Блок. Я жду призыва, ищу ответа... Прочтение
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой — далёко где-то —
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Я жду — и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше…
Ночную тайну разрушит слово…
Помилуй, боже, ночные души!
На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье.
7 июля 1901
Эпизод с видением «лазурных сновидений» закончился.
(напомню, он включает в себя три предыдущих стихотворения:
«15*. Тебя в страны чужие звали…» – сон, что твой уход приведет к безвозвратности «суеты мирских дел».
«16. «Внемля зову жизни смутной…» – мистик стряхивает «мысль ложную» и «дожидается» – вызывает! – «волну к лучезарной глубине» – к «видениям и голосам иных миров».
«17. «Прозрачные, неведомые тени…» – описание этого видения, описание мгновения бессмертия)
Прошло всего несколько дней, несколько ночей всего прошло, и – сердцу бедному всё мало – юный мистик, в середине своего мистического лета опять взывает:
Я жду призыва, ищу ответа…
Июльские ночи – кратки. Пока оглядишь его – ночное небо, пока вслушаешься в шорохи и звуки – «отголоски далекой речи», пока представишь себе «тайны грядущей встречи» – все ближе восход, «всё ярче небо»… Но…
Я жду — и трепет объемлет новый…
Неужели добился, докричался, дождался – и сейчас опять…
На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Нет… Сорвалось… «Воззвания» оказались неуместными:
Ночную тайну разрушит слово…
Не получилось? Бесполезно? Сорвалось? Но почему тогда так «странно длится земли молчанье»?
Намек на возможный ответ проглядывает в вариантах:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Вариант НР СЦ
За жолтой нивой – далеко, где-то
»
(СЦ-1901,1903 – Северные цветы: Альманах. М., 1901, 1903.)
У Блока «желтый» – это цвет, а «жолтый» – признак инфернальности. Например:
«При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг,
Ряды танцующих двоились…
Сентябрь 1902»
То есть, чуть ли не впервые появляется намек на противодействие его миссии. Пока это просто преграда его посланию, его стихам, его ворожбе:
Немеет небо, земля в молчаньи,
За жолтой нивой…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I1. С. 19, в отделе "Неподвижность"; I2. С. 64-65; ИСП. С. 5-6; I3. С. 89 и I4. С. 69 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 76.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
И у Редакции несколько иное, чем у меня прочтение. У меня приоритет за Той, к кому направлено воззвание, Редакция подчеркивает значение самого “обладателя тайны”:
]
– «Ночную тайну разрушит слово ...» – Слово – здесь: божественное Слово (Ср. написание с заглавной буквы).
– «Помилуй, Боже, ночные души!» – Образ восходит к поэзии "старших" символистов 1890-х годов, противопоставлявших свой "ночной мир" "свету" будущего; особенно близок к символике стихотворения Д.С. Мережковского "Дети ночи" (1894).
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:
18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.
21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна неудачная попытка вызвать «лазурное сновидение.
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/20/1450
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/24/1440
Свидетельство о публикации №217112101095