Евреи ранней новой истории

   Понятие «Новая история» или «Новое время» (ныне пол ним подразумевается период в истории человечества между Средневековьем и Новейшим временем) появилось в Италии в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую.
    Это понятие было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. В ранней Новой еврейской истории (приблизительно 1450-1750 годы) росла мощь государств, в которых проживал наш народ в диаспоре, евреи изгонялись и мигрировали из ряда стран, возникали новые идеологии и экономические структуры, получили распространение печатные книги на иврите, многих увлекла Каббала, появившаяся еще в 12 веке. Иврит, язык Торы и молитв, основные традиции и обычаи еврейской жизни, общинная автономия, характерная для всей диаспоры, продолжали четко определять границы между евреями и неевреями.
   Большинство еврейских историков в качестве поворотного момента между Средневековьем и ранним периодом Новой истории называют изгнание испанских евреев, произошедшее в 1492 году, а рубежом перехода к собственно Новой истории считают начало Гаскалы - движения еврейского Просвещения. Важный вклад в исследование раннего периода Новой еврейской истории внес профессор Дэвид Рудерман - историк с мировым именем, глава Центра углубленных еврейских исследований Пенсильванского университета. Благодаря работам его коллег и учеников был дан подробный анализ еврейской культуры в Европе раннего Нового времени.
   Дэвид Рудерман отмечает, что главная примета раннего Нового времени еврейской истории - мобильность. Евреи были в движении из-за вынужденных массовых миграций и добровольных скитаний в стремлении улучшить свое экономическое и социальное положение. Следствием этого стали частые контакты между евреями и неевреями в разных странах их нового обитания.
Общинное единство - вторая черта, характеризуемая консолидацией структур еврейского самоуправления. Раввинат постепенно терял свое влияние над сообществом при растущей власти еврейских олигархов. Изменился масштаб вмешательства государств в экономическую политику и деятельность еврейской автономии.
   Росла тяга к знаниям, последовавшая за изобретением книгопечатания и связанная с другими факторами, такими, как растущий интерес к еврейским книгам христианских гебраистов, расширением еврейского обучения с включением светских предметов и обучением евреев в христианских учебных заведениях (в частности, в медицинских школах).
   Кризис раввинской власти - четвертая черта этого периода. Постановления общин ограничивают права раввинов как юридических лиц. Широко распространившиеся занятия Каббалой привели к появлению лжемессий (Шабтай Цви, Якоб Франк и другие).
Пятая черта - смешанная идентичность. К этой категории относится появление большой группы маранов из Испании и Португалии, возвращающихся к иудаизму в результате нахождения в еврейских общинах Амстердама, Гамбурга и Лондона, а также появление новой касты христианствуюших евреев, использующих иудаизм в своих целях.
   Ключевые элементы работ Рудермана связаны с ролью книгопечатания; значением коммуникационных сетей; взаимодействием между культурами через тексты и личные встречи еврейской и христианской интеллигенции. Появление печатного станка в Европе в середине XV века значительно ускорило процесс изготовления книг, существенно снизило их стоимость, обеспечило широкий доступ к ним, ускорило распространение знаний, оказало глубокое влияние на еврейскую и христианскую культуры. Первой датированной еврейской книгой, выпушенной типографским способом, стали комментарии Раши к Торе, опубликованные в 1475 году в Реджо-ди-Калабрии (Италия) Абрахамом бен Айжаком бен Гартоном. К 1500 году вышло более 200 названий еврейских книг. В XV веке еврейская печать была в основном сосредоточена в Италии и на Иберийском полуострове. Изгнание евреев из Испании вынудило сефардских печатников продолжить работу в Османской империи и в итальянских городах.
   Семья еврейских печатников Сончинос из Италии в XV веке опубликовала ряд важных религиозных текстов, в том числе трактаты Талмуда и « Мишне Тора» Рамбама. Но в XVI веке христианские власти установили жесткие ограничения на еврейскую печать в Италии, введя цензуру с привлечением к работе в типографиях только христианских печатников.
   Некоторые раввины вначале опасались, что святые книги будут неправильно поняты, если станут широко доступными, но затем признали, что напечатанные тексты имеют равную святость с написанными на пергаменте. В XVI и XVII столетиях технология печати использовалась для публикации религиозных книг на идише и адаптированных для чтения еврейскими женщинами. Для тех, кто не знал иврит и пользовался только идишем, издавались книги на танахические и развлекательные темы -например, «Бово Бух» Илии Левиты (1541). Благодаря книгам на идише на европейском континенте появилась широкая читающая ашкеназская публика, которая обусловила создание единой европейской еврейской культуры, охватывая локализованные общины. Книгопечатание производилось также на иврите и ладино.
   В центре сефардской диаспоры в Османской империи книги на ладино появились значительно позже, но сформировали новое еврейское читающее сообщество.
Известный раввин Моше Иссерлес (1525/1530-1572) в книге "Шульхан Арух" («Накрытый стол»), изданной в Кракове в 1578-1580 годах, смело ввел опыт юридической практики сефардских евреев, живущих в основном в районах Средиземноморья, тем самым сближая юридическую практику ашкеназского еврейства с сефардской, представленной раввином Йосефом Каро (1486-1575). Этот кодекс еврейского права включал не только установления Й.Каро, но и напечатанные курсивом дополнения и разъяснения М.Иссерлеса. Благодаря распространению книгопечатания стало также возможным размещение разных комментариев вместе с основным текстом на страницах книг ТАНАХа и Талмуда.
Евреи из Испании и Португалии прибывали в Венецию или Амстердам, слабо владея знаниями в области иудаизма. Печать сыграла определенную роль в их образовании - особенно такие работы, как еврейские молитвенники, сокращенная версия "Шульхан Аруха" на испанском и португальском языках, руководства по еврейской практике.
Участие нееврейских издателей в еврейской печати привело к появлению значительного количества христианских читателей еврейских книг. В XVII веке по всей диаспоре широкое распространение получили как научные, так и популярные каббалистические тексты. Появляются учебники по астрономии и медицинская литература. Отдельные христианские ученые, освоив иврит, изучали все, связанное с толкованием Библии и средневековой теологией. В то же время высокие христианские инстанции начали ожесточенную кампанию, чтобы запретить чтение еврейских книг. Создание гетто в городах при наличии католической антиеврейской пропаганды свидетельствовало о попытках вытолкнуть евреев на периферию общества.
Евреи в Западной Европе были затронуты внутренним расколом в христианстве, который навсегда изменил лицо западной цивилизации. В погоне за финансированием различных проектов церковь обложила всю Европу налогами. Ватиканом была введена продажа индульгенций, якобы дающих возможность откупаться от грехов. Все это нанесло вред репутации Церкви. Мартин Лютер (1483-1546), немецкий монах, выступил против такой практики, утверждая, что христианство должно быть построено на внутренней вере, а не на деньгах, позволяющих попасть на небеса.
      Большинство людей были неграмотными, религиозная литература печаталась на латыни, что фактически закрывало для верующих знание святых текстов. Поэтому Лютер перевел Библию на немецкий язык. Попытка отлучить его от церкви закончилось созданием им новой ветви христианства. Лютер отменил институт безбрачия для духовенства и женился на бывшей монахине. Все недовольные, в том числе крестьяне и низшие классы, которым нечего было терять, присоединились к его движению, и, начавшись в Германии, оно распространилось по всей Европе. Идеи Мартина Лютера вызвали один из самых разрушительных конфликтов в европейской истории - Тридцатилетнюю войну между протестантами и католиками.
    Что же касается евреев, то Лютер был уверен, что иудеи поддержат его и даже станут лютеранами. Его ранние письма в 1520-х годах относительно евреев чрезвычайно позитивны. Но евреи отвергали Папу и не становились католиками, а Лютера они проигнорировали. Тогда он перенес большую часть идей антисемитизма, выдвинутых римско-католической церковью, в протестантство. Хотя Тридцатилетняя война была битвой якобы только между католиками и протестантами, в ней сильно пострадали и евреи. В протестантских районах их оставили на растерзание толпы. Евреи в этих условиях предпочитали находиться в районах под контролем католиков.
Перу Лютера принадлежат самые ярые антисемитские труды в донацистской Германии. Он сформулировал основные требования, направленные против евреев: уничтожить синагоги и еврейские дома; изгнать всех иудеев; конфисковать еврейские священные книги; запретить под страхом смерти раввинам обучение; ликвидировать еврейское ростовщичество; не разрешать путешествовать;  конфисковать  еврейскую собственность. И, если все это не даст эффекта, то изгнать их. Его отношение «евреям значительно превосходило по враждебности все, что когда-либо предлагалось Римской Церковью. На Нюрнбергском процессе ведущий нацистский пропагандист Юлиус Штрейхер оправдывался тем, что не говорил о евреях ничего хуже того, что давно сказано Лютером...
   В такой атмосфере ненависти изгнания и преследования стали более частыми на немецких землях и на севере Италии. Многие из протестантских лидеров резко негативно относились к евреям. Но парадоксальным образом распад монолитного западного христианского мира положительно сказался на евреях - они перестали быть единственной значительной группой вне католической церкви.
   Лютер и многие из ранних реформаторов работали над продвижением изучения иврита, ярким свидетельством возрастающей идентификации протестантов с текстами ТАНАХа была тенденция давать мальчикам имена из Ветхого Завета - Авраам, Даниэль, Элиас, Вениамин. Еврейские традиции и обычаи стали более понятными для христиан.
   Беспокойство католической церкви из-за Реформации привело к повышению внимания к евреям. 14 июля 1555 года Павел IV издал папскую буллу, в которой охарактеризовал евреев как убийц Иисуса. Им предписывалось продать свою собственность, переселиться в гетто, носить отличительную одежду, не брататься с христианами, не торговать. Среди других положений буллы  были ограничения на количество синагог, запрет евреям работать в христианские праздники, использовать христианских сестер милосердия и врачей.
Двумя годами ранее инквизиция осудила Талмуд и призвала к его публичному сожжению. В еврейских книгах отдельные отрывки были удалены цензорами, в числе которых часто были евреи, обращенные в христианство. Началась публикация антиеврейской литературы и обвинений в адрес иудаизма.
Но за пределами Италии положения буллы имели слабые последствия. Появились страны, в которых государственная власть воздерживалась от принуждения в вопросах веры. Так, в период Реформации в Польше церковные власти никогда не предлагали переселение евреев в гетто.
В 17-18 веках древнееврейские исследования стали популярными среди христианских ученых: они изучали иврит наряду с арабским и другими семитскими языками, проложив путь для преподавания этих дисциплин в светских протестантских университетах, а также христианских семинариях, происходило присвоение иудейских представлений западной цивилизацией.
   Из-за преследований появились новые секторы еврейской диаспоры. Для евреев, изгнанных из Испании, Османская империя стала безопасным домом, там не было репрессий для них по религиозным, культурным и экономическим мотивам. Вскоре после открытия Южной Америки мараны из Испании и Португалии начали  переезжать в Новый Свет. В Северной Америке голландцы предоставляли равные права евреям. Первые иудеи прибыли в Новый Амстердам (ныне - Нью-Йорк) в 1654 году, вскоре за ними последовали другие - их привлекала надежда на религиозную терпимость и экономические возможности развития. К 1730 году сефарды были в большинстве в Америке, лишь позже массовая иммиграция из Германии и Польши ашкеназских евреев превысила там численно общины сефадских. Миграции на Восток евреев из немецких государств привели в XVII столетии к появлению новых культурных центров в Польско-Литовском княжестве.
 Ориентация, которая поставила благосостояние государства на вершину шкалы ценностей, стала доминирующей политикой в появившихся централизованных государствах Европы - Пруссии и Саксонии, некоторых итальянских государствах, империи Габсбургов, Франции, Англии и Нидерландах. Было достигнуто понимание того, что сильное государство требует активной международной торговли, постоянной армии и поощрения производства на экспорт. Воодушевленные экономической политикой, проводимой правителями этих стран, направленной на накопление капиталов и развитием внешней торговли евреи, обладавшие финансами и международными торговыми связями, занялись в Центральной Европе торговлей. Они все чаше стали рассматриваться местными элитами как люди, приносящие пользу государству.
   С завершением Тридцатилетней войны (1648) многим правителям не хватало финансовых ресурсов для восстановления своих владений, что привело к усилению так называемых «придворных евреев», появившихся ещё в Высоком Средневековье, в те времена, когда короли, дворяне и церковные деятели занимали деньги у меновщиков.
   В раннее Новое время придворным евреем или гоф-фактором назывался еврейский банкир, который давал деньги в долг европейским королевским и прочим знатным семьям или же занимался их финансами. За их услуги придворным евреям предоставлялись различные привилегии, а в некоторых случаях им мог быть даже пожалован дворянский титул.
   Благодаря накоплению капитала и их международным коммерческим связям, финансовым навыкам и готовности пойти на риск, придворные евреи смогли обеспечить монархам такие услуги, которые были невозможны для христианских торговцев. Придворные евреи предоставляли крупномасштабные займы, снабжали армии зерном, тканями, лошадьми и крупным рогатым скотом, предоставляли кредиты правителям, поставляли металл на монетные дворы и способствовали производству. Они нередко становились агентами государства, навязывая волю правителя в надзоре за жизнью местного населения, поэтому массами эти люди воспринимались негативно.
Одна из причин, по которой евреи начали играть такую важную роль в финансовой и коммерческой структурах государств, заключалась в том, что они были готовы рисковать ради получения права на поселение для своих детей или свободу от специального налогообложения. Это, в свою очередь, привело к увеличению отчуждения между «придворными евреями» и многими их соплеменниками, которые зарабатывали на жизнь мелкой торговлей. Культурный разрыв с еврейским населением также усиливался, поскольку «придворные евреи» стали потребителями европейских предметов роскоши и культивировали европейские вкусы в одежде и речи.
Поскольку «придворные евреи» все больше осознавали, какое влияние набирают, они начали выдвигать аргументы, которые в дальнейшем будут выдвигаться для завоевания гражданских прав еврейского населения. Еврейские финансы и торговля способствовали развитию экономики стран. Успехи «придворных евреев» обеспечили ослабление правовых ограничений и возвращение иудеев в ряд стран, откуда они были изгнаны.
   В XVII веке Амстердам стал прибежищем иберийских евреев, многие из которых были ранее крещены, но затем официально вернулись к своей вере после признания в Нидерландах еврейской общины в 1615 году. Амстердам стал превращаться в центр сефардской культуры и еврейской науки. Самым известным амстердамским евреем был философ Барух Спиноза (1632-1677) с его критикой раввинской власти, отлученный от еврейской общины. Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме. Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им бессмертия души и Б-жественного происхождения Торы.
В этот период евреям был ограничен доступ к достижениям науки. Иудеям запрещалось учиться, а тем более преподавать в университетах. Только медицинские школы в Падуе и Перудже были исключениями, к XVII столетию евреи также изучали медицину в университетах Лейдена и Франкфурта-на-Одере. Научные общества также были в основном закрыты для евреев. В сфере традиционного еврейского образования неоднозначно относились к дисциплинам, которые не были связаны с изучением Торы. Только медицинские знания и астрономия были допустимыми занятиями евреев во всей диаспоре.
   Образованные испанские изгнанники несли с собой философские знания, где бы они ни находились. Одним из изгнанников был Иегуда Абарбанель, преподаватель университета, занимавшийся разделом богословия, в котором истолковывались библейские тексты. В ашкеназском же мире философия мало влияла на еврейскую культуру до Гаскалы. Из восьми еврейских авторов исторических работ в XVI веке пять были изгнанниками из Испании, и только двое - из ашкеназскои среды: Азария де Росси, который черпал вдохновение из итальянского Возрождения, и Дэвид Ганс
   Западноевропейское еврейство перестало быть лидером мирового. Центр еврейской жизни переместился в Восточную Европу, куда протестантская революция не доходила. Многие евреи из Западной и Центральной Европы нашли в Польше приемлемые условия жизни. В XVI и XVII столетиях они даже создали сильное еврейское самоуправление, четырехместный ВААД - комитет большой и малой Польши, Подолья и Волыни.
  Но за коротким расцветом еврейской культуры последовал внезапный крах. Гетман Запорожского казачества Богдан Хмельницкий поднял в 1648 году восстание против польского короля. Свыше 100 тысяч евреев было убито (в то время мировое еврейство насчитывало не более полутора миллионов человек), 1800 синагог сожжены. Тысячи евреев, которые не были уничтожены в той резне, были проданы в рабство (в основном на Константинопольском рынке рабов). Много лет подряд еврейские общины Европы собирали деньги для выкупа и освобождения этих соплеменников. Зверства в Украине повергли восточноевропейский иудаизм в глубокий кризис, следствием которого стало возникновение хасидизма.


Рецензии