Блок. Она росла за дальними горами... Прочтение

13. «Она росла за дальними горами…»





                С. Соловьеву

                Она росла за дальними горами.
                Пустынный дол — ей родина была
                Никто из вас горящими глазами
                Ее не зрел — она одна росла.
                И только лик бессмертного светила —
                Что день — смотрел на девственный расцвет,
                И, влажный злак, она к нему всходила,
                Она в себе хранила тайный след.
                И в смерть ушла, желая и тоскуя.
                Никто из вас не видел здешний прах…
                Вдруг расцвела, в лазури торжествуя,
                В иной дали и в неземных горах.
                И ныне вся овеяна снегами.
                Кто белый храм, безумцы, посетил?
                Она цвела за дальними горами,
                Она течет в ряду иных светил.
                26 июня 1901


 





Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Впервые: I1. С. 13, в отделе "Неподвижность".
     Публикации: I2 С. 62; I3. С. 86 и I4 С. 66 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето1901 года)"; I5  С. 73.
[
     I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
     l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922

     Стихотворение, как и предыдущее «Сегодня шла Ты одиноко…», поначалу рассматривалось поэтом как чистое наблюдение, но потом он осознал, что и оно – вид ворожбы.
     ]
     В авторском экземпляре I3 у ст. 4  [“Ее не зрел – она одна росла” ]справа  на полях приписка Блока: "переделать строку?''  (ББО-1. С. 84).
     [
Скорее всего, Блоку показалось сомнительным двойное значение слова “зрел”. Здесь оно в значении “видел”, но на фоне “росла”, “ И, влажный злак…” всплывает другое – “вызревание”.
    ]
    »

    Сергей Соловьёв — русский поэт. Сын переводчика М. С. Соловьёва, внук историка С. М. Соловьёва, племянник философа Владимира Соловьёва, троюродный брат Александра Блока. Осенью 901 года ему исполнится 16, но мальчик был не годам развит, и был фанатично погружен в мистерию наследства Вл. Соловьева.
     К лету 901 года с Блоком они сошлись очень близко. Достаточно сказать, что Александр регулярно позволял младшему своему другу – и только ему! – вписывать его стихи в свою беловую тетрадь стихов.)

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
     «Заглавие: Непосвященным»

     В данном стихотворении   Блок излагает «младшему брату», а заодно и прочим “непосвященным” свою мифологему, свое сказание: Она была одна, она тянулась к солнцу, она умерла, но потом «вдруг расцвела, в лазури»…
     Приблизительно о том же у Блока 3-ье стихотворение 1-ой главы «Тихо вечерние тени…»:

            «…Спишь в снеговой пелене…
             Песни твоей лебединой
             Звуки почудились мне…

             …Разве воскреснуть возможно?
                2 февраля 1901»

     А  «ныне»  «вся овеяна снегами» она  «течет в ряду иных светил»…
 
     – «Вдруг расцвела, в лазури торжествуя…» –  у Блока лазурь – цвет торжествующей, побеждающей мистики.

     – «И в смерть ушла, желая и тоскуя…» – Ср. из его видения 25 января 1901 года: «В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей»

     Свою миссию юный теург видел именно в том, чтобы ввести Ее, просиявшую, в наш мир. Напомню последнее итоговое стихотворение «тома I»:

              «Вот он – ряд гробовых ступеней.
               И меж нас – никого. Мы вдвоем.
               Спи ты, нежная спутница дней,
               Залитых небывалым лучом.

               Ты покоишься в белом гробу.
               Ты с улыбкой зовешь: не буди.
               Золотистые пряди на лбу.
               Золотой образок на груди.

               Я отпраздновал светлую смерть,
               Прикоснувшись к руке восковой.
               Остальное – бездонная твердь
               Схоронила во мгле голубой.

               Спи – твой отдых никто не прервет.
               Мы – окрай неизвестных дорог.
               Всю ненастную ночь напролет
               Здесь горит осиянный чертог.
                18 июня 1904. С. Шахматово»

     Миссия осталась невыполненной.
     А в мир "за дальними горами" Блок будет возвращаться еще не раз.

 


*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ПЯТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!

     5.Холодный мир «В иной дали».

     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ОДНО произведение:

  13. «Она росла за дальними горами…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1071 )
Первый взгляд на снежный мир «за дальними горами»


*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/18/1113
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/19/1074


Рецензии