Культурология камня. Украшения икон

   Вначале напомню  то, что многие знают хорошо и без меня, но , думаю, это необходимо сделать.

     Ювелирные украшения появились в глубокой древности, а развитие ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а затем и  серебра. Именно эти два металла обладают замечательными свойствами: одинаково хорошо поддаются плавке, ковке и вытягиваются в нити.

      Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельца ( вспомним массивные золотые обручи), являлись символом власти, выделяя «хозяина» вещи среди прочих. Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней являются предметами роскоши. Но именно стоимость украшений из драгметаллов была одной их причин их массовой гибели и уничтожения ( переплавка в монеты или драгоценные украшения, зарытые в землю во время войн или погребальных обрядов).

      Основную роль в орнаментации ювелирных украшений играет камень. В Древней Руси было широко распространено медицинское сочинение «Прохладный  Вертоград» , переведенное в 16 веке, где дается толкование свойств камней, золота и серебра. Камни имели значение талисмана – «оберега», приносящего удачу и счастье владельцу.

     В Древней Руси из всех физических свойств камня (цвет, чистота, качество, размер, блеск и пр.) , выделяли именно цвет, поэтому любимыми были  – синий сапфир, зелёный изумруд и горяче - красный  рубин.

      Камни монтировались каждый отдельно в гнезде, так было до 17 века. В связи с привозом из Константинополя роскошных украшений, предметов быта и оружия, а также приглашения ювелиров-греков для работы в мастерских Московского Кремля,  наблюдается изменение стиля – резкое сочетание изумрудов и рубинов, которые располагаются в виде розеток, образуя определённый восточный орнамент.

      В последней четверти 17 века появляются на украшениях в значительном количестве алмазы (бриллианты греческой грани), которые в последующие годы научились гранить различными видами огранки.

     В Древней Руси для изготовления украшений использовался жемчуг. В 16 и 17 веках им расшивали одежду и обувь , украшали пуговицы, головные уборы и пр. Мелкий жемчуг из северных рек продавали на вес, на золотники, крупный – поштучно. Самым дорогим считался жемчуг, добывавшийся в Персидском заливе («Гурмыжское море» - отсюда «гурмыжский» («бурмицкий») жемчуг).

       Русские серебряные изделия, дошедшие до нашего времени, хранятся в Музеях, но наиболее полная коллекция серебряных изделий -  собрание древнерусского  серебра в Государственных музеях Московского Кремля. Ценность коллекции в том, что многие русские золотые и серебряные изделия не имеют аналогов ни в отечественных, ни в мировых музейных собраниях. Бытовые и культовые ювелирные изделия принадлежат к шедеврам мирового ювелирного искусства, высокий художественный уровень произведений определяет её ценность.

    А сейчас об украшении икон. Материала  об этом мало. До сих пор не могу найти реальных сведений, почему именно использовали те или иные камни, или тот или иной металл. Можно полагаться, что заказчик покупал уже готовое изделие!!!  Или заказывал по аналогии!!!  Здесь много вопросов, ответов нет. Те материалы, что я прочитала,  относятся больше  к исследованиям современных ученых и просто , как описание украшения иконы.

    Понятие «драгоценный убор» весьма условно, наверное, более точно: «kekosmemenai eikones» ( терминология византийских церковных описей) – «украшение иконы», так как убор не существовал отдельно от образа и был связан с ним не только по форме, но прежде всего содержательно и функционально .

     В настоящее время древние части драгоценного убора храмовой или домовой иконы (оклад, подвесные украшения, покровы – убрусы, подвесные пелены, завесы, киоты) воспринимаются как произведения прикладного искусства, историческим наслоением, не связанным с авторским замыслом живописного произведения.
Значимость драгоценного убора  икон остаётся не всегда понятной. Причин много.

    К концу 17 века накопились многочисленные привесы ( приклад) на иконах (кресты наперсные и нательные, иконки, ювелирные украшения, монеты), поэтому облик русских моленных икон  не особенно соответствовал новым идеалам государственной, строго регламентированной церковности, насаждаемой Петром 1  по протестантскому образцу, по европейским художественным вкусам .

   В 1722 году появились синодальные и императорские указы об иконных привесах, повлёкших за собой преднамеренное разрушение иконного убора. Законы были, но они не всегда исполнялись. Так, привесы с икон вологодского Софийского собора были сняты только в 1818 году ( Рыбаков , 1980, 26, 35).

     Несмотря на синодальные указы, драгоценные приклады продолжали появляться на чтимых иконах и в 19 веке. В 1817 году к убору иконы «Богоматерь Страстная» в московском Страстном монастыре был прибавлен дар в виде крупной бирюзы, осыпанной бриллиантами и большой жемчужной серьги от вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

   Снятые по распоряжению Синода драгоценные привесы к иконам часто сберегались в монастырских или соборных ризницах, а не отсылались в Синод.

   В 18-19 веках от икон отторгаются и покровы, и подвесные пелены, а единственным допустимым приношением образу  и его единственным украшением остаётся оклад. В 18- начале 19 века оклады чаще всего именуются «ризами» их изготавливают как из драгоценного металла, так и их дешевой металлической фольги. С середины 19 века иконы в окладах имитируются в печатных бумажных образках.  С 19 века широкое распространение получили иконы, написанные под оклад.
   
   Традиция создания драгоценных ( или украшенных) икон сложилась давно.
Ко времени христианизации Руси в Византии существовала традиция драгоценного украшения икон. Типы уборов были связаны с местом и функцией иконы в храме, монастыре и городе (надвратные иконы), частном доме, а также с материальными возможностями почитателей этих икон. Убор иконы состоит из металлических окладов полей или всей поверхности иконы, отдельных драгоценных материалов. Присутствия тканей на иконах связано с возможностью «брать наиболее чтимые предметы покровенными руками, существовавшим ещё в античной культуре (Цит. По Стерлиговой, с.50).  Вместе с тем,  ткани воспринимались молящимися как своего рода одежда.

    Совершенным и сложным было соединение тканевых и металлических частей в уборе икон Богоматери, где помимо драгоценного венца святости, вокруг головы была серебряная или золотая «коруна». Коруны изготавливали специально для икон, украшали накладными «репьями» с камнями и жемчугом. Голова Богородицы на иконах была покрыта серебряным, золотым или низанным жемчугом «очельем», которое называли почелком / очелком  / очельником / почельем / начельником ( Стерлигова, 53).
   Очелье под венцом могло быть и на иконах святых мучениц, коруна – на иконах Христа, ангелов, мучеников и мучениц. Эта часть драгоценного убора называлась и «убрусцем», и «багряницей» ( Стрелигова, 53).
  Очелье в центральной части обычно украшалось накладной драгоценной запоной, крестообразной или звёздчатой формы, К нижнему краю очелья крепились «поднизь»  –    жемчужная бахрома, свисающая на лоб Богородицы»  Иногда «поднизью» именуется всё очелье: этот тип убора богородичных икон существовал несколько столетий и соответствовал женскому головному убору, который носили до 19 века. «Напереди волосника надо лбом носили прикопленное к нему очелье с подзором (каймою), богато расшитое золотом и унизанное жемчугом и дорогими каменьями « ( Мельников-Печорский 1958, с.371).
   Одеяния Богородицы могло украшаться накладным драгоценным воротом – «ожерельем» («ожерельицем») и «опястьями» («зарукавье»). К венцу Богородицы с обеих сторон лика подвешивался « приклад»: «рясы» («ряски», «усерязи», « рясны») – низки из серебряных и золотых бусин, цепочек, «сионцев», плащиков, жемчуга. Это были своего рода колты, серьги различных форм. В убор входили различные нагрудные шейные украшения ; мониста/ «маниста», гривны /гривники, цаты, наперсные кресты, иконки, складни, панагии, бусы.

    В убор входили и драгоценные «запястья» (браслеты), перстни.

     Традиция украшать иконы окладами существовала на Руси с домонгольских времён.

 Литература:

Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание Московского Страстного монастыря, М., 1897
Мельников-Печерский П.И.  На горах. Т.2. Гл.13// Собр. Соч. М., 1958. Т.Х. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII- нач. XXвека, Л. 1980
Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон 11- 14 веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., Прогресс-Традиция, 2000.- 264с.


Рецензии
Марина, здравствуйте. Спасибо за интересную статью. Для её иллюстрации (также для интереса) высылаю документальную опись арестованного имущества от 1831-го года: "– Опись имению Екб мещанина Василия Верходанова и живущих в одном доме с ним брата его Егора и сестры Парасковьии матери Акулины... А имянно: Василия Верходанова. 1) Дом деревяннаго строевния, стоящий в Успенской улице… оцененый вследствие непланнаго места без земли в двадцать рублей. 2) Пятнадцать картин за стеклом (1-50). 3) Три портрета без стекол (1)…. Рюмок разных 12, стаканов хрустальных 20, гитара (5 р), сюртук, халаты, холсты… на сумму 151-40 руб. Егора Верходанова: 40) Два деревяннаго строения дома состоящие в Богоявленской улице один подле другого со службами (150 руб). Святых икон: 42) Казанской Божьей Матери в Кивоте в серебряной под золотом ризе, убранной аматистовыми большими и аквамариновыми камнями, весом с теми камнями 149 золотников по 80 копеек каждый (119 р). 43) Небольшой серебряной с одной стороны Георгия, а с другой Спасителя, Николая Чудотворца в серебряной ризе золоченой весом 113 золотников по 80 капеек (90-40). 45) Два стола ломберных складных (3), круглый стол, комоды, 6 стульев, софа обитая кожей (5), кровать простая, перина и т.д., два стеновых зеркала, духовные книги числом шесть, самовары, серебряные ложки, серьги, тулупы, шапки бобровые с суконным верхом три штуки, сапоги, фуражка бобровая с бархатным зеленым верхом, сюртуки, три лошади, седла, повозка зимняя без колес (5), дрожки ресорные большие паровые с запоками (150), четверы сани разных сортов (200), пятеры дровни с подрезами (15), трои сани казанской работы (15), три телеги с коваными колесами (45)… Сестры из Верходановых Парасковьи: Два ящика кованых, плат бухарский, французский, шелковый флеровый, шаль шелковая, пояса. Шуба гранитуровая с лисьим воротником, с соболиным, коротенькая с собольим, с большим воротником, 18 сарафанов (в т.ч. с серебрянми под золотом пуговицами), чулки, шалей 12 шт, сарафаны, шубы, шапка соболья, скатерти, 6 икон разных… итого на сумму 2291 р 65 копеек".
Орфография сохранена, в скобках - стоимость в рублях и копейках. Как мы видим, художественная ценность окладов полицейскими при описи ни в грош не ставилась.... )))
С уважением, Дмитрий

Дмитрий Криушов   23.07.2018 00:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.