Сказания о святых подвижниках Калужского края - 4
Предыдущее тут: http://www.proza.ru/2017/11/22/471
Старец Илия Боровский
Илия — древнее еврейское имя — означает оно: "Бог мой Яхве", также "Бог — моя сила". Это древнее имя носили весьма почитаемые в русском народе ветхозаветный пророк Илия и былинный богатырь-инок Илия Муромец. Боровский старец Илия по преданию был братом преподобного Пафнутия и достиг высоких степеней совершенства, посему имя святого старца Илии молитвенно призывают верующие христиане в нашем крае.
Старцы Иннокентий, Исайя и Евфимий
Память об этих подвижниках благочестия не померкла. Старец Иннокентий, описатель жития преподобного Пафнутия, был самым преданным его учеником. Записки, им оставленные, признаются одним из лучших произведений древнерусской житийной письменности. Преподобный Иннокентий сам служил чин погребения своего духовного отца и настоятеля. Велика была любовь ученика к своему учителю, потому он от слёз едва мог выговаривать слова. Само имя "Иннокентий" — римское — означает "непорочный".
Старец Исайя по прозванию Чёрный был родственником преподобного Пафнутия и высокодобродетельный инок. Имя ветхозаветного пророка Исайи, означающее "Спасение от Господа" и "Спасение от Яхве", особо близко калужанам в силу того, что иконография иконы-покровительницы нашего края — Калужской Богородицы — доносит его пророчество: "...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил." (Ис.7:14) Именно эти слова начертаны в книге, которую держит Богоматерь в руках на Её Калужском образе.
Кроме того, время донесло до нас имя высокодуховного старца Евфимия (греческое — "благославный").
Святой преподобный Пафнутий,
Боровский чудотворец
Память преподобного Пафнутия Боровского чудотворца празднуется святой церковью 1(14) мая. 1997 год был 450-м годом со времени установления сему праведнику общецерковной памяти.
Дивная жизнь была прожита во славу Невидимого Бога, Сотворившего вся. XV век для Руси — время развития истинной русской самобытности. 1480-й — предел попрания Российской державы и восстановления исторической справедливости. А время преставления преподобного Пафнутия — 1477-1479 годы.
Обладая от Бога даром чудесной прозорливости, преподобный старец предузнал о своей кончине. От него и братия узнала о предстоящем скорбном событии. Преподобный старец был истинным аввой, который весь земной путь всецело посвятил Единому Богу.
Земных родителей преподобного Пафнутия звали Иоанн и Фотиния (Светлана). Дед его до принятия святого крещения был татарским баскаком, которому по крещении было наречено имя Мартин. Преподобного Пафнутия до пострижения величали Парфением ("девственный"). Великое, глубокое целомудрие есть вся жизнь этого монаха, ставшего светильником не только здешнего края, но и всей Русской земли. Многие крещёные татары также почитают этого святого как своего покровителя, памятуя о его татарском происхождении.
Юный Парфений оставил мир, наследственное местечко Кудиново, чтобы в Боровске слиться с отраслью Сергиевой — Никитой и Никифором. И чтобы, восприняв от них все соки живительного учения Христова никогда уже не разлучаться с ними ни в сей жизни, ни в будущей. Прошли годы. Старец стал настоятелем. Смиренная душа, хранящая любовь и незлобие; непонятные мирянам монашеские труды; пережитая тяжелейшая болезнь.
И вот на новом месте старец основывает новый монастырь — обитель-крепость. Боровский Рождество-Богородичный монастырь — красу и покров Московии, столп православия Калужского края. Позднее обитель получила имя в честь своего первоначальника. Древнее имя "Пафнутий" означает "исповедник".
Сей монастырь суть молитва в камне. Здесь всё исполнено духа строгого боровского старца. "Не скорбите, братия, о мне и не искушайте Богови". Но братия рыдала, и никто не мог ни петь, ни канонаршить.
Стоит белокаменная обитель. Ни Смутное время, ни разгул французов в 1812 году, ни поругание нынешнего века не смогли уничтожить православную веру, нелицемерную любовь. Тихо течёт родничок в Боровске, но многие паломники идут сюда. Им помогает Преподобный. "Пришедшего ко Мне, не изгоню..."
фото: икона Пафнутия Боровского (двухсторонняя, XIXв., на обратной стороне — Покров Божией Матери)
Калуга, кон. 90-х гг. ХХ века
Свидетельство о публикации №217112300577