106. Интуиция - дар Божий?

Сегодня человечество располагает лишь общими представлениями об интуиции. Энциклопедический словарь медицинских терминов трактует это понятие как непосредственное познание действительности, сопровождаемое внутренним ощущением очевидности и основанное на предшествующем опыте и знаниях.

(Сразу оговорюсь, что приводимые в статье свидетельства проявлений «нечто», сходного с интуицией, могут не укладываться в данное определение).

Одним из наиболее древних свидетельств наличия интуиции является сообщение о так называемом демонии Сократа, греческого философа, жившего в V в. до н.э. В.Соловьев в книге «Творения Платона» пишет: «Начиная с детства, сопровождает меня (Сократа) по божьему определению нечто демоническое. Это какой-то голос, который, когда он является, всегда дает мне знак удержаться от того, что я хочу делать, но никогда ни к чему меня не побуждает».

Французский писатель Жорж Блон в работе «Великий час океанов», описывая жизнь французского корсара Рене Труэна сеньора дю Гея, захватившего за время пиратской практики 300 торговых и 60 военных кораблей, приводит такую цитату из его мемуаров: «Предоставляю философам объяснить истоки и сущность внутреннего голоса, который часто предвещал мне удачу или неудачу. Этот тихий упрямый голос не раз сообщал мне день и обстоятельства событий, которые должны были произойти».

Вспомним Орлеанскую девственницу Жанну д’Арк, Девятнадцатилетняя неграмотная крестьянка, вставшая во главе французской армии, руководимая благожелательными «голосами святых», изгнала англичан со своей родины!

В «Записках» графини А.Д. Блудовой содержится рассказ ее подруги графини Е.Олениной, относящийся к лету 1807 года, когда шла война с французами.
Выехавшие на лето в свои загородные имения дворянские семьи были обеспокоены судьбами близких. Как-то, собравшись вместе, молодежь решила погадать на зеркалах на брата одной из девушек, бывшего в ту пору в армии. За стол села хозяйская дочь и стала смотреть в зеркало, а другие расселись поодаль, чтобы не мешать гадающей. Долго сидела хозяйская дочь, не произнося ни слова, и вдруг заговорила: «Вот, вот, туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река быстрая, большая река! Господи, сколько народу! Все войска, лагерь, солдаты, пушки, кони на обоих берегах. Что это так суетятся у подножия горы, на самом берегу? Кажется, все штабные тут... Вот лодка отчалила с того берега, а в ней маленького роста генерал сидит; вот плот на середине реки, другая лодка причалила, смотри!»
Оленина подошла, стала за стулом подруги, посмотрела в зеркало и сама увидела все это! «Вот и другой генерал взошел на плот, он повернулся... Государь!» - вскричала хозяйская дочь и вскочила, пораженная увиденным. А было это в июне 1807 года, когда на стоявшем посреди Немана плоту сошлись Наполеон и Александр I для подписания Тильзитского мира!

В журнале «Болгария» как-то появилось сообщение о том, что 52-летняя продавщица арахиса Марина Даскалова, никогда не изучавшая иностранных языков, у себя дома, когда ее муж и племянник играли в нарды, вдруг впала в транс и... заговорила мужским голосом по-английски. Муж подумал, что жена рехнулась. Но знавший английский язык племянник услышал из ее уст предупреждение о том, что дочери Даскаловых не следует в этот день вылетать из Софии. По телефону о происшедшем была оповещена дочь-студентка. Она перенесла дату вылета. Позже оказалось, что именно в этот день правительственным рейсом из Софии вылетал Тодор Живков, в связи с чем вылет пассажирского рейса был ускорен, и машина, не набрав высоты, рухнула на землю...

В состоянии транса Марина Даскалова свободно говорит на древнееврейском, французском, английском, итальянском и арабском языках то мужским, то женским голосом. Газеты мира широко освещали эту способность Даскаловой.

Академик Алексей Николаевич Крылов в книге «Мои воспоминания», описывая свою практику на франко-русском кораблестроительном заводе, приводит любопытные факты о талантах заведующего верфью Петра Анкидиновича Титова, инженера-самоучки. Петр Анкидинович стал главным инженером и управляющим верфью Галерного острова благодаря присущей ему редкой практической сметке кораблестроителя, хотя не имел за плечами даже сельской школы! В ведении Титова была и кораблестроительная чертежная завода, которую он полностью загружал своими выполненными от руки эскизами корабельных устройств с размерами, не заглядывая при этом в справочники. Он никогда не делал никаких расчетов, поскольку... не знал математики!

Образованнейший кораблестроитель той поры Н.Е.Кутейников многократно перепроверял размеры, назначенные Титовым, но вскоре, убедившись в точности глаза Петра Анкидиновича, бросил это занятие!

Около 1890 г. Петр Анкидинович обратился к Алексею Николаевичу Крылову с просьбой: «Ты, я вижу, по цифирному делу мастак. Обучи ты меня этой цифири, сколько ее для моего дела нужно, - только никому не говори, а то меня засмеют!»

С той поры Крылов начал заниматься с Титовым алгеброй. За два последующие года освоили также тригонометрию, начала аналитики, дифференциальное и интегральное исчисление, сопромат и теории корабля. Титову тогда было 49 лет! Петр Анкидинович особо радовался усвоению логарифмов и науки пользования логарифмической линейкой, что тогда было редкостью.

В 1892-93 гг. Морским министерством был организован конкурс на проект броненосца. Рассмотрение присланных под девизами проектов, проведенное Техническим комитетом, признало: первая премия - девиз «Непобедимый», вторая премия - девиз «Кремль». Оба проекта принадлежали П.А.Титову. Но построить броненосцы по своим проектам Титову было не суждено. В ночь с 15 на 16 августа 1894 г. он скоропостижно скончался в возрасте 51 года.

Знаменитый физик А.Майкельсон считал, что «физик должен доверять своей интуиции, ибо она основана на его опыте экспериментальной работы в лаборатории». Майкельсон нередко прибегал к помощи математиков, но, получив от них решение того или иного уравнения, заявлял: «Результат неверен!» Когда же математик находил ошибку и приносил новый результат, Майкельсон столь же решительно говорил: «Теперь правильно!» Такие высказывания не раз приводили к обидам, ему заявляли: «Если вы заранее знаете результат, зачем же вычислять его?» Майкельсон отвечал, что, опираясь на свой опыт экспериментатора, он чувствовал, каким должен быть результат, но это лишь «квалифицированная догадка, нуждающаяся в доказательстве!»

Однажды Майкельсон составил уравнение, которое математик после трехнедельных вычислений признал неверным. Майкельсон же настаивал, что все правильно. В конце концов математик убедился в его правоте. «Как вы вывели это уравнение?» - спросил он. «Я его не выводил, я просто записал его», - ответил Майкельсон.

Московский школьник Лева Федотов, родившийся в январе 1923 года и павший в боях под Тулой в июне 1943 года, за 17 дней до нападения Германии на СССР писал в своем дневнике, когда и как начнется война, какими темпами будут продвигаться немецкие войска и где они будут остановлены, выразил убежденность в неизбежности блокады Ленинграда и в том, что Москва не будет окружена до зимних морозов, а также сообщил, когда Красная Армия начнет контрнаступление. Юноша перечислил всех союзников Германии, указал протяженность фронта от Черного до северных морей, предсказал заговор фашистских генералов 1944 г., причины вступления США в войну, неизбежный крах гитлеровского рейха, поведение «12-ти апостолов» Гитлера при крушении Германии, последующую «холодную войну» и даже полет в 1969 г. американского космического корабля «Аполлон-11»,
Есть основания полагать, что дневник Левы Федотова (либо его часть,
касающаяся Великой Отечественной войны) был написан в режиме автоматического письма. Дело в том, что тетушке, позвонившей ему днем 22 июня 1941 г. и сообщившей о нападении Германии, Лева ответил: «Война?! А чего это вдруг?!» Словно это не он написал мелким почерком свои поразительные пророчества в нескольких общих тетрадях!

Известно, что в режиме автоматического письма написаны работы теософа Елены Петровны Блаватской, а также фундаментальный философский труд профессионального немецкого сапожника Якоба Беме «Аврора, или Утренняя заря при восхождении».

Кстати, Вальтер Скотт работал над романом «Айвенго» в сходном состоянии. Весь период работы над книгой выпал у него из памяти. И когда ему показали экземпляр отпечатанной книги, Скотт не признал ее своей и сказал, что ничего о ней не знает и не помнит.

Магистр богословия Григорий Дьяченко приводит слова Гете по поводу написания им романа «Страдания молодого Вертера»: «Так как я написал эту книгу почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее».

Жена Дмитрия Ивановича Менделеева свидетельствует: «Если ему предстояло решить какой-нибудь затруднительный, важный жизненный вопрос, он быстро-быстро своей легкой стремительной походкой входил, говорил, в чем дело, и просил сказать по первому впечатлению мое мнение. «Только не думай, только не думай», - повторял он. Я говорила, и это было решением». Обратите внимание на призыв к отключению сознания, обращенный Менделеевым к жене, - «только не думай!»

Организм человека неразрывно связан с окружающим миром большим числом различных обменных процессов - материальных, энергетических и информационных. «Отработанная» информация в какой-то степени отражает прошлое, настоящее и будущее состояния организма. Но мы не знаем, какие органы выделяют в окружающую среду «отработанную» информацию и где осуществляется ее хранение. Не исключено, что в кристаллических структурах окружающего мира происходит фиксация «всех деталей жизни каждого организма», которые считывала, например, Ванга.

Что же касается кристаллов, то вода - тоже жидкий кристалл, а ее, как известно, предостаточно как в теле Земли, так и в теле каждого человека.

Однако сказанное следует расценивать не как утверждение, а как вопрос, подлежащий обсуждению.

Автор: Ю.Росциус. Источник: "Интересная газета. Невероятное" №17 2013 г.

Мой комментарий.

Если бы я лично не стакивалась несколько раз с абсолютными невероятностями, этот пункт, инициированный Оксаной Князевой, не появился бы в этих мемуарах.

Мой муж дважды поражал меня предвидением будущего, что мне представлялось совершенно непредсказуемым.
Оба были записаны в моём дневнике. Самый странный: когда мы хотели второго ребёнка, он мне всё время говорил, что я ещё не забеременела, а однажды совершенно неожиданно заявил своей маме (при мне), чтобы она меня не ругала (за то, что я отшлёпала сына), потому что я беременна так, как она хотела - дочкой.
А поразил меня самый страшный в нашей жизни случай - когда умирала наша дочка (почти в 4 года), все врачи "опустили руки", и даже очень суеверная свекровь, безумно её любившая, пригласила священника, который её отпел. Только мой М, даже не я, верил в её исцеление и настойчиво не давал мне смириться с неизбежностью, вызывая внутри чувство, похожее на ненависть, только сил у меня не было на явное её проявление.
Не удивительно, что она в него ненормально влюблена, и я чувствую, что она его дочка больше, чем моя.
После этого во мне сидит какое-то полумистическое к нему отношение.

Примечание (к предложению "В английском языке даже нет латинизированного слова «интуиция», и англичане обходятся словом «инстинкт»"):

Странно: достаточно обратиться к общедоступному гугловскому автоматическому переводу слова "интуиция". Там есть 5 переводов этого слова (первый - "intuition"). Там же есть латинский перевод: "intuitio". Так что я не понимаю, почему это предложение есть в этой статье.

Это примечание добавлено по замечанию:

Есть такое слово - intuition (by intuition, intuitively). Это слово внесено в русский язык, оно - не исконно русское.
Т.Б.
Иосиф Буевич   14.01.2019 13:57

Ещё примечание:

Запутавшись в этом вопросе, даже дойдя до полного отрицания в нём материальности, пришлось обратиться к окружавшим меня математикам, кибернетикам, психологам  и прочим «думателям» (мыслителями мне их назвать как-то не хочется, потому что, по моему, они мыслят не совсем по-человечески, а как-то похоже таки интуитивно — но, опять-таки, это только по-моему, тем более, что они меня, музыканта, «ни туда ни сюда» «не причисляют»).
И пока они ко мне хорошо относятся, я, потратив всего один месяц,  добилась, чтобы они разложили для меня всё «по почти понятным  мне полочкам», а я, заставляя их повторяться, записала.
Тех, кто разбирается в этом вопросе, прошу дальше не читать, если не собираетесь подправлять следующую писанину.
Итак, вот что получилось.
1. Интуиция — это работа мозга, относящаяся к мышлению. (Я согласилась, потому что никуда её больше, вроде, и не отнести).
2. Есть две системы мышления: одна - логическая, рациональная, другая — интуитивная, использующая разные случайные схемы, возникающие только в процессе этого интуитивного мышления. Учёные ещё называют это эвристикой.
Рациональное мышление характеризуется тем, что оно действует по правилам (простым или сложным — для данного рассуждения это не важно). При этом сознание , естественно, должно участвовать постоянно.
А интуиция — это такой бессознательный процесс, результат которого (только результат) всплывает в сознание. Он проходит по каким-то укороченным схемам, которые не обеспечивают достоверности вывода, но позволяют получить его быстро, хотя и не очень достоверно (т.е. быстро, но не надёжно). Рациональное мышление — долгое, но надёжное, а интуитивное — быстрое, но не всегда и не очень надёжное. Поэтому интуиции полностью доверять нельзя.
А вот и очень подходящая цитата  великого Пастера: случай благоволит людям подготовленным.


Рецензии
Огромное спасибо! Собрали такую интересную информацию! Огромный труд!
Конечно, человек хочет понять -откуда приходит эта информация и каким образом. Но недаром ведь -"многия знания множат печали" И ещё недавно прочитала у автора Прозы В. Киктенко - надпись на стене древнего храма: " Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет".
С уважением
Г.К.

Галина Каган   21.05.2020 18:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.