Блок. Я помню час глухой... Прочтение

14*. «Я помню час глухой, бессонной ночи…»




                Я помню час глухой, бессонной ночи,
                Прошли года, а память всё сильна.
                Царила тьма, но не смежились очи,
                И мыслил ум, и сердцу — не до сна.

                Вдруг издали донесся в заточенье
                Из тишины грядущих полуснов
                Неясный звук невнятного моленья,
                Неведомый, бескрылый, страшный зов.

                То был ли стон души безбожно-дикой,
                И уж тогда не встретились сердца?
                Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
                Мой милый друг, враждебный до конца.
                27 июня 1901. С. Боблово




     И опять – время и место… («Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». ) «Святое Боблово»… Подсказок из 18-ого года  про эту дату нет. Но последние строки стихотворения говорят  о встрече. Сочетание «дата-время» в подписи – об еще одном прорыве в живую жизнь высокой мистики. О теургии.
     Блок 27 июня в Боблово столкнулся с…  И они смотрят в глаза друг другу:

                "Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,
                Мой милый друг, враждебный до конца."

     И Блок вспоминает:
 
                "Я помню час глухой, бессонной ночи..."

     То есть годы назад была ночь, бессонница и:

                "Вдруг издали донесся…
                …Неведомый, бескрылый, страшный зов."

     И Блок, теперь глядя в глаза явившемуся, узнает «безбожно-дикие» черты его.

     Кто это? Скорее всего Блоку вечером 27 июня на выезде из Боблово  в глаза усмехнулся «призрак бледноликий» из 11 стихотворения предыдущей главы («Ночью сумрачной и дикой»)… Уж больно одинаковыми словами описаны оба эпизода. Там «ночь», и здесь «ночь», там и там – «сны», там и там – «дичь». Там – его гонят именем Бога, здесь он «безбожный». И уж больно с одним и тем же настроением оба стихотворения…

     И опять… Теургия – это равенство. Сами представьте, уважаемый мой читатель, что было бы с Вами, увидь  Вы в живую, в паре шагов от себя,  свой детский кошмар, и оцените  спокойную аналитичность взгляда на него 20-тилетнего провидца и обладателя тайны.
     …Который даже будет сомневаться в эпитете, его характеризующем. В окончательном тексте – это “милый друг”, а в черновиках было – “страшный друг”…


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Автографы и авторизованные тексты: БА – Т2  [Беловой автограф  – Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.]. Л. 74 об., "27 июня. Ночь"; БА – НР 12. Л. 107, "27 июня 1901. Боблово"; Кор. Сирииа. Л. 1, "27 июня 1901. Боблово".
Впервые: I5. С. 62-63, "27 июня 1901. Боблово".
     [
     Блок не оставался на ночь у Менделеевых в Боблово. То есть, это происшествие случилось недалеко усадьбы по пути домой.
     ]

     «... донесся ( ... ) // Из тишины грядущих полуснов // Неясный звук ...»  – Характерный для циклически повторяющегося времени СПД образ "памяти о будущем".
     [
     Звук – уже донесся, но он – из грядущего… Он из будущих полуснов-полуяви.
     ]

     – «Ты мне знаком, наперсник мой двуликий ...» и след.  – Впервые появляется важный для цикла образ двойника.
     [
     Тут некая двусмысленность: “двойник / один из двойников”.
     Первое – это будущий “человек и поэт” как противоположность “провидцу и обладателю тайны”, и здесь может быть именно этот вариант.
      Но есть и второе значение: “двойниками” Блок называл своих проводников по лестнице миров, но с ними он начнет работать только в ноябре.
     ]
     »

*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».

     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
14. «Я помню час глухой, бессонной ночи…» ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1074 )
Столкновение – летом! – с призраком бледноликим из зимы.

15*. «Тебя в страны чужие звали…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1432 )
И  сон о зиме, о прощании с тобой.
16. «Внемля зову жизни смутной…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1441 )
Все это – ложные виденья! Но «мысли ложной и минутной не отдамся и во сне!». Поэт дожидается, вызывает «волну к лучезарной вышине»
17. «Прозрачные, неведомые тени…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1450 )
И видение истинное, из «лазурных сновидений»: «… тени / к Тебе плывут, и с ними Ты плывешь».

*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/19/1071
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/20/1432


Рецензии