Блок. За городом в полях весною... Прочтение
За городом в полях весною воздух дышит.
Иду и трепещу в предвестии огня.
Там, знаю, впереди — морскую зыбь колышет
Дыханье сумрака — и мучает меня.
Я помню: далеко шумит, шумит столица.
Там, в сумерках весны, неугомонный зной.
О, скудные сердца! Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над собой.
А здесь, как память лет невинных и великих,
Из сумрака зари — неведомые лики
Вещают жизни строй и вечности огни…
Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.
12 июля 1901
Еще один сонет, и опять – и глагольные рифмы, и сбой размера (опять с александрийца на пятистопный ямб теперь в предпоследней строке). В принципе Блок никогда не заморачивался предрассудками о глагольных рифмах. Вот чуть ли не последние его стихи – из 18-ого года «Скифы»:
«…Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..»
И знаменитое «Превратила всё в шутку сначала» – оно из 16-ого года – всё построено на глагольных парах…
Но это же сонеты… К гусарскому ментику полагается сабля. Не хотите путаться с железякой – ходите в штатском. Сонет (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) предъявляет повышенные требования к форме – к рифмам, к звучанию. Вот начало сонета Брюсова:
" Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе."
Вот этой «отточенной завершенности» нет в сонетах Блока. Его стихия -- "создать настроение", а не "сформулировать", акварель, а не гравюра. А тогда зачем?
Возвращаясь к сюжету. Здесь, как и в предыдущем сонете опять – воспоминания. Теперь о весне – о Видении.
Из дневников 18 года:
«К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
О том, что было на «поле за Старой Деревней» – уже написано (Первая часть. 12. «В день холодный, в день осенний…» (http://www.proza.ru/2017/11/06/1095 ). И теперь – о гуляниях у островов, где: «…морскую зыбь колышет / Дыханье сумрака…»
Чтоб нам понятней было, в дневнике он уточняет: были закаты. Сам же происходившее «определял» по-другому – вИдения. То есть, то, что он – видел.
Видел, как там, где серое небо смыкалось с серым морем, там, где нам показывают лишь уход солнца, видел – неоднократно! – как Закатная, Таинственная Дева соединяет огнем прошлое и будущее.
« – Закатная, Таинственная Дева… – “дева”, “закат” в дальнейшем, эти два термина войдут в триединство: “Дева, Заря, Купина.”:
«…Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни — строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Блёкнут ланиты у дев златокудрых,
Зори не вечны, как сны.
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
4 апреля 1902»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Впервые: Гриф-1914. С. 34-35, "1901 ", второе в цикле из двух стихотворений "Поле за Петербургом" (первое- "Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла ... ").
Публикации: I3. С. 71 и I4. С. 55 – в цикле СПД, в разд. "1. Видения. (Весна 1901 года)"; I5. с. 77.
В РЭ I2 Блок вписал (с. 65; между стихотворениями "Я жду призыва, ищу ответа ... " и "Входите все. Во внутренних покоях ... "): «За городом в полях (12 июля) – отнести к весенним? (перед стих. "Поле за Пб" ("В день холодный, в день осенний ... "- Ред.))». Это намерение было осуществлено в I3, где (как и в I4) стихотворение включено в разд. "1.Видения.(Весна 1901года)", –т.е. изъято из хронологического ряда и помещено среди стихотворений апреля 1901 года.
[
РЭ I2 - рабочий экземпляр 1-й кн. "Собрания стихотворений" (М., 1911), служивший А.А. Блоку для подготовки третьего издания "Собрания стихотворений" (М., 1916). Содержит правку текстов и пометы, относящиеся главным образом к составу последующего издания (ИРЛИ. Ф. 654. Оп. 2. Ед. хр. 1)
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Но, в конечном итоге, возобладал хронологический принцип написания стихотворений. Повторю: имеем рабочий дневник наблюдений за «провидцем и обладателем тайны», где важнее – его настроения, а не то, что их вызвало.
]
–«...Закатная, Таинственная Дева. – Одно из первых наименований героини цикла. О символике закатов, важной для поэтов младшего поколения символизма, см. с. 455 наст. тома.
– «И завтра, и вчера огнем соедини.» – Характерное для Блока отрицание настоящего как иллюзорной границы между прошлым и будущим. Ср.: "Прошлое страстно глядится в грядущее.// Нет настоящего. Жалкого – нет." ("Художник". 1913).
Идея преодоления времени имеет как романтическое и ницшеанское происхождение, так и апокалиптическое (в Новом мире "времени уже не будет". – Откр. Х, 6).
Образ огня как глубинной сущности мира восходит к широкой философской и мифопоэтической традиции, особенно явно – к Гераклиту (огонь как первоначало сущего).
»
Про зори 901 года:
«В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...
Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они… соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы.»
Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
«…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901
«Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
Л.Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:
18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.
21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна неудачная попытка вызвать «лазурное сновидение.
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/24/1440
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/25/1378
Свидетельство о публикации №217112401448