на дополнительный состав купили. А его раз и отменили.
- Ну и сидели бы дома, -   посоветовал Матюпатенко.

- Сам дома сиди! Ну мы же наладчики, – гордо  заявил Комарик – Послали -надо  помогать. Мы билеты взяли на пароход. А вот  начальство  не предупредили, ну забыли.
- Правда, начальство мы зря не предупредили… – нехотя поморщился Охай.
- А надо было?- искренне удивился  Матюпенко.
- Полагалось… Могли бы и наказать,-, почесав нос, произнес Комарик.
- У нас уволили бы запросто, –назидательно  говорит Матюпатенко.
-  Вряд ли. Рабочего человека у нас не увольняют, страна гуманного    социализма с человеческим лицом,-  - резюмировал Охай.

     Охай  с удовольствием вспомнил ту командировку. Впопыхах им   купили билеты не на тот поезд, а они взяли и сели   на пароход. Наладчик плывет,а -командировка идет. Правда пароход был туристический, не торопливый с остановками и экскурсиями. Ну да это детали.  Пока начальство  оживленно перестреливалось телеграммами типа « Составьте смету тчк Высылаем бригаду» и « Бригада выслана зпт  смете  прилагается первая процентовка» . Ребята отдыхали душой и телом знакомясь  с красотами старинных городов.
потом тексты стали тревожней : «Бригада не прибыла  зпт высылайте другую тчк  план сорван тчк процентовку не закрываем.»

   - Мы  Три недели плыли Красота,- почмокал Комарик.
 -Пока приплыли - завод сгорел,- добавил Слава.-   Нас в розыск обЪявили.. Мы, пивка попили , арбуз съели и обратно.
-Как сгорел?- покосился на него Матюпатенко, запихивая лампочку в бездонный карман спецовки.
- А просто, – сказал Комарик, - сварщики крышу подпалили. А там понятно гудрон. Три часа полыхала и потом вниз.
- Да ну вас - трендите,- обиделся Матюпатенко.
-Ей богу! Сами видели.- подтвердил Слава, почесывая за ухом.
- Это что! А у нас в Москве есть  завод ЭНИМС – станки разные делает . И удачно награждали не раз.- завелся Комарик,- Так вот там ордена вешали для красоты. прямо на стене, типа – наша гордость! Ну стена терпела-терпела возьми и рухни.
-На третьем ордене? – деловито уточнил  Матюпатенко.
-На пятом. Ордене Ленина. Культурно завалилась с орденами вместе в цех всего пятерых и придавила.
- Да, – кивнул Охай, – сам видел, Ордена слишком тяжелые повесили –пятиметровые.

- У нас тоже тут ЧП было. Прокладывали кабеля по старым шахтам. Новые было накладно делать. И тут понеслось,- развел  руками Матюпатенко.- Кого- то долбануло током, а может отравились чем. В некоторых шахтах метана много.
- Это что! – пояснил Комарик, – вот лет пять назад послали нас менять кабеля в ракетных  шахтах.
- И там без вас  никуда,- с недоверием  усмехнулся Матюпатенко.
-  Точно, там крысы кабели пожрали. – с удовольствием заметил Комарик, нюхая паяльник, –  Ракету решили не трогать, только  разъемы сбросили. Я-то сверху кабеля травил,  а вниз шестеро ребят полезли. Что-то там перетыкали спьяну. Ругань  была крепкая. Потом хлобысть и вторая ступень завелась.  Так вот - от бригады ударной, одна подметка и осталась.

     Матюпатенко даже уронил отвертку. Поднял инструмент и нагнулся к Славе.
 - Слава, а чего твой Комарик всю дорогу паяльник нюхает, - спросил он Охая.- Кайф ловит?
- Какой кайф. Очки заболтал в электричке, а так ничего не видит,- усмехнулся Слава.
-А сколько было у него стекла?- прищурился Матюпатенко.
- Было год назад плюс шесть. Не меньше.- подумав, ответил Слава.-Наладчику без очков никуда.Даже стакан налить.А наливают нам везде - ценят.
 
- Да, наладчики – вольные птицы, - кивнул Матюпатенко, чихая в рукав своей драной спецовки - не то, что мы,заводские электрики.    
- Эй ты что свинтил, оно же еще пригодится,- останавливает его Охай.
- Оно и  мне пригодится. Тащи с  завода  каждый гвоздь. Ты здесь хозяин, а не гость!- поучительно заметил слесарь  Матюпатенко, откручивая  со стенки электрический автомат. И Слава понял, что ошибался в его отношении, Матюпатенко был обычный расхититель соцсобственности.

 В соседнем боксе налаживали энергетику. Матюпатенко ткнул отверткой в откртый шкаф с медными шинами и возникала дуга. Охай увидел, как вспыхнула одежда рабочего,яркое сияние осветило цех, он вскочил на помост и вырубил рубильник. Сияние прекратилось, в цеху зависло облако дыма.  Слава чихая и кашляя, вглядывался в синие клубы.

Матюпенко безжизненно валялся на полу  - огрызок отвертки воткнулся в настил.
  Комарик осторожно обнюхал Матюпатенко
-Ну чего,- поинтересовался сверху Слава.
-Горячий как паяльник,- ответил Комарик. - И пахнет жаренным,
-Значит еще живой,- успокоился Слава.-Все одно тащим его в санчасть.
-Да живой, я живой,- откликнулся Матюпатенко, с трудом открывая глаза- только руки дрожат как с похмелу.
-Это что, вот если бы  еще и ноги тряслись… – завелся с облегчением Комарик и заткнулся, получив по затылку затрещину тяжелой Славиной рукой. Охай хмуро наблюдал, как к к ним спешило разнообразное начальство.


Через неделю все закончилось. Бригада вернулась домой из командировки и первым дело к   начальству.  Начальство и без доклада знало, что скажет  Охай.
-  Слава, ты процентовку закрыл без проблем?- раскладывая пасьянс из бумаг спросил начальник участка.
- Закрыл по совести, – помахивая бумагой успокоил Охай.
-  Давай сюда. Ага, порядок.  Слава,  теперь полетите  на Таймыр,- кивая на карту мира, пообещал начальник.- Там   нефтепровод тянут  сквозь тундру,  аппаратуру надо поставить. 
- Таймыр е мае – там же за сорок с минусом, – испугался  Комарик.
- Ну и что, нефть качать надо. Короче,  спирт получите – валенки свои, – строго сказал  начальник. – вот билеты и командировки.Вылет завтра.

Самолет  транспортной авиации с наладчиками на борту зашел на посадку среди северной равнины.
Охай спрыгнул на укатанный снежный наст и огляделся: вокруг был идеально плоский заснеженный пейзаж. За полярным кругом Слава бывал впервые. Командировки у него были разные: в теплые ухоженные места, в места людные индустриальные и просто в гробовые. Нечасто, но приходилось ковыряться отверткой  в разных вонючих шахтах, где было по колено ледяной воды и шмыгали голодные крысы. Однажды он налаживал какую-то импортную технику в ста метрах от границы - вокруг стояли мрачные утесы, а за колючей проволокой их разглядывала серьезные люди без формы, но с оружием. 
- Ну и где тут северное сияние,- пискнул Комарик, разглядывая черное небо.- Снег есть, мороз есть , а иллюминацию не включили. 

С аэродрома на вездеходе их повезли по тундре к заснеженному лагерю из бытовок. Человек в толстой "Аляске"  встретил их у  вездехода. Внимательно оглядел их и сказал:
- Я ваш прораб – Кащеев. Звать  Никита Сергеевич как Хрущева.
-Запомним, -откликнулся Комарик.
-  Командировки  ваши сюда,-  хмуро приказал прораб.Затем внимательно просмотрел документы прибывших.
- Охай? – уточнил он.
-Охаай – поправил Охай. –Ударять правильно надо.
- Ударим, если надо. – сурово предупредил прораб,- Комарик?
- Это я, – испуганно пискнул Комарик.
- Вижу – глянув на него, заметил прораб - Холявкин?
-Ну  я , - говорит Холявкин.
- А это надо понимать, Зарезов? -уточнил Кащеев.
   Зарезов  кивнул головой.
- Так. Устраивайтесь. Не  напиваться – на дворе мороз, – строго проинструктировал прораб.- Развозит хуже некуда.
-Да мы не алкаши,- успокоил Охай.- мы наладчики.

- Знаю я  нагляделся на вашу братию вдоволь,- со скептисом заявил прораб,- Сюда отличников производства никогда не присылали.Вещи разложите, побрейтесь и  к обеду.  Ко мне  на участок. Вон туда.
Показал пальцем на заснеженный кунг.
- Ничего себе  прием! – скривился  Холявкин, глядя вслед уходящему прорабу. - Крутые тут, однако  люди.
-  Так мерзлота кругом.- констатировал Охай.- Народ грубый. Пошли обживаться!
 
Возле бытовки только  цепочка медвежьих следов, их заметает  вьюга. Вокруг ни души только бескрайняя тундра. Рабочие с тоской озирают  тундру.Редкий народ бегает между бытовок .
- Это  что, никак медведь топал. Ну блин, и  занесло  черте куда.- сказал Охай.
- Они тут привыкли к отбросам вот и навещают,- догадался Комарик.
-Зверь, зверем,  а цивилизацию уважает, - кивнул Охай.

Ну что блин, за пейзаж. Эх, в Африку бы, там тепло. Там попугаи. Там бананы растут.-сказал Зарезов.
- Там негритоски с голой жопой, – мечтательно заметил  Комарик.
- Шоколадки, – мечтательно протянул Холявкин,- таких на Таймыре точно нету.
- Давай выпьем за Африку – сказал Комарик. - Хочу туда. Ребята трепятся, что у нас туда  закинут. Что- то у них тоже с трубой нестыкуется. На год, короче , в тепло. Ну не для всех, конечно. Но  кого-то  точно пошлют.

- Верно и  нас сюда на стажировку и пихнули, – догадался Охай.
- Это запросто, – кивнул Комарик.
-Где тут у них нагреватель? Что то нежарко возле полюса,- пошарил под кроватью Охай.
- А вон там  какие-то  сопли висят. Ткни -   не коротни! – показывает Комарик. Охай  шарит в темноте руками, чертыхаясь. Раздается шипение, загорается лампочка.
- Ну вот. Сейчас сырость и просушим, - сказал Слава, осторожно трогая  нагреватель.- Потянуло вроде  теплом.

- Давай  за это и выпьем. За тепло. – уточнил  Холявкин.- Наладчикам не привыкать, где налаживать. Главное, чтоб чаще портилось. Тогда точно командировочные нам  будут отсыпать.
-  Ну что, пацаны, не  выйдем сегодня?- предложил мечтательно Комарик. Загудим – спирту море. Закуска московская. Холод собачий.
 -А ну его, этого прораба, в тундру. Отоспимся  завтра и пошлепаем.- соглашается Охай.

 Они  расселись в бытовке, надрались спирта и заснули.
Комарик  привычно ткнулся носом  в стол. Холявкин  откинулся на топчан. Охай добрался до койки, но спал недолго , встал первым, аккуратно  оделся под трескучий мороз ,взял  чемодан с инструментом и пошел  к двери.

Только  открыл дверь бытовки, перед ним стоял натуральный белый медведь. Минуту они напряженно смотрели друг на друга.
Охай  захлопнул дверь и бросил чемодан.
- Ребята медведь! –закричал он.-Тревога!
- Ну и что!Все верно! Все тянется друг к другу,- заметил сонно Комарик.- Птица к птице, зверь к зверю! Живое к живому!
- Кинь ты ему колбасу, отстанет, –лениво посоветовал с койки Холявкин.- Надо уважать хозяина.
  Охай  нервно посмотрел на него,затем  хватает пожарный топор со стены.  Потом снова открывает дверь. Медведя нет. Только следы уходят в тундру.
- Ну надо же предупреждать, что тут зоопарк без билетов,- сплюнул Охай.
- Ну и правда  кто-то был – шатаясь за его спиной  заметил Комарик с колбасой в руке.- Ну нет хозяина - сам съем.
Ребята вернулись досыпать, а Охай решил пройтись по городку.Никого  не было - видно все ушли на трассу. У последних бытовок нарвался на Кощеева:
-Пора работать. столичные . У нас тут не курорт.А где остальная бригада?
-Там отсыпаются. Устали с дороги. Да и  Темно привыкнуть не могут.- пояснил Охай.
-А ты привык?- усмехнулся Кощеев
-А у меня в голове будильник, – просто ответил Охай.
Прораб  посмотрел на него внимательно.
Ладно  хватай приборы, поехали на  трассу, - скомандовал Кощеев.


Рецензии
Интересно читать познавательные истории. Когда-то училась в Москве. Вспоминала прекрасный, зрелищный Арбат. Я на него смотрела влюблёнными глазами приезжей из глубинки. Герои Ваших рассказов очаровывают и не отпускают. Нравится лёгкая паутинка юмора. За экскурсии по Москве, Питеру и Сибири- спасибо.

Валентина Визирская   11.05.2018 14:48     Заявить о нарушении