Блок. Предчувствую Тебя... Прочтение
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901. С. Шахматово
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
«В первом стихотворении шахматовском это лицо приняло странный образ “Российской Венеры”. Потом следуют необыкновенно важные “ворожбы” и “предчувствие изменения облика”.»
«Необыкновенно важные»… Да, и в книге эта важность подчеркнута указанием не только даты, но и места: «С. Шахматово». Предыдущие «необыкновенно важные» даты следовали с промежутком в месяцы, а теперь: 29 мая 1901, 1 июня 1901, 4 июня 1901. Мистическое лето!
Перечитаем стихотворение Вл. Соловьева, последние строки которого стали эпиграфом, полностью:
"Зачем слова? В безбрежности лазурной
Эфирных волн созвучные струи
Несут к тебе желаний пламень бурный
И тайный вздох немеющей любви.
И, трепеща у милого порога,
Забытых грез к тебе стремится рой.
Недалека воздушная дорога,
Один лишь миг - и я перед тобой.
И в этот миг незримого свиданья
Нездешний свет вновь озарит тебя,
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя."
Эпиграф здесь (и не только здесь, опять же) не эпиграф – то есть расшифровка или намек на смысл произведения, в данном случае стихотворения, а – вступление, предшествующая сцена.
И ею параллельность «“ворожбы” и “предчувствие изменения облика”» усиливается: там – свидание и здесь – свидание, там – огни, и здесь – свет. Но усиливается и контрастность: здесь – свет, там огни, там в строке «Одинокий, к тебе прихожу» слышатся тяжелые шаги уставшего путника, а здесь:
"Недалека воздушная дорога,
Один лишь миг – и я перед тобой… "
И вот он перед «Тобой». «Тебя» озаряет нездешний свет, и Ты:
"И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя."
Житейское сознание – это всего лишь сон, Ты – стряхиваешь его, как пыль стирают с зеркала, и…. Сейчас он опять увидит истинный мир:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Сейчас он увидит истинный облик Тебя - Лучезаврную:
…Всё в облике одном предчувствую Тебя
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Но…
«Тебя» ему не показывают. Заместо ему внушают ужас:
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
«… “влюбленность” стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо».
«Опомнись!» – практически крикнули ему. Какое «одно лицо»?! Какая из твоей «Любови Дмитриевной» Лучезарная Подруга?!
«Опомнись! – она русская Венера.»
«Опомнись! – она ворожит над тобой, от нее огни темной любви…»
Но…
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
«… “влюбленность” стала меньше призвания более высокого», но что какое-то там “высокое”, если перед ним – любимая?!
… а ему – только 21 год.
… исполнится в ноябре.
– «Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо…» – зори 901-ого года:
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их; в чем конкретно события эти, – сказать было трудно: и "видящие" расходились в догадках: тот был атеист, этот был теософ; этот – влекся к церковности, этот – шел прочь от церковности; соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы.»
Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
«…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
«…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901
«Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
"Стихотворение было воспринято московскими читателями Блока, а позже и критикой, как своеобразный манифест "младших" символистов."
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года.
Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
Визит к гадалке:
К сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
3. «Одинокий, к тебе прихожу…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1077 )
Первое появление гадалки.
4. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1083 )
Ужас от предчувствия, что «изменишь облик Ты».
5. «И поздно, и темно. Покину без желаний…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1085 )
Ночное (бессолнечное) возвращение от гадалки.
6.«И я, неверный, тосковал…» (http://www.proza.ru/2017/11/24/1428 )
Оправдание гадалки: я вернулся – и постиг.
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/23/1077
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/23/1085
Свидетельство о публикации №217112301083