Блок. Вечереющий день, догорая... Прочтение

"Вечереющий день, догорая..."





                Вечереющий день, догорая,
                Отступает в ночные края.
                Посещает меня, возрастая,
                Неотступная Тайна моя.

                Неужели и страстная дума,
                Бесконечно земная волна,
                Затерявшись средь здешнего шума,
                Не исчерпает жизни до дна?

                Неужели в холодные сферы
                С неразгаданной тайной земли
                Отошли и печали без меры,
                И любовные сны отошли?

                Умирают мои угнетенья,
                Утоляются горести дня,
                Только Ты одинокою тенью
                Посети на закате меня.
                11 июля 1901





     Еще одно стихотворение книги «Стихи о Прекрасной Даме», которое Блок из цикла СПД  своего канонического 1-ого тома исключил. Очевидная причина – сбой дат.  Предыдущее  –   от 12 июля 1901 года. А разрывать посторонней вставкой сонетную пару о воспоминаниях Блоку, видимо, не хотелось еще более.   
Жалко… Стихотворение  ярко характеризует атмосферу  тех месяцев: после предыдущего акта теургии прошло всего две недели (27 июня 1901. С. Боблово), а Блок уже выражает нетерпение…
     Впрочем, это мне, на седьмом десятке существования,  две недели – пыль секунд, а Блоку в солнцепеке его мистического лета целых пятнадцать дней...
     Эй, там! Половина  месяца уже прошло! Где вы?! Неужели забыли?

                Неужели в холодные сферы
                С неразгаданной тайной земли
                Отошли и печали без меры,
                И любовные сны отошли?
 
     Возможно была  еще одна причина, чтоб удалить данное стихотворение. Последние две строки:  “…Только Ты одинокою тенью / Посети на закате меня…”  явно перекликаются с  первой строкой другого  стихотворения из третьей части: «Мы встречались с тобой на закате…» (http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 ).  Но здесь-то зов к Тебе истинной, а там будет  разгул «двойников»…

     P.S.
     И при  перечтении стихотворения, почему-то опять  – и опять! –  вспоминается  стихотворение из другого его тома:

                " …И встречаю тебя у порога –
                С буйным ветром в змеиных кудрях,
                С неразгаданным именем бога
                На холодных и сжатых губах..."
                О, весна без конца и без краю...  24 октября 1907

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.

     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых  «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.

удаленное: Вечереющий день, догорая

21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но  прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна  неудачная попытка вызвать  «лазурное сновидение.
*


*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/24/1448
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/12/09/1210


 
 
 


Рецензии