Блок. Прозрачные, неведомые тени... Прочтение
Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты,
Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его,
Когда вослед взирает, несвободный,
Вкусив на миг бессмертья Твоего.
3 июля 1901
И это стихотворение – непосредственное продолжение эпизода:
«15*. Тебя в страны чужие звали…» – сон, что твой уход приведет к безвозвратности «суеты мирских дел».
«16. «Внемля зову жизни смутной…» – мистик стряхивает «мысль ложную» и «дожидается» – вызывает! – «волну к лучезарной глубине» – к «видениям и голосам иных миров».
В данном стихотворении – описание этого видения.
Отметим любимый трюк Блока в 15-ом стихотворении: грамматически была сокрыта… м-м-м… величина начальной буквы в местоимении «т(Т)ы».
(«Тебя в страны чужие звали,
Ты собиралась в дальний путь...»)
Так как речь в нем шла об отъезде в «дальние страны», то обитают его герои в странах ближних. Соответственно и героиня – вполне, вроде бы, земная, то есть – «ты», но определенные сомнения, тем не менее, остаются, ведь, пока «т(Т)ы» была рядом, «они» – колдовали ( а когда уехала:
«...И над мистической загадкой
Уже не будем колдовать...» )
Сомнения? – надежды. Надежды, что рядом была – Ты.
Да и данное стихотворение можно прочитать, как описание тех самых «стран чужих»:
Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Вот как оно видится, «вкусив на миг бессмертья Твоего». Вот как оно чувствуется – во мгновении бессмертия:
Перед Тобой синеют без границы
Моря, поля, и горы, и леса,
Перекликаются в свободной выси птицы,
Встает туман, алеют небеса.
«Пыль» и прочие «уничижения» (А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи) с одной стороны – это привычные атрибуты не изменного «облика Твоего», практически синонимы «всегдашней суровости», а с другой… Перечитайте, вглядитесь туда, где алеют небеса, почтенный мой читатель, а потом оглянитесь, оглядитесь вокруг… И как вам здесь – «внизу»?... на фоне свободной выси?
И стихи следующего куплета, которые о равнодушии:
Не отличишь его в толпе народной,
Не наградишь улыбкою его…
…опять вызывают в памяти «твое лицо – холодное и злое» (такой и спустя двадцать лет вспомнит «Любочку» другой смертельно влюбившийся в нее поэт – Андрей Белый). А на самом деле все не так. Потому что если поэт – «исполнен вдохновенья», то это вдохновение кто-то ему подарил… Адресно. А кто был музой Блока, мы знаем – Ты!
– «лазурных сновидений…», «Перед Тобой синеют…» – синева, лазурь – цвета мистики и счастья для Блока. Ср. из III-его тома: «Ты в синий плащ печально завернулась…», когда все безграничные моря и горы скукожатся до вот только этого предмета дамской верхней одежды.
– «В объятия лазурных сновидений…» – Ты – спишь. Свою задачу юный теург сформулирует так: «Тебя – пробудить!» И не справится с нею:
«…Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
…Спи – твой отдых никто не прервет.
18 июня 1904. С. Шахматово»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I3. С. 88 и I4. С. 68 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)".
[
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
]
– «…Не отличишь его в толпе народной...» и след. – Ср. в позднейшем письме Блока к Л.Д. Менделеевой от 21 ноября 1902 г.: [объяснение меж ними произошло 7 ноября 1902 г., то есть это письмо – после ] "И мне часто приходило( ... ) в голову в связи с легендами, поющими о Тебе (хотя бы посредством моих же стихов и дум), как о Царице Народной, все познавшей внутренно, молчаливой и недоверчивой к тому, что происходит здесь, что какой-то человек из народа (это был я) почуял один и стал мечтать и надеяться на Невозможное Счастье" .
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
14. «Я помню час глухой, бессонной ночи…» ( http://www.proza.ru/2017/11/19/1074 )
Столкновение – летом! – с призраком бледноликим из зимы.
15*. «Тебя в страны чужие звали…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1432 )
И сон о зиме, о прощании с тобой.
16. «Внемля зову жизни смутной…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1441 )
Все это – ложные виденья! Но «мысли ложной и минутной не отдамся и во сне!». Поэт дожидается, вызывает «волну к лучезарной вышине»
17. «Прозрачные, неведомые тени…» ( http://www.proza.ru/2017/11/20/1450 )
И видение истинное, из «лазурных сновидений»: «… тени / к Тебе плывут, и с ними Ты плывешь».
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/20/1441
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/21/1095
Свидетельство о публикации №217112001450