Блок. Входите все. Во внутренних покоях... Прочтен

21*. «Входите все. Во внутренних покоях…»




                С. Соловьеву

                Входите все. Во внутренних покоях
                Завета нет, хоть тайна здесь лежит.
                Старинных книг на древних аналоях
                Смущает вас оцепеневший вид.

                Здесь в них жива святая тайна бога,
                И этим древностям истленья нет.
                Вы, гордые, что создали так много,
                Внушитель ваш и зодчий — здешний свет.

                Напрасно вы исторгнули безбожно
                Крикливые хуленья на творца.
                Вы все, рабы свободы невозможной,
                Смутитесь здесь пред тайной без конца.
                14 июля 1901





     Выходит, не случайно мне при чтении  стихотворения под номером 19:  «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…» ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 ) припомнился «Средний храм» из стихотворения "Пять изгибов сокровенных". Вот каким он увидел его в первый раз:

                "Пять изгибов вдохновенных,
                Семь и десять по краям,
                Восемь, девять, средний храм —
                Пять стенаний сокровенных,
                Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам.
                10 марта 1901"

     Вот и получайте подробное его внутреннее описание.

     – «Во внутренних покоях // Завета нет…» – «Завет, в богословско-религиозном словоупотреблении — торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). (Википедия)». «Ветхий завет» – договор между евреями и Богом, «Новый завет» – договор между Богом и всем человечеством. В описываемом храме никакого «Завета» – нет.

     – «Вы, гордые, что создали так много, // Внушитель ваш и зодчий – здешний свет.» – свет этого храма – изначален, именно он – источник всех “ваших” конструкций, всех ваших заветов, именно он в конечном итоге, их строитель.


     В первоначальном варианте была ещё одна строфа.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
 
    Между   (9-12)
                «Ах, я и сам, без цели и без дела,
                Безумный, мнил покинуть мнимый тлен.
                Но так болел умом, душой и телом,
                Что, возвратясь, приял навеки плен».

     Игры гения: казалось бы то был всего лишь довольно неряшливый сонет, но меж слащавостей «тайный страх сердечный», неуклюжестей:  «Тебя пою, о, да!», «направляю взор»  и штампов  «Ты шла звездою» он как-то умудрился заронить  зерно тревоги.
     И цветок поднялся.

     Сергей Соловьёв — русский поэт. Сын переводчика М. С. Соловьёва, внук историка С. М. Соловьёва, племянник философа Владимира Соловьёва, троюродный брат Александра Блока.
     Осенью 901 года ему исполнится 16, но мальчик был не годам  развит, и был фанатично погружен в мистерию наследства Вл. Соловьева.
     К лету 901 года с Блоком они сошлись очень близко. Достаточно сказать, что Александр регулярно позволял младшему своему другу – и только ему! – вписывать его стихи в свою беловую тетрадь стихов.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С.90 и I4. С.70 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. с. 78.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]

     С. Соловьев – см. коммент. К стих. "Она росла за дальними горами... ".
     [
     Соловьев Сергей Михайлович (1885-1942) – троюродный брат Блока, поэт, литературный критик. В дневнике от 30(17) августа 1918 г. Блок писал о лете 1901 г.:"( ... ) Ездил в Дедово, где (... ) вел серьезные разговоры с Соловьевыми ( ... ) Осенью Сережа приезжал в Шахматово". (Дедово – имение А.Г. Коваленской, урожд. Карелиной – двоюродной бабушки Блока. В Дедове Блок гостил у О.М., М.С. и Сергея Соловьевых).
     ]

     – «Вы, гордые ...» и след. – Выпад против противников религиозно-мистического искусства; ср. рассуждение в дневниковом наброске статьи о русской поэзии (декабрь 1901- январь 1902) о "криках богохульников" – "французских революционеров ( ... ) и наших шестидесятников", отрицавших "витание среди нас(... ) незыблемого Бога, Рока, Духа".
»



*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.

     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых  «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.

21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.

22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но  прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна  неудачная попытка вызвать  «лазурное сновидение.
*

предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/24/1448
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/25/1387


Рецензии