Блок. II Мистическое лето. С. Шахматово. Лето 1901
Из дневника 1918-ого года:
«К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты). Все это было подкреплено стихами Вл. Соловьева, книгу которых подарила мне мама на Пасху этого года.
А. В. Гиппиус показывал мне в эту весну только что вышедшие первые «Северные цветы» «Скорпиона», которые я купил, и Брюсов (особенно) окрасился для меня в тот же цвет, так что в следующее за тем «мистическое лето» эта книга играла также особую роль».
Брюсов… Воздействие его стихов на тогдашнего Блока было оглушающим. Да оно и понятно. Вот одно из стихотворений Брюсова 901 года:
…И много зим я был в пустыне,
Покорно преданный Мечте…
Но был мне глас. И снова ныне
Я — в шуме слов, я — в суете.
Надел я прежнюю порфиру,
Умастил миром волоса.
Едва предстал я, гордый, пиру,
«Ты царь!» — решили голоса.
Среди цариц веселой пляски
Я вольно предызбрал одну:
Да обрету в желаньи ласки
Свою безвольную весну!
И ты, о мой цветок долинный,
Как стебель, повлеклась ко мне.
Тебя пленил я сказкой длинной…
Ты — наяву, и ты — во сне.
Но если, страстный, в миг заветный,
Заслышу я мои трубный звук, —
Воспряну! кину клич ответный
И вырвусь из стесненных рук!
31 марта 1900
Совпадение тем, образов, слов… Вот только то, что у Блока было прозрением, у Брюсова – фантазией, что у Блока – живая мистика, у Брюсова – литературный романтизм, там, где Блок пытался точнее описать, Брюсов старался расписать поискусней…
Блок нашёл в стихах Брюсова со-ратника, готовящегося к той же битве, спутника – идущего по той же тропе.
Но Брюсов про Блока… Читайте сами:
«Неизменно погруженный в свои мечты, автор стихов о "Прекрасной Даме" чуждается жизни. Он упорно повторяет, что жизнь его "мучит", что земля для него "пустынна". Он себя чувствует в некоей всемирной "старинной келье", в "монастыре" или на каком-то таинственном "царственном пути", где впереди перед ним идет "огнистый столп". Свои мечты поэт определяет как "сны раздумий небывалых", как "священный сон", и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет "мысль о теле", "воскресни дух, а плоть усни". Пренебрежение к "телу", к земле, жажда неземного, "бесплотного" одушевляют большинство стихотворений… Все это ведет к тому, что в стихах о "Прекрасной Даме" как бы совсем нет ничего реального, – все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир.»
Мечтания всё это, не без изящества изложенные – вот резюме мэтра декадентства.
А Блок тем временем:
«В том же мае я впервые попробовал «внутреннюю броню» — ограждать себя «тайным ведением» от Ее суровости... Это, по-видимому, было преддверием будущего «колдовства», так же как необычайное слияние с природой.
«Внутренняя бронь»… Напомню строку, которая в дневнике 18-ого года несколько выше: «Я покорился неведенью и боли (психологически — всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)». То есть к маю Блок научился противопоставлять всегдашней суровости «Любочки», которая суть невеведенье и боль – свое «тайное ведение»: ты опять смотришь букой? – но я-то знаю!
«Знаю», что:
«… Началось то, что "влюбленность" стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо.
…Любовь Дмитриевна проявляла иногда род внимания ко мне. Вероятно, это было потому, что я сильно светился…. Я был так преисполнен высоким…».
Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
«В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: «моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор», – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.
Миры, предстающие взору в свете лучезарного меча, становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова…
Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос; возникает диалог, подобный тому, который описан в «Трех Свиданиях» Вл. Соловьева.»
Вот таким вступил Блок в своё «мистическое лето».
А Любовь Дмитриевна…
«…я весной 1901 года. Ждала событий, была влюблена в свое тело и уже требовала у жизни ответа.»
Просто постпубертатная девушка.
Из Примечаний к данному разделу в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворения II раздела цикла СПД, написанные в Шахматове летом 1901 г., уже в Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.] были выделены в особый подцикл с заглавием "Мистическое лето".
В сб. "Стихи о Прекрасной Даме" (1904) из стихотворений этого лета представлено всего шесть… Все они включены в отдел "Неподвижность".
Однако уже в 1-й кн. "Собрания стихотворений" 1911 г., где стихотворения "мистического лета" (вместе с рядом произведений будущих Iи III разделов цикла) попадают в раздел "1901 rод", они представлены 24 текстами:
Таким образом, в 1-ю кн. "Собрания стихотворений" 1911 г. вошло более половины произведений будущей окончательной редакции II раздела СПД (включившей 34 стихотворения).
В "Стихотворениях" 1916 и 1918 гг. II разделу цикла в его последней редакции хронологически полностью соответствует раздел "II. Ворожба (Лето 1901 года)". Здесь 25 стихотворений…
Значительно полнее, чем в "Собрании стихотворений" 1911 г. (14 текстов), представлена последняя часть будущего окончательного текста II раздела. Таким образом, стихотворения этого раздела сравнительно рано были выделены Блоком как существенные для его лирики 1901-1902 гг.
[То есть первоначально стихи мистического лета входили в раздел «Неподвижность», потом – «Ворожба».]
Лето 1901 г. - время участившихся встреч Блока с Л.Д. Менделеевой, происходивших обычно в Боблове -- усадьбе Менделеевых, находившейся в восьми верстах от Шахматова, где жил Блок. Ср. в позднейших воспоминаниях Л.Д. Блок: «И вот пришло "мистическое лето". Встречи наши с Блоком сложились так. Он бывал у нас раза два в неделю( ... ), и мы подолгу, часами разговаривали( ... ) Я отдалась странной прелести наших отношений.
Как будто и любовь, но в сущности – одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идей, в запевающие образы» (Воспоминания. 1. С. 154, 155,156).
В эти месяцы под впечатлением главным образом лирики Вл. Соловьева Блок начинает воспринимать отношения с будущей невестой последовательно мистически: «Началось то, что "влюбленность" стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо» (запись в дневнике Блока от 30 (17) августа 1918 г. Выделено нами. – Ред.). Героиня лирического цикла теперь- мистическая "Дева", земное воплощение Вечной Женственности. Особенностью мировосприятия Блока летом 1901 г. было также чувство полного слияния с природой. Из литературных воздействий, кроме Соловьева, важна поэзия Фета.
Стихотворения раздела вырастают на основе символизации реальных обстоятельств, сопровождавших встречи с Л.Д. Менделеевой, ночные возвращения Блока из Боблова в Шахматово, а также из символизации явлений природы и особенностей ландшафта и пейзажа. Накал яркого чувства земной влюбленности (наряду с напряженными мистическими эмоциями) порождает "демонические" мотивы раздела: "гадания", "ворожбу" ("привораживание", двойничество, а также боязнь “изменения облика” небесной “Девы”.
»
Свидетельство о публикации №217112102272