Диалоги. О санкциях

                Диалоги. О санкциях
                (Беседа авторов литературного портала «Проза.ру» в студии агентства «ДУР–инфо»)


     ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, друзья! Сегодняшние гости нашей программы в особом представлении не нуждаются — это вновь авторы литературного портала «Проза.ру» Андрей Девин и Юрий Любарский. Для тех, кто не в курсе, на всякий случай сообщаю, что на «Прозе.ру» он выступает под ником Юлюбарский.
     В прошлый раз мы говорили с вами о Крыме. В некотором смысле сегодняшняя встреча — продолжение предыдущей, и посвящена она западным санкциям в отношении нашей страны.  Я предлагаю начать обсуждение этой темы Андрею Девину. Пожалуйста, слушаем вас.

     А.Д.: Благодарю! Учитывая значимость Крыма для всех заинтересованных сторон, трудно было ожидать, что его возвращение в состав России останется без последствий. Ничего удивительного в принятии антироссийских «актов возмездия» со стороны Запада нет. Помимо прочего, тут очевидно сказалась досада от неудачи долговременной хитроумной комбинации. Её итогом должно было бы стать полное вытеснение России из Крыма, а в идеале — из Чёрного моря вообще. Вопрос лишь в характере санкций, их силе и продолжительности. Понятно, что когда первые меры воздействия не оказали влияния на позицию России, был запущен процесс эскалации: санкции стали распространяться на всё большее количество организаций, предприятий и лиц.
     Так же естественно, что, понаблюдав за развитием ситуации, на определённом этапе наша страна перешла к ответным шагам и ввела контрсанкции. Сделано это было исключительно в её собственных экономических интересах и так, чтобы они оказали чувствительное воздействие на самих инициаторов.
    
     ВЕД.: А вы что скажете, Юрий Яковлевич?

     Ю.Л.: Санкции (явные и необъявленные) постигли Россию, главным образом, из-за присоединения Крыма и из-за войны в Донбассе. И до этих событий были действия РФ, которые не нравились Западу: образование Приднестровской Молдавской Республики, признание нами независимости Юго-Осетии, Абхазии... Это почти сошло нам с рук — явных санкций не было. Причины здесь, по-моему, разные. В Молдавии надо было охранять огромные склады оружия, оставшегося с советских времён. Южная Осетия и Абхазия — неявное признание Западом хотя бы частичной вины Грузии (Саакашвили) за начало войны. А вообще, в других подобных случаях Запад и отчасти мировое сообщество реагировали сдержанно. Захват Турцией Северного Кипра, насколько я помню, не вызвал явных санкций. Турецкую республику Северного Кипра никто, кроме Турции, не признал, но Турция осталась членом НАТО, ей только неофициально намекнули не надеяться на вступление в ЕЭС. То же с самопровозглашёнными республиками, отделившимися от Грузии — их признала только Россия, но санкционных последствий не было...

     А.Д.: Разве можно сравнивать? Нигде, как здесь, с такой силой не проявились западные «двойные стандарты». Все уже позабыли о Косово, которое и запустило этот процесс. Мнение России в югославском вопросе, как и предупреждения, что косовский прецедент открывает ящик Пандоры, были демонстративно проигнорированы. Конечно же, Россия и сейчас не обладает экономическим потенциалом, чтобы отвечать симметрично и вводить чувствительные санкции в отношении западных стран. Тем более о таком нельзя было даже помыслить тогда, четверть века назад. Однако из нашей невозможности бороться с Западом на равных не следует, что его действия отвечают нормам международного права. Наша вялость только порождает чувство вседозволенности и безнаказанности. После уничтожения Югославии это исключительно пагубно сказалось на судьбах Ирака, Ливии, Сирии, той же Украины...

     Ю.Л.: Отчасти соглашусь с оппонентом. Конечно, позиция Запада эгоистична (мы говорим: «двойные стандарты»). Часто вспоминают прецедент отделения Косово от Сербии. Здесь было вооружённое вмешательство НАТО на стороне косоваров. И независимость Косово признали многие страны, кроме Сербии и России.
     А Крым и Донбасс нам простить не хотят — наложили санкции. Почему? Запад и отчасти мировое сообщество неофициально взвешивают: чья вина.
     С Турцией: она захватила Северный Кипр, когда готовилось вторжение на Кипр Греции при полуфашистском режиме «чёрных полковников». С Косово: сочли виновной Сербию за злодейское ведение президентом Милошевичем войны с кусками бывшей Югославии (уничтожение мирного населения). Добавим сюда историю с Карабахом. Его насильственное отторжение Арменией от Азербайджана и провозглашение им независимости (никем, кроме Армении не признанной) не вызвало карательной реакции Запада. А всё из-за того, что неявно была признана вина Азербайджана в резне армян в Сумгаите и Баку. Вспомним и об образовании Израиля — было решение ООН, неявная «компенсация» за холокост.
     Но с Крымом и Донбассом — терпение переполнилось, и это в Европе, где начались обе мировые войны. Нерушимость европейских границ — краеугольный камень теперешнего миропорядка. Ссылки на госпереворот в Украине, на «укрофашизм» не канают, этому никто не верит, кроме наших граждан, задуренных ТВ. Отсюда — эти санкции.

     А.Д.: Ох уж это терпение! Бедный несчастный Запад! Столько веков терпит эту ужасную варварскую Россию. Почему-то только никто не говорит, сколько Россия от него натерпелась, и что её терпение тоже не безгранично, может иссякнуть. Что, собственно, и случилось.
     И по поводу «задуренных». Опять-таки: почему-то считается, как говорится, «по определению», что западные СМИ исключительно объективны и беспристрастны. Они на протяжении всей своей истории пытаются это внушить, и, надо сказать, не безрезультатно, однако всерьёз так считать могут ну уж совсем наивные люди. Так что ещё очень большой вопрос, с чьей стороны вранья и зомбирования больше.

     ВЕД.: Мне, как представителю СМИ, наверное, стоит проявить корпоративную солидарность и попросить уважаемых оппонентов вернуться к основной теме нашего обсуждения, а именно к санкциям. Давайте поговорим об их воздействии на нашу жизнь. Прошу!

     А.Д.: Если позволите, я немного отступлю от заданного вопроса и скажу вот о чём. При введении санкций Запад в очередной раз продемонстрировал своё гнилое нутро: объявив санкции против третьестепенных лиц, он никак не затронул лиц первых, которые и принимали судьбоносные решения.
     С другой стороны, вспоминается пример датского короля Кристиана Х. Во времена гитлеровской оккупации он пообещал, что при требовании к евреям носить обязательную жёлтую звезду сам будет появляться на людях с ней. Мне трудно представить, чтобы наш лидер сказал нечто такое: «Все эти решения окончательно принимались мной, и я не могу оставаться в стороне, когда страдают граждане моей страны. Потому рассматриваю введённые на них ограничения как на введённые и против меня. Со всеми вытекающими отсюда последствиями».

     ВЕД.: И всё же, пожалуйста, ближе к теме.

     Ю.Л.: Надо понять: мир уже не тот, современные технологии за год не создашь. И платить за эти сверхусилия будет трудящийся народ, уровень жизни которого будет неизбежно падать, что бы ни говорила хитрая официальная статистика. И не похоже, чтобы олигархи и воры–чиновники готовы были делиться и уменьшать воровство. Ради чего это? Для сохранения сомнительных самопровозглашённых ДНР и ЛНР ?
     Говорят, что Запад нас настолько не любит, что наложил бы санкции, придравшись к чему-либо другому. А, может, он не Россию не любит, а теперешнюю оборзевшую власть? При Ельцине отношения с Западом были очень хорошие. И выходит, что главный интерес России — в сохранении теперешней власти. Но это не мой интерес.

     А.Д.: Я бы не обольщался насчёт наших хороших отношений с Западом в период правления Ельцина. Это «хорошее отношение» мы до сих пор расхлёбываем, и конца тому не видно.
     Однако показательно, что санкции носят в первую очередь экономический характер и были приняты вскоре после вступления России в ВТО. По «странной» случайности именно в это же время США активизировали действия по созданию так называемых Трансатлантического и Транстихоокеанского партнёрств. Естественно, без участия России и Китая — своих главных конкурентов. Это лишний раз доказывает, что подоплёка санкций не имеет никакого отношения к Крыму, у них исключительно иная задача — переформатировать мировую экономику в угоду нынешним элитам. Крым был использован только как удобный предлог. Не было бы Крыма, нашлось бы что-нибудь другое. Ни минуты не сомневаюсь, что в рукаве у этих шулеров ещё много чего припрятано. В качестве примера можно вспомнить хотя бы развязанную исключительно вовремя вакханалию на тему употребления допинга российскими спортсменами. Из последнего — беспрецедентную шумиху вокруг мифических российских хакеров, с необыкновенной лёгкостью определяющих результаты выборов в той или иной стране. Ещё чуть-чуть, и этих хакеров начнут находить в каждом домашнем туалете.
     И кстати: ещё одна очень показательная история, касающаяся экономики. Когда речь не о ненавистной России, а о «социально близкой» Украине, подход Запада меняется на сто восемьдесят градусов. В результате вместо объявления дефолта за неисполнение признанных законных долговых обязательств и введения по-настоящему оправданных санкций, Международный валютный фонд пошёл на беспрецедентное изменение своих правил. Очевидно, что лишь потому, что кредитором Украины выступала Россия. Интуиция подсказывает, что будь на месте нашей страны какая-нибудь из западных держав, вопрос давно был бы решён. Не в пользу Украины, разумеется.

     Ю.Л.: Я не готов детально обсуждать экономические санкции. Влияют не только они, но и введённые гордой Россией контрсанкции. С отсутствием деликатесных сыров можно смириться, но что касается оборудования и технологий — очень тяжело для нас. Скажем, оборудование фирмы «Сименс» — оно остро необходимо нашей энергетике. Можно привести и другие примеры.
     Говорят, что санкции даже полезны России — мы, наконец, раскрутим собственное производство и прикладную науку. Не сомневаюсь — мы сдюжим, во время войны до открытия второго фронта СССР создал на Урале производство лучших танков, самолётов, другого оружия. Но какой ценой! Дети работали на станках, люди жили в цехах. Тогда это было сверхнеобходимо — шла битва с фашистским зверем, но теперь...

     ВЕД.: Мы ещё никак не затронули такую проблему, как изоляция России на международной арене...

     А.Д.: Предполагаю, что большей частью эта «изоляция» — в умах западного обывателя и тамошних СМИ. Понятное дело, представители «золотого миллиарда» привыкли отождествлять себя со всем мировым сообществом и из кожи вон лезут, пытаясь выдать желаемое за действительное. Однако объективные свидетельства не говорят ни о какой изоляции. Наоборот, количество зарубежных контактов только растёт, осуществляется немало интересных совместных проектов. Более того, в качестве партнёров начинают выступать страны, которые в прошлом ни в чём подобном не были замечены, в первую очередь, ближневосточные монархии.

     Ю.Л.: Да, говорят, что мы зато успешно развиваем отношения с «третьим миром», с Китаем... С «третьим миром», вроде, не получается: недавно Индия и Вьетнам отказались от покупки нашего оружия в пользу американского. А Китай — вспомните анекдот о дурне, который, пытаясь спастись от дождика, полез в реку.
     И потом: многие санкции «неофициальные». Скажем, проблема допинга и Олимпиады. А народу нужен не только хлеб, но и зрелища.
     И наконец: разве не такая политика самоедства, автаркии погубила СССР?
     Теперь про международную изоляцию. Наше присоединение Крыма признали только две страны — Северная Корея и Республика Вануату (остров в Тихом океане с населением около 300 тыс.) Белоруссия не признала, Казахстан не признал. Вот куда мы идём. Говорят, так всегда было — Россию всегда окружало кольцо врагов. Вроде, такие разговоры отражают новые настроения власти.
     И дальнейшие следствия — опускание железного занавеса, «скручивание» прав человека, свободы слова. Уже «Голос Америки» официально занесён в «иностранные агенты». Ночью под подушкой слушать? Обойдёмся, конечно, без «Голоса». Но и наши голоса будут глушить. Мы хотим этого? Я — нет. А вы — перед выборами подумайте.

     А.Д.: СССР погубила не политика самоедства, а ненасытная жадность развратившейся «элиты».
     О признании Крыма российским заявили не только упомянутые страны, но и Венесуэла, Никарагуа... Понятно, что на эту тему можно много спекулировать, но как бы то ни было, со стороны руководства этих стран такой шаг выглядит весьма смело.
     Почему такого признания мы не дождались от Белоруссии и Казахстана, тоже очевидно: тамошнее руководство опасается, как бы под предлогом защиты русскоязычного населения и восстановления исторической справедливости Россия не вторглась бы к ним. Если рассуждать абстрактно, логика в таких опасениях присутствует, но всё же проводить прямые параллели с Крымом абсолютно некорректно.
     Что же касается Вануату... Эта крошечная страна испытывает огромные трудности, в том числе материального характера. На месте нашего руководства я бы оказал помощь без того, чтобы пытаться что-то требовать взамен, даже если она сама это предложила. Такое «признание» авторитета нашей стране не прибавляет.
     Ещё одно примечательное замечание об изоляции. На днях в ООН состоялось голосование по предложенной Россией резолюции, осуждающей героизацию и оправдание нацизма. В поддержку резолюции выступили 125 стран и только две — против. Угадайте, какие! США и Украина. Так кто в изоляции?
     Наконец, о железном занавесе. Вот уж о ком в этой связи стоило бы упомянуть, так в первую очередь о тех же двух друганах, особенно Украина отличилась. Такого тотального преследования за любую информацию от российских источников даже трудно было вообразить. Что же до «Голоса Америки», «Радио Свобода» и прочих из того же ряда — в эпоху социализма бывало интересно их послушать. Правда, и тогда не было уверенности, что всё, доносящееся оттуда, было правдой. Теперь же лично у меня к этим «голосам свободы» вообще никакого интереса нет. В эпоху интернета можно найти всё что угодно и выбирать кого угодно. Потому судьба именно этих так называемых СМИ меня не слишком волнует. Ну, признают их иностранным агентами — и что? Им запретят вещание? Станут глушить?
     Вообще вся эта шумиха вокруг «иностранных агентов», что с одной, что с другой стороны, изрядно поднадоела своей бессмысленностью. Загадывать наперёд не стану, но полагаю, что на данный момент в нашей стране никакой реальной угрозы свободе СМИ пока нет. Отдельные эксцессы не в счёт, они случаются повсеместно.

     ВЕД.: Что ж, предлагаю на этой оптимистической ноте наше сегодняшнее обсуждение закончить. Благодарю наших слушателей и напоминаю, что сегодня мы говорили о санкциях, а нашими гостями были Юрий Любарский и Андрей Девин — авторы литературного портала «Проза.ру». До новых встреч в программе «Бла... Бла... Бла... Благие намерения»!


     18.XI.2017


     Примечание.
     Текст продублирован на странице второго участника дискуссии: http://www.proza.ru/2017/11/18/694.


Рецензии
НА мой взгнляд. ничего сложного в санкциях нет. Запад их к нам может применять, мы к нему - нет. Потому что наши заворуи у Запада давно на "коротком поводке" в виде своих вкладов и в ИХ банки, недвижимости на ИХ территории, семьях, которые живут у НИХ. А вс еэти позы насчёт того, чтобы "мы им покажем кузькинумать" - сплошное лицемерие.

Алексей Курганов   18.11.2017 14:33     Заявить о нарушении
Полностью согласен. Только добавил бы и наши весьма скромные в мировом масштабе экономические возможности. Было бы иначе — первое, на что нужно было бы ввести контрсанкции — поставки титана Боингу и ракетных двигателей НАСА. Но у нас теперь такое "мировое разделение труда", что сами ничего делать не можем, только щёки надувать.
Благодарю!

Андрей Девин   18.11.2017 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.