Блок. И поздно, и темно... Прочтение

5*. «И поздно, и темно. Покину без желаний…»




                И поздно, и темно. Покину без желаний
                Бунтующий весельем божий дом.
                Окончу светлый путь, не буду ждать свиданий,
                Как шел туда, — и выйду, незнаком.

                Последний вздох, и тайный, и бездонный,
                Слова последние, последний ясный взгляд —
                И кружный мрак, мечтою озаренный,
                А светлых лет — не возвратить назад.

                Еще в иную тьму, уже без старой силы
                Безгласно отхожу, покинув ясный брег,
                И не видать его — быть может, до могилы,
                А может быть, не встретиться вовек.
                6 июня 1901




     «Божий дом»  – церковь? церковь? «бунтующая весельем»? про которую будет      вспоминать словами «не буду ждать свиданий»?
     Нет, это он нерадостно,  после еще одних  «гаданий» вышел из приделов  «русской Венеры».
     Как «шел туда» – никем (читай – ею) не званный, никем (ею!) особо не жданный,  так и оттуда…   «Слова последние, последний ясный взгляд» и, на ночь глядя – «в кружный мрак» – долгий путь домой. Боблово – Шахматово, согласно Яндекс-карте 20 с лишним км. Ну, это сегодня по нынешним дорогам. Ну,  так это сегодня на машине – дорога в полчасика, а тогда…

«…Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения — по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто».
                Александр Александрович Блок. Дневники. Автобиография.

«…Встречи наши с Блоком сложились так. Он бывал у нас раза два в неделю. Я всегда угадывала день, когда он приедет: это теперь – верхом на белом коне и в белом студенческом кителе. После обеда в два часа я садилась с книгой на нижней тенистой террасе, всегда с цветком красной вербены в руках, тонкий запах которой особенно любила в то лето… Блок отдавал своего "Мальчика" около ворот и быстро вбегал на террасу…»
                Л.Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»

     На лошади возвращение домой у Блока занимало не менее часа…

                Еще в иную тьму, уже без старой силы
                Безгласно отхожу…

     Несмотря на только что пережитый еще один заряд привычного показного равнодушия,  оглянувшись, увидеть ее темный дом  и вспомнить  ее «ясный взгляд»  как «ясный брег» и уйти в «иную тьму»…

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «– Еще в иную тьму ... – Эпитет "иной" в СПД - обычно библеизм со значением "неземной", "потусторонний".»


 

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

       Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
     "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
     Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
                II.С. Шахматово. Лето 1901 года.
                Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


     Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

   


     1. Серафим.
                2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     Визит к гадалке:
     К  сцене данного стихотворения относятся ЧЕТЫРЕ произведения:
     3. «Одинокий, к тебе прихожу…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1077 )
Первое появление гадалки.
     4. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1083 )
     Ужас от предчувствия, что «изменишь облик Ты».
                5. «И поздно, и темно. Покину без желаний…» ( http://www.proza.ru/2017/11/23/1085 )
                Ночное (бессолнечное) возвращение от гадалки.
     6.«И я, неверный, тосковал…» (http://www.proza.ru/2017/11/24/1428 )
Оправдание гадалки: я вернулся – и постиг.


предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/23/1083
следующее стихотворение  — http://www.proza.ru/2017/11/24/1428


Рецензии