Блок. Я помню час глухой... Прочтение
Я помню час глухой, бессонной ночи,
Прошли года, а память всё сильна.
Царила тьма, но не смежились очи,
И мыслил ум, и сердцу — не до сна.
Вдруг издали донесся в заточенье
Из тишины грядущих полуснов
Неясный звук невнятного моленья,
Неведомый, бескрылый, страшный зов.
То был ли стон души безбожно-дикой,
И уж тогда не встретились сердца?
Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца.
27 июня 1901. С. Боблово
И опять – время и место… («Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». ) «Святое Боблово»… Подсказок из 18-ого года про эту дату нет. Но последние строки стихотворения говорят о встрече. Сочетание «дата-время» в подписи – об еще одном прорыве в живую жизнь высокой мистики. О теургии.
Блок 27 июня в Боблово столкнулся с… И они смотрят в глаза друг другу:
"Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
Мой милый друг, враждебный до конца."
И Блок вспоминает:
"Я помню час глухой, бессонной ночи..."
То есть годы назад была ночь, бессонница и:
"Вдруг издали донесся…
…Неведомый, бескрылый, страшный зов."
И Блок, теперь глядя в глаза явившемуся, узнает «безбожно-дикие» черты его.
Кто это? Скорее всего Блоку вечером 27 июня на выезде из Боблово в глаза усмехнулся «призрак бледноликий» из 11 стихотворения предыдущей главы («Ночью сумрачной и дикой»)… Уж больно одинаковыми словами описаны оба эпизода. Там «ночь», и здесь «ночь», там и там – «сны», там и там – «дичь». Там – его гонят именем Бога, здесь он «безбожный». И уж больно с одним и тем же настроением оба стихотворения…
И опять… Теургия – это равенство. Сами представьте, уважаемый мой читатель, что было бы с Вами, увидь Вы в живую, в паре шагов от себя, свой детский кошмар, и оцените спокойную аналитичность взгляда на него 20-тилетнего провидца и обладателя тайны.
…Который даже будет сомневаться в эпитете, его характеризующем. В окончательном тексте – это “милый друг”, а в черновиках было – “страшный друг”…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Автографы и авторизованные тексты: БА – Т2 [Беловой автограф – Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.]. Л. 74 об., "27 июня. Ночь"; БА – НР 12. Л. 107, "27 июня 1901. Боблово"; Кор. Сирииа. Л. 1, "27 июня 1901. Боблово".
Впервые: I5. С. 62-63, "27 июня 1901. Боблово".
[
Блок не оставался на ночь у Менделеевых в Боблово. То есть, это происшествие случилось недалеко усадьбы по пути домой.
]
«... донесся ( ... ) // Из тишины грядущих полуснов // Неясный звук ...» – Характерный для циклически повторяющегося времени СПД образ "памяти о будущем".
[
Звук – уже донесся, но он – из грядущего… Он из будущих полуснов-полуяви.
]
– «Ты мне знаком, наперсник мой двуликий ...» и след. – Впервые появляется важный для цикла образ двойника.
[
Тут некая двусмысленность: “двойник / один из двойников”.
Первое – это будущий “человек и поэт” как противоположность “провидцу и обладателю тайны”, и здесь может быть именно этот вариант.
Но есть и второе значение: “двойниками” Блок называл своих проводников по лестнице миров, но с ними он начнет работать только в ноябре.
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
14. «Я помню час глухой, бессонной ночи…» ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1074 )
Столкновение – летом! – с призраком бледноликим из зимы.
15*. «Тебя в страны чужие звали…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1432 )
И сон о зиме, о прощании с тобой.
16. «Внемля зову жизни смутной…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1441 )
Все это – ложные виденья! Но «мысли ложной и минутной не отдамся и во сне!». Поэт дожидается, вызывает «волну к лучезарной вышине»
17. «Прозрачные, неведомые тени…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1450 )
И видение истинное, из «лазурных сновидений»: «… тени / к Тебе плывут, и с ними Ты плывешь».
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/19/1071
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/20/1432
Свидетельство о публикации №217111901074