Блок. Одинокий, к тебе прихожу... Прочтение

3. «Одинокий, к тебе прихожу…»





                Одинокий, к тебе прихожу,
                Околдован огнями любви.
                Ты гадаешь. – Меня не зови –
                Я и сам уж давно ворожу.

                От тяжелого бремени лет
                Я спасался одной ворожбой,
                И опять ворожу над тобой,
                Но неясен и смутен ответ.

                Ворожбой полоненные дни
                Я лелею года, – не зови…
                Только скоро ль погаснут огни
                Заколдованной темной любви?
                1 июня 1901. С. Шахматово




     Эйфория прошла. И осталась – темная любовь. И «ты», к которой он приходит, – темная колдунья, и сам тоже – ворожит, колдует над ней. И даже огни, которые тянут его к ней, которые – и над ним, и над ней – темные, как неверный свет  гнилушек  над темным безрадостным болотом…
    «Ты гадаешь…»… «И странен блеск ее глубоких глаз…»

    И ещё о его “колдовстве”. Из письма Андрею Белому. 6 июня 1911:
    «…Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя. Потому отныне я {Подчеркнуто дважды.} не лирик».
     То есть именно свою лирику он в 1911 году посчитал главным способом “тревожить темные силы” – главным инструментом колдовства.

     – «Околдован огнями любви…» – из воспоминаний Л.Д. о первых встречах с Блоком летом  1898 года:
     «
     В первые два-три приезда выходило так, что Блок больше обращал внимания на Лиду и Юлию Кузьмину. Они умели ловко болтать и легко кокетничать, и без труда попали в тон, который он вносил в разговор. Обе очень хорошенькие и веселые…
     …очень скоро я стала ревновать и всеми внутренними своими "флюидами" притягивать внимание Блока к себе. С внешней стороны я, по-видимому, была крайне сдержанна и холодна – Блок всегда это потом и говорил мне и писал. Но внутренняя активность моя не пропала даром, и опять-таки очень скоро я стала уже с испугом замечать, что Блок, да, положительно, перешел ко мне, и уже это он окружает меня кольцом внимания.
»

               
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока
     «
     – “Одинокий, к тебе прихожу ...” – Из письма к А.В. Гиппиусу от 2 июня 1901 г. явствует, что в день написания стихотворения Блок впервые в это лето был у Менделеевых в Боблове.
     – “Я и сам уж давно ворожу...” – В дневнике от 30(17) августа 1918 г. Блок отмечает как важнейший мотив этого периода "ворожбу". Таково и название всего II раздела в I3 и I4. Образ "ворожбы" придает мистическому поклонению двойственный характер: "небесное" познается "демоническими" путями.
   [
     I3 – Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 – Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
 
     С моей точки зрения, здесь не совмещение “небесного” и “демонического”, а их борьба. Небесное – это прозрения, демоническое – наваждения, в том числе и от  “Л.Д.”
     И повторю: главный инструментом “ворожбы” Блока в то лето были его стихи. И даже не конечный текст, а сам процесс их написания.
    ]
    »
 
*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года . Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
                2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


Визит к гадалке:
    
К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
   
                3. «Одинокий, к тебе прихожу…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1077 )
Первое появление гадалки.
     4. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1083 )
Ужас от предчувствия, что «изменишь облик Ты».
     5. «И поздно, и темно. Покину без желаний…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1085 )
Ночное (бессолнечное) возвращение от гадалки.
     6.«И я, неверный, тосковал…» (http://www.proza.ru/2017/11/24/1428 )
Оправдание гадалки: я вернулся – и постиг.

*

*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/22/770
следующее стихотворение  — http://www.proza.ru/2017/11/23/1083 


Рецензии