Блок. Прозрачные, неведомые тени... Прочтение

17. «Прозрачные, неведомые тени…»




                Прозрачные, неведомые тени
                К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
                В объятия лазурных сновидений,
                Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.

                Перед Тобой синеют без границы
                Моря, поля, и горы, и леса,
                Перекликаются в свободной выси птицы,
                Встает туман, алеют небеса.

                А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
                Узрев на миг бессмертные черты,
                Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
                Тебя поет. Его не знаешь Ты,

                Не отличишь его в толпе народной,
                Не наградишь улыбкою его,
                Когда вослед взирает, несвободный,
                Вкусив на миг бессмертья Твоего.
                3 июля 1901




     И это стихотворение – непосредственное продолжение эпизода:
     «15*. Тебя в страны чужие звали…» – сон, что твой уход приведет к безвозвратности «суеты мирских дел».
      «16. «Внемля зову жизни смутной…» – мистик стряхивает «мысль ложную»  и «дожидается» – вызывает! – «волну  к лучезарной глубине» – к  «видениям и голосам иных миров».
     В данном стихотворении – описание этого видения.

     Отметим любимый трюк Блока в 15-ом стихотворении: грамматически была сокрыта… м-м-м… величина начальной буквы в местоимении «т(Т)ы». 

                («Тебя в страны  чужие звали,
                Ты собиралась в дальний путь...»)

     Так как речь в нем шла об отъезде в «дальние страны», то обитают его герои в странах ближних.  Соответственно и героиня – вполне, вроде бы, земная, то есть – «ты», но определенные сомнения, тем не менее, остаются, ведь, пока «т(Т)ы» была рядом, «они»   – колдовали ( а когда уехала:
               
                «...И над мистической загадкой
                Уже не будем колдовать...» )


     Сомнения? – надежды. Надежды, что рядом была – Ты.
     Да и  данное стихотворение можно прочитать, как описание тех самых «стран чужих»:

                Прозрачные, неведомые тени
                К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
                В объятия лазурных сновидений,
                Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.

     Вот как оно видится, «вкусив на миг бессмертья Твоего». Вот как оно чувствуется – во мгновении бессмертия:

                Перед Тобой синеют без границы
                Моря, поля, и горы, и леса,
                Перекликаются в свободной выси птицы,
                Встает туман, алеют небеса.

     «Пыль» и прочие «уничижения» (А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи) с одной стороны  – это привычные атрибуты не изменного «облика Твоего», практически синонимы «всегдашней суровости», а с другой… Перечитайте, вглядитесь туда, где алеют небеса, почтенный мой читатель, а потом оглянитесь, оглядитесь вокруг… И как вам здесь – «внизу»?... на фоне свободной выси?

     И стихи следующего куплета, которые о равнодушии:

                Не отличишь его в толпе народной,
                Не наградишь улыбкою его…

     …опять вызывают в памяти «твое лицо – холодное и злое» (такой и спустя двадцать лет  вспомнит «Любочку»  другой смертельно влюбившийся в нее поэт – Андрей Белый). А на самом деле все не так. Потому что если поэт – «исполнен вдохновенья», то это вдохновение кто-то ему  подарил… Адресно. А кто был музой Блока, мы знаем – Ты!

     – «лазурных сновидений…», «Перед Тобой синеют…» – синева, лазурь – цвета мистики и счастья для Блока. Ср. из III-его тома: «Ты в синий плащ печально завернулась…», когда все безграничные моря и горы скукожатся до вот только этого предмета дамской верхней одежды.

    – «В объятия лазурных сновидений…» – Ты – спишь. Свою задачу юный теург сформулирует так: «Тебя – пробудить!» И не справится с нею:

           «…Ты покоишься в белом гробу.
            Ты с улыбкой зовешь: не буди.
 
           …Спи – твой отдых никто не прервет.
                18 июня 1904. С. Шахматово»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С. 88 и I4. С. 68 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)".
[
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
]


– «…Не отличишь его в толпе народной...» и след. – Ср. в позднейшем письме Блока к Л.Д. Менделеевой от 21 ноября 1902 г.: [объяснение меж ними произошло 7 ноября 1902 г., то есть это письмо – после ] "И мне часто приходило( ... ) в голову в связи с легендами, поющими о Тебе (хотя бы посредством моих же стихов и дум), как о Царице Народной, все познавшей внутренно, молчаливой и недоверчивой к тому, что происходит здесь, что какой-то человек из народа (это был я) почуял один и стал мечтать и надеяться на Невозможное Счастье" .
»
 

 


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
              II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
           6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
14. «Я помню час глухой, бессонной ночи…» ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1074 )
Столкновение – летом! – с призраком бледноликим из зимы.
15*. «Тебя в страны чужие звали…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1432 )
И  сон о зиме, о прощании с тобой.
16. «Внемля зову жизни смутной…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1441 )
Все это – ложные виденья! Но «мысли ложной и минутной не отдамся и во сне!». Поэт дожидается, вызывает «волну к лучезарной вышине»
         17. «Прозрачные, неведомые тени…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1450 )
И видение истинное, из «лазурных сновидений»: «… тени / к Тебе плывут, и с ними Ты плывешь».

*

*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/20/1441
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/21/1095

 


Рецензии