О фильме Игрушка - Le jouet

В детстве этот фильм мне казался «отшельником» из-за непривычного исполнения роли главного героя. Как-то я предпочитал не смотреть на чересчур капризного мальчика с журналистом, вокруг которых разворачивается вся шумиха. Ориентировался этот фильм больше, как мне кажется, на взрослую аудиторию. Поскольку, ребёнок, вряд ли сможет понять все смысловые тонкости, чудом отснятые и заложенные в фильм замечательным режиссёром, Францисом Вебером!
Как ни странно, «игрушкой» я заинтересовался уже, будучи взрослым…
Теперь давайте по подробнее:
Назвать «Игрушку» комедийным, извините, у меня язык не поворачивается! Это типичная социальная мелодрама с элементами комедийного жанра.
Проблема «Игрушки» вовсе не во взаимоотношениях отца и сына, и безработице, как таковой. Это трудный период  жизни Франции 60-ых - 70-ых, когда профсоюзы, утратив свою былую компетенцию, перестали учитывать и отстаивать интересы подчинённых, а амбициозные руководители, часто злоупотребляли властью.
Это даже не проблема а, я бы сказал, болезнь, которая порождается во многих странах и в наше время, где присутствует социальное неравенство между богатыми и бедными, властью и подчинёнными, независимо от государственного строя!
Ну и конечно, борьба прекрасных человеческих качеств с нелучшими…
Ситуация больше усугубляется, когда каждый начинает  заботиться только о «своей шкуре».  Кто рискнёт поддержать уволенного за влажные руки или небритую бороду?  «Две тысячи людей ищут работу журналиста!» - Бленак. Эта фраза висит над каждым, как дамоклов меч!
Страх потерять работу заставляет всех молча и безропотно подчиняться… Ведь работа – это зарплата… А зарплата –  уверенность в завтрашнем дне и последующем месяце.
Что же нужно делать  для того, чтобы сохранить своё место и продвинуться по карьерной лестнице?..
Быть исполнительным, не нарушать трудовой дисциплины и всячески располагать своему начальству…
С этого-то всё и начинается!
Итак, молодой и непосредственный журналист, Француа Перен, обладающий прекрасными человеческими качествами, по настоятельной просьбе заведующего магазина,  соглашается побыть игрушкой, которую цинично покупает  капризный ребёнок, месье Эрик – сын влиятельного главы журнала, Рамбаля Коше.
(Нельзя путать подхалимство с хорошими манерами и воспитанностью! Также как и услужливость с уступчивостью!)

- «Итак, месье Перен, я рад, что у моего сына есть чувство юмора!
Я попрошу главного редактора, возместить вам за это неудобство» - Рамбаль Коше.
- «Прошу Вас,  месье президент, извините, это ребёнок… Надо понять!.. Любит посмеяться…  Я очень люблю детей! Извините!» - Француа.

Воспринять бы с лёгкой иронией, да с улыбкой уйти, но...

- «Нет! Я его купил! И он останется со мной!» - утвердительно заявляет Эрик на просьбу отца попрощаться с незнакомцем.
Действительно, тут надо понимать, что Эрик ребёнок. Он ещё не способен выражать  чувства, объяснять их, самовыражаться как личность. Собственные переживания он демонстрирует в поступках, словно копируя своего влиятельного отца у которого в штате подчинённых - 6 тысяч игрушек!
Рамбаль Коше - богатый властолюбивый руководитель, жадно скупающий недвижимость за огромные деньги. Рамбаль Коше - общающийся с людьми пренебрежительно и увольняющий за влажные руки и небритую бороду… А главное, оставивший свою жену – мать Эрика, ради молодой женщины!
Надо сказать, что Француа Перен с самого начала подвергался не только унижению со стороны «влиятельной семейки», но и сильному давлению. С одной стороны 17 месяцев безработного и кредит, с другой - явное бездействие Бленака, который должен был заступиться за своего подчинённого, но побоялся перечить, месье президенту.
А заведующий магазина, который в добровольно-принудительной форме «попросил» оказать ему услугу?..
- «Вы предпочитаете быть безработным?! Идёмте, не будьте дураком!»
Что ж… Чёрные полосы когда-то заканчиваются!..
Француа Перен не такой уж и бескомпромиссный журналист. Поняв в чём дело, он решает дать шанс маленькому Эрику стать нормальным ребёнком!
Не забывая о том, что он игрушка,  Француа мастерски преподносит маленькому грубияну урок в образе жандарма-инспектора:
- «Я ещё не закончил!.. У вас грязные номера, месье! У вас шины голые! Выходите из машины! Кто вам разрешил разговаривать со мной на ты!? – Следуйте за мной в отделение!».
Впрочем, и сам Эрик не мог долго сопротивляться... В нём был лишь образ подлого циника-негодяя, которого в глубине души он сам презирал!  А «Жюльен» являлся для него не игрушкой, а прежде всего возможностью объяснить и представить нехорошие поступки своего отца, воплощённого в образе.
Для Рамбаля Коше настают и вовсе не лёгкие времена, когда поступки Эрика обретают точно слаженные действия. Вместе с журналистом Жюльеном (французское слово «игрушка» или "игрушечный") они создают газету, где обнародуют все грязные пороки отца-руководителя.
- «Зачем это смешная провокация?» - спрашивает, Рамбаль Коше.
- «Могу объяснить... Когда я был служащим, у меня было право только молчать и бояться. Сейчас я абсолютно никто… Я – игрушка! Но… Я могу говорить!» - отвечает ему, Француа.
На мгновение, испытывая злость и ненависть к новому увлечению Эрика,  авторитарный руководитель подвергается собственному анализу.
С начала фильма мы наблюдаем, как мелкий начальник, Бленак превращается в услужливого раба, перед своим влиятельным высшим руководителем.
Чем больше жертвует собой работник, тем большей властью обзаводится, месье президент! Как-то, так...
А у Рамбаля Коше была абсолютная власть над подчинёнными!

- «Раздевайтесь. Вы пройдётесь по всей редакции совершенно голый. У нас будет возможность оценить эффект»
- ……… (спускает штаны)
- «Что вы делаете, Бленак?»
- «Раздеваюсь, месье  президент…»
- «Не останови я вас, вы бы разделись догола, и прошлись по всей редакции?»
- «Вы же меня попросили, месье президент…»
«Я хочу вас спросить, Бленак. Кто из нас двоих монстр? Я, приказывающий вам снять штаны или вы, готовый показать свою задницу?..»
- «Не знаю, месье…»
- «В этом вся проблема!..»

В одной короткой сцене показана вся наша «игрушечная» жизнь!
Удалось ли «Жюльену» повлиять на Эрика - это показывают  последние кадры из фильма…

Я не ставил перед собой задачи, проанализировать весь фильм целиком, посему привёл несколько самых значимых сцен. Вообще, фильмы того времени по качеству исполнения и написанию сценария, не идут ни в какое сравнение с современной тухлятиной!
Каждое произнесённое слово или фразу можно использовать как фразеологический оборот, или, ещё как говорят - крылатую фразу. Ну и, конечно, прекрасная музыка композитора Владимира Косма наполняет фильм нужным колером и эмоциональным окрасом. Фильм замечательный, актуальный, на все времена! Игра актёров – образец! Рекомендую к просмотру!

О фильме и актёрах можно узнать подробнее на сайте -
 https://www.kinopoisk.ru/film/igrushka-1976-57004/


Рецензии
Интересно будет посмотреть.
Спасибо за совет.

Наталья Умкина   19.11.2017 22:21     Заявить о нарушении