Блок. Тебя в страны чужие звали... Прочтение

15*. «Тебя в страны чужие звали…»





                Тебя в страны  чужие звали,
                Ты собиралась в дальний путь.
                Мы безнадежно провожали,
                И многим привелось вздохнуть.

                Зима подкралась незаметно,
                И с первым снегом со двора
                Ты унесла весь пыл заветный,
                Которым жили мы вчера.

                Прощай, мы смотрим на дорогу,
                А вьюга заметает след.
                Мы возвратимся понемногу
                К безбожной лени прежних лет,

                И над мистической загадкой
                Уже не будем колдовать,
                И поздней ночью, встав украдкой,
                При бледном месяце мечтать.
                28 июня 1901




     Встреча с чужим, рассказанная в предыдущем стихотворении (14. «Я помню час глухой…») даром не прошла. В самой верхушке лета, 28 июня, смотреть как «вьюга заметает след»!..
     Технологически данное стихотворение – это скорее всего описание сна.
     Текстуально – о сомнениях.
     Практически – вопль: не уходи!

     И см. стихотворение «Она росла за дальними горами…». Исходное стихотворение тоже из того мира, мира “за дальними горами”, мира на “скрещении вод”, мира, где впервые упоминаются, действуют “мы” – община, коммуна, монастырь, где он – не одинок.
     Наиболее подробно этот мир будет описан в конце следующей книги «тома I» – «Распутья», в цикле «Молитвы»:

            «Сторожим у входа в терем,
                Верные рабы.
             Страстно верим, выси мерим!
                Вечно ждем трубы.

             Вечно – завтра. У решотки
                Каждый день и час
             Славословит голос четкий
                Одного из нас.

              Воздух полон воздыхании,
                Грозовых надежд,
              Высь горит от несмыканий
                Воспаленных вежд…
                Апрель-май 1904.
»

 


*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».

     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
14. «Я помню час глухой, бессонной ночи…» ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1074 )
Столкновение – летом! – с призраком бледноликим из зимы.

15*. «Тебя в страны чужие звали…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1432 )
И  сон о зиме, о прощании с тобой.

16. «Внемля зову жизни смутной…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1441 )
Все это – ложные виденья! Но «мысли ложной и минутной не отдамся и во сне!». Поэт дожидается, вызывает «волну к лучезарной вышине»
17. «Прозрачные, неведомые тени…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1450 )
И видение истинное, из «лазурных сновидений»: «… тени / к Тебе плывут, и с ними Ты плывешь».

*

*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/19/1074
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/20/1441

 


Рецензии