Блок. В бездействии младом... Прочтение

10. «В бездействии младом…»






                В бездействии младом, в передрассветной лени
                Душа парила ввысь, и там Звезду нашла.
                Туманен вечер был, ложились мягко тени.
                Вечерняя Звезда, безмолвствуя, ждала.

                Невозмутимая, на темные ступени
                Вступила Ты, и, Тихая, всплыла.
                И шаткою мечтой в передрассветной лени
                На звездные пути Себя перенесла.

                И протекала ночь туманом сновидений.
                И юность робкая с мечтами без числа.
                И близится рассвет. И убегают тени.
                И, Ясная, Ты с солнцем потекла.
                19 июня 1901





     Вот, наконец-то, нет никаких помещений, никаких потолков – ни светёлки, в которой гадает ворожея, ни «божьего» храма – «бунтующего весельем».  А есть – небо.  И есть не безымянная она, а не нуждающаяся в имени – Ты. Ты – которая с солнцем. Ты – та самая, которая в первых стихотворениях (6-е, 7-е и 8-е) предыдущей главы. Ты – солнце!

    В первых вариантах присутствовало заглавие.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока.
     "Другие редакции и варианты":

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «Другие редакции и варианты:
      Historia – заглавие.
      Заглавие связано с установкой на историю мистических отношений персонажей цикла. Оно утверждает подлинность наблюдений над астральными превращениями героини.»

Из словарей:
historia –
1) исследование, изыскание
2) сведения, знание
3) сообщение, повествование, описание
4) историческое исследование, историография, история, историческая правда
5) тж. pl. историческое сочинение, работа по истории 
6) тж. pl. сказания, мифология 

То есть эти три строфы –  историческое исследование, вам открывается “тайное знание”, а не публикуют придуманные стихи.
;

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ЧЕТВЁРТОЙ   сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
                4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:

 9. «За туманом, за лесами…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/15/806 )
Еще одно возвращение – и первая экскурсия по миру «где рябь  и камыш».
                10. «В бездействии младом…» ( http://www.proza.ru/2017/11/18/1109 )
                Утро и явление Тебя – Солнца!
11. «Какому богу служишь ты?…» ( http://www.proza.ru/2017/11/18/1110 )
Любование Солнцем – Тобой: «Ты… с богами гордишься равной красотой».
12. «Сегодня шла Ты одиноко…» ( http://www.proza.ru/2017/11/18/1113 )
Он проспал целый день, и ты – Солнце! – «Сегодня шла Ты одиноко»
*


*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/15/806
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/18/1110


Рецензии