Изгнанный реформатор

2017 A.D. / Anno Domini / Весь мир религиозный, культурный и даже политический, удивительно едино/пламенно окунается в атмосферу праздника великого/славного - 500 лет Реформации! “Запрезентуем” себя обществу, культуре, политикам! “Отпразднуем” себя и свои достижения/служения/миссии протестанские! За 500 лет – накопилось немало! “На высочайшем уровне” совершим торжества/молебны/программы/церемонии юбилейные! Наш успех очевиден, но... почему-то не виден обществу! Племена и народы разные - вовлечены в “панорамы, эстафеты и выставки” исторические/масштабные. Особо ревностным участием “в деле реформации” - озарены сердца пилигримов-странников. Но не только христиане-подвижники и паломники верующие, а и государственные структуры/атеистические, учреждения культуры/плюралистические; и партии, партии, партии, даже самые нецерковные – отмечают 500-летие славное! И, конечно же, туристический бизнес/паломники/туры – только “по следам Реформации”, и только по местам “святым и священным”. А сколько рекламы и шума суетного/бурного? Сколько лозунгов и штампов крикливых/пропагандистских? Сколько слов и речей “политически корректных”/неискренних, религиозно-показных/публичных/нечестных/пустых? И сколько же людей, народа - историей/традициями реформации увлеченных, от истинных/личных реформаций и жизни отвлеченных...

Протестанты, католики, православные, политики, президенты - все справляют сей праздник великий и славный – 500 лет Реформации! “Скурпулезные теологические старания” принесли плоды свои – великое примирение со “Святым Престолом” совершилось! А в ознаменование, в знак примирения - праздничные службы/молебны совершаются повсеместно. И политики всяких партий обьединились вдруг неожиданно! И еретические служители конфессий многоразличных – удивительно смиренно присоединились к “юбилейному году”/500 лет! Священники, политики, канцлеры, президенты, премьер-министры... – у всех свои дивиденты, у всех интерес свой, скрытый/“внутренний”. Да что там, президенты и патриархи всемирные, даже верховный муфтий шейх поздравляет юбиляров реформации “братским мусульманским приветствием: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху - Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение”. И даже сам “великий понтифик”, Папа Римский, почтил своим высоким присутствием церемонию 500-летия, славную и помпезную акцию протестантов не лишил своего внимания! Духовный триумф Вселенской церкви? Пилигримы всех религий и партий обьединились? Экуменические литургии, концерты, конференции - и никаких больше анафем! Никаких разделений на веры там, всякие, “чистые и нечистые”! Мир и единство духа! Во веки и... веки вечные!

Удивительное единство наступило... Невообразимое ранее экуменическое празднование.... Всемирная экклесия? “Истинно так, аминь!” – восклицают толпами. В великом согласии, в духе истинно “экуменической ответственности” – сие мировое таинство совершается. И в залах помпезных/церковных, и в политических дворцах/палатах/театрах, и на плошадях/под открытым небом клубятся волны информационного “фимиама”! И священники/духовные, и жрецы искусства, и гуру политические - все поют и “поют” друг для друга гимны сладкие; дифирамбы друг другу дарят приятные, и весь народ воедино вторит им радостно, и “кружится” народ и “танцует” под ритмы и музыку времени. И перебирают музыканты “струнами" и бьют в барабаны и поет народ... и ликует... И кажется, сам Яхве пришел на этот пир Реформации. Великий унисон, никаких диссонансов, удивительное созвучие голосов! И, наверное, “День Его” близок...

Но что это? Зашевелилась вдруг толпа торжествующая, задвигалась, зашумела... А потом, внезапно, посетил ее дух смятения и смущения, и застыла она, заморозилась... И водворилась тишина вдруг кричащая, и остановилось движение всякое, и наступило безмолвие... Прямо к трибунам, к возвышению - человек направляется... особенный, странный. Пастух сельский? Похоже... ни вида в нем царского, ни величия, ни приличия торжественного/юбилейного. В простой пастушеской одежде появился на празднике странник, а в руках у него посох; но глаза и лицо сияют... по-особенному... И возвысил свой голос незванный пришелец, и полилось его скорбное песнопение по площади: "Горе! Горе! Горе!" И длинная пауза... и слезы на лице его - почти ангельском.... "Он возвещает нам гибель, а не благословение? Он угрожает народу нашему избранному расплатой, судами и пленом языческим? Самопразднованием мы все здесь занимаемся? Самозванство среди нас процветает?" - и зашевелились немного самые смелые политики. И зашептались неуверенно – самые известные священники...

Но смело продолжал свою речь неизвестный пришелец: "Вы ждете "Дня Яхве?" Готовьтесь! Он придет, но он будет для вас гибелью, ибо Бог есть Бог справедливости. А где справедливость и правда в стране вашей, в народе вашем? Великое бесчинство среди вас царит, обман и притеснение слабого/бедного!” “Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” (Ам.3:6). Гневным речитативом неслась речь пророческая/бесстрашная над притихшей толпой: “Ненавижу, отвергаю праздники ваши и... Не приму их. Удали от Меня шум песней твоих Ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, И правда - как сильный поток!” (Ам.5:24). Нет, не болезнуете вы о бедствии народа своего! “Нежитесь на постелях ваших”! Вы “восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: “не своею ли силою мы приобрели себе могущество?” (Ам.6:13). “Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения... провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите... говорит Господь Бог” (Ам.4:4-5). Горе беспечным, великое горе беспечно пожинающим плоды своих удач, побед и достижений! Если не покаетесь, неминуемая гибель и разорение ожидает вас! “Слушайте, вы, алчущие поглотить бедных и погубить нищих... Вы, превращающие суд в яд и плод правды в горечь (Ам.6:4-12). “Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся” (Ис.6:7).

“Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго… повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем… Слушайте слово Господне… К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен… Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли… князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них… всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся” (Ис.1:1-31). Добра ищите! Войны остановите! Сирот накормите! Правосудие восстановите! Но... “вы ненавидите “обличающего в воротах” и гнушаетесь “тем, кто говорит правду”!

И проснулись вдруг от ступора и шока внезапного политики - и звонят, звонят, звонят куда-то/кому-то! За ними и священники разные ободрились, зашушукались, зашевелились, задвигались. Охрана вооруженная вдруг активизировалась, видимо-невидимо их на площади оказалось! И прошло замешательство/смятение, и поснимали все маски свои блаженные/“корректные”, и отрылись вдруг лица их истинные/непритворные. И устрашились, и устыдились сердца многие/искренние/простодушные, и начали покидать площадь суетную, один за одним уходили... и в грудь себя били... и каялись. Но как и прежде, в унисон/слаженно, закричали жрецы-политики и священники многие пастуху незванному: "Уходи, уходи навсегда, удались в землю свою пустынную; там твой хлеб и вода, там твоя миссия и служение, там и пророчествуй, и там реформируй! А здесь - наша власть, наши святыни, и праздники наши и реформации столетние – красивые, светлые, вечные! Не пророчествуй больше нам “горе и горе”! Не по сердцу нам речи твои обличительные, строгие, разрушительные!” И устремились они единодушно на пришельца незванного, и “превозмог крик их”, и изгнали реформатора с проклятиями за пределы свои торжествующие. И “умыли” многие руки, и пострадали “во снах” своих самые слабые и невинные...

И уходил реформатор изгнанный за пределы царства их самозванного, и неслышал он уже “голос народа шумящего”, и удалялся от “плясок” и пира их, во время духовной чумы, продолжающегося. И отрясал реформатор изгнанный “пыль от ног своих”, и повторял неустанно, слезно, с верою: “Не вмени им греха сего, Господи! Не вмени, не вмени, пощади!” И долго шел реформатор изгнанный, и продолжал неустанно/слезно умолять Небо безоблачное: “Не вмени им греха сего, Господи! Не вмени, не вмени, пощади!” И открылись вдруг “окна небесные”, и пошел сильный дождь! И закричал реформатор радостно, и зарыдал под дождем, пред Господом...


Рецензии