Блок. Я жду призыва, ищу ответа... Прочтение
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой — далёко где-то —
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Я жду — и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше…
Ночную тайну разрушит слово…
Помилуй, боже, ночные души!
На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Всё жду призыва, ищу ответа,
Но странно длится земли молчанье.
7 июля 1901
Эпизод с видением «лазурных сновидений» закончился.
(напомню, он включает в себя три предыдущих стихотворения:
«15*. Тебя в страны чужие звали…» – сон, что твой уход приведет к безвозвратности «суеты мирских дел».
«16. «Внемля зову жизни смутной…» – мистик стряхивает «мысль ложную» и «дожидается» – вызывает! – «волну к лучезарной глубине» – к «видениям и голосам иных миров».
«17. «Прозрачные, неведомые тени…» – описание этого видения, описание мгновения бессмертия).
Прошло всего несколько дней, несколько ночей всего прошло, и – сердцу бедному всё мало – юный мистик, в середине своего мистического лета опять взывает:
Я жду призыва, ищу ответа…
Июльские ночи – кратки. Пока оглядишь его – ночное небо, пока вслушаешься в шорохи и звуки – «отголоски далекой речи», пока представишь себе «тайны грядущей встречи» – все ближе восход, «всё ярче небо»… Но…
Я жду — и трепет объемлет новый…
Неужели добился, докричался, дождался – и сейчас опять…
На миг проснулось за нивой, где-то,
Далеким эхом мое воззванье.
Но нет… Сорвалось… «Воззвания» оказались неуместными:
Ночную тайну разрушит слово…
Не получилось? Бесполезно? Сорвалось? Но почему тогда так «странно длится земли молчанье»?
Намек на возможный ответ проглядывает в вариантах:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Вариант НР СЦ
За жолтой нивой – далеко, где-то
»
(СЦ-1901,1903 – Северные цветы: Альманах. М., 1901, 1903.)
У Блока «желтый» – это цвет, а «жолтый» – признак инфернальности. Например:
«При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг,
Ряды танцующих двоились…
Сентябрь 1902»
То есть, чуть ли не впервые появляется намек на открытое противодействие его миссии. Пока это просто преграда его посланию, его стихам, его ворожбе:
Немеет небо, земля в молчаньи,
За жолтой нивой…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I1. С. 19, в отделе "Неподвижность"; I2. С. 64-65; ИСП. С. 5-6; I3. С. 89 и I4. С. 69 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 76.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
И у Редакции несколько иное, чем у меня прочтение. У меня приоритет за Той, к кому направлено воззвание, Редакция подчеркивает значение самого “обладателя тайны”:
]
– «Ночную тайну разрушит слово ...» – Слово – здесь: божественное Слово (Ср. написание с заглавной буквы).
– «Помилуй, Боже, ночные души!» – Образ восходит к поэзии "старших" символистов 1890-х годов, противопоставлявших свой "ночной мир" "свету" будущего; особенно близок к символике стихотворения Д.С. Мережковского "Дети ночи" (1894).
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:
18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.
21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна неудачная попытка вызвать «лазурное сновидение.
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/20/1450
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/24/1440
Свидетельство о публикации №217112101095