Блок. Белой ночью месяц красный... Прочтение

16. «Белой ночью месяц красный…»




                Белой ночью месяц красный
                Выплывает в синеве.
                Бродит призрачно-прекрасный,
                Отражается в Неве.

                Мне провидится и снится
                Исполненье тайных дум.
                В вас ли доброе таится,
                Красный месяц, тихий шум?
                22 мая 1901





      

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года:
     «МАЙ 1901:
     …Сквозь эту броню пробиваются, однако, жаркие струи, в которых есть как бы оттенки соблазна (“женственная нежность”  образа, легкое пение, “призрачный красный месяц, отражающийся в Неве,  образ отроковицы-мидианки”  (Вл. Соловьев), пред которым я медлю, вместо того чтобы “нести свою духовную лепту в далекие святыни”).
     Так, неготовым, раздвоенным я кончаю первый период своей “мировой”  жизни — петербургский. [Здесь нет еще ни одного большого Т.].
     К этому периоду относится 39 стихотворений».

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     …Здесь нет еще ни одного большого Т. (т.е. ни одного случая написания "Ты", "Тебе" и т.д. с заглавной буквы. – Ред.)
      »

     Здесь нет ещё ни одного явного Твоего присутствия. Того, что обрушится на него в Шахматово.
      
     …«образ отроковицы-мидианки  (Вл. Соловьев), пред которым я медлю, вместо того чтобы “нести свою духовную лепту в далекие святыни)» – скорее всего из стихотворения Соловьева  «Неопалимая купина», в первой части которого  описан Моисей, которому еще не был явлен горящий терновый куст неопалимой купины:

                «…В трудах бесславных, в сонной лени
                Как сын пустыни я живу
                И к Мидианке на колени
                Склоняю праздную главу.

                И реже всё и всё туманней
                Встают еще перед умом
                Картины молодости ранней
                В моем отечестве чужом…»

    Кто являлся воплощением Мидианки достаточно очевидно - Любовь Дмитриевна Менделеева.


     Из 39 стихотворений этого периода в цикл вошли только 16. Очевидно, чтобы высветить сюжет, чтобы не «потеряться в груде матерьяла».

     На этом воспоминания, примечания Блока из 18 года к «Стихам о Прекрасной Даме» обрываются. Потому что…
     Во-первых, потому что – слишком личное. Как-то Ахматову спросили: «Как Вы можете выставлять на люди столь сокровенное? Анна Андреевна запротестовала: «Но там же зарифмовано!» Вот сугубой прозой описать период «подготовки» ему бесстыдства еще  хватило, а на «мистическое лето» – уже нет.
     А во-вторых… сугубая проза… Даже мне спустя столетие толковать прозой о происходившем тогда – неловко… Приходится преодолевать ощутимое сопротивление, потому что наши простые слова не предназначены для рассказа о не нашем мире. Для его описания и был выдуман – символизм. Вот и Блок в 18-году попробовал и, пока не было “еще ни одного большого Т.” – у него  получалось, а дальше – заставить себя не смог.

     Но статья «О современном состоянии русского символизма» есть. И базовый сюжет в ней прочерчен.  И есть стихи – достаточно. Я сначала прочитал именно их. Прочитал и проследил развитие событий. А уж потом - так уж получилось: всё отваживало меня наукообразное название - прочитал статью. Сверился – совпадает.

*
 *

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
     Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».

     Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
     Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
     То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает:  «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер   в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.


     Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:

 Вот краткая сводка содержания книги по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


*

     Данное стихотворение относится к шестой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
                6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

 
**
*
К  сцене данного стихотворения относятся два стихотворения:
    1. «Кто-то шепчет и смеется…» ( http://proza.ru/2017/11/13/722 )
Она признает:  «Ты нездешней, видно, силой / Наделен и окрылен»
                2. «Белой ночью месяц красный…» (http://proza.ru/2017/11/21/2261 )
                Он «провидит» ее шепот, который есть его  «Исполненье тайных дум».
*


*
предыдущее стихотворение —  http://proza.ru/2017/11/13/722
следующий раздел — — — —   http://proza.ru/2017/11/21/2272 


Рецензии