Ужонок Юрок

   Весеннее раннее тепло быстро оживило природу. Набухшие почки развернули узкие нежные ладошки молодых листочков. Зелень лесных угодий и окружающих полей радовала глаз своей чистотой и прозрачностью. Птицы, как прилетевшие с первым теплом, так и перезимовавшие, устав от холодов затянувшейся зимы, в радостном восторге заливались многоголосым хором, расхваливая красоту и благоухание природы. В этой гармонии  звуков особо выделялись соловьи своими нежными переливами и разнообразными по тональности и длительности трелями. Глухое и односложное гукание филина, простые и таинственные «ку-ку» серой кукушки, а также сухой и резкий стук дятла барабанными звуками дополняли природный оркестр. Кваканье и  крумканье лягушек в пруду сглаживало резкие звуки, заполняя нотные пробелы. Осиновые листочки, вздрагивая и вращаясь от лёгкого дыхания воздуха, испуганно шелестели. Природный, естественный и оживлённый набор многоголосых разнообразнейших звуков, наполненный особой красотой и силой, вызывал чувство радости и  придавал жизненную бодрость.

   Всё вокруг  ускоренно просыпалось, даже куча прелой листвы и мелких истлевших веток ожила и пришла в движение. Своим теплом она приютила и дала жизнь новому семейству ужей. Из неё, не спеша, выползали меж веточек и уходили на простор десяток юных ужат, длина каждого из них не превышала двадцати сантиметров.

   Внутри кучи задержался самый молодой, но не по возрасту умный,  ужонок Юрок. Он слышал возню и попискивание вокруг себя, но не было сил и желания выбираться из мягкой и уютной скорлупы. Юрок продолжал нежиться в естественном тепле инкубатора, набирая жизненно необходимую энергию. Наконец, почувствовав одиночество, он также потянулся на волю. Легко прокусив острыми, мелкими зубками скорлупу, осторожно выглянул наружу. Не обнаружив опасности, ужонок заскользил гибким и стройным телом, покидая свою обитель и выбираясь из тёплой сопревшей листвы.

   Открывшийся широкий и пёстрый простор поразил и заставил на мгновение замереть – это и спасло его. Слева раздался резкий, для острого слуха Юрка, волнистый шорох. Сдвигая с мест листья и ветки, мимо промчалась чёрная гадюка. Она стремительно, зигзагообразными движениями преследовала добычу - ужонка, вышедшего на простор ранее Юрка.

   Более чем волнующая мелодия звуков, Юрка насторожили резкие запахи, ударившие со всех сторон. Его язычок, периодически высовывающийся изо рта, мгновенно воспринимал их. Каждый из них нёс сообщение Юрку, но неграмотный и не имевший опыта он не мог их расшифровать. Сильный земляной запах встревожил Юрка. Исходил он от большой бородавчатой жабы, которая выпучив глаза и подобрав конечности, внимательно рассматривала добычу,  готовясь к прыжку. Молодым, но острым умом Юрок почувствовал угрозу и мгновенно, качнув головой влево, сделал резкий рывок в правую сторону. Жаба, обдав беззащитного ужонка крепким  запахом опасности, с шумом плюхнулась на место, где только что находился он. Юрок не стал ждать медлительного разворота её массивного корпуса для продолжения охоты - его маленькое, но гибкое тело извивающейся лентой скользнуло и скрылось в зарослях травы.

   Густой запах воды, всё сильнее забивавший все остальные, взволновал и обрадовал. Водная заводь пруда, как подарок судьбы, открылась перед Юрком. Осторожно прошуршав по прибрежной траве, он с облегчением, плавно и без всплеска поплыл меж растущих водорослей, камышей и осоки. Вода освежила и взбодрила – ужонок почувствовал голод. Заросшая вдоль берегов часть водоёма была покрыта тиной, от неё шли приятные для голодного желудка испарения. Это были запахи приклеенных и уже набухших лягушачьих икринок, набиравших силу под живительными лучами солнца. Довольный Юрок быстро подкрепился ими.

   Наступило жаркое лето. Ужонок заметно окреп и освоился с местностью. Ему понравился водоём, окружённый буйной растительностью и находившийся рядом с ручьём. В нём в изобилии царствовали лягушки, тритоны, водяные жуки и различные членистоногие. Все они очень приглянулись Юрку, однако больших лягушек он побаивался и сторонился. Они нагло сидели на крупных листьях водных растений и шумно заявляли всем о себе, демонстративно расставив широкие и удлинённые конечности. Инстинктивно он ещё чувствовал возможность внезапно исчезнуть в их открытом и бездонном рту, занимавшем полкорпуса лягушки.

   Установившаяся природная идиллия в один из прекрасных летних дней была нарушена криками и хохотом двух девочек, прибывших к пруду. Это были сёстры Маша и Даша. Лягушки, даже крупные и самонадеянные, стали метаться по водоёму и прятаться в тине и водорослях. Сёстры уверенно ловили их сачком и опускали в ведро с водой. Радужной раскраски лягушки, от ярко зелёных до голубых и розовых, украшали уже их коллекцию и барахтались в одном «котле». Взбудораженный водоём кипел – всё живое в нём металось и искало спасения. Лягушки ныряли вглубь, но затем были вынуждены всплывать, попадая в умело расставленные сети шустрых девочек.

   Юрок впервые столкнулся с таким общим страхом и беспомощностью перед силой человека. Он полностью погрузился в воду, выставив головку в прибрежной осоке и наблюдая. Сачок, скользнувший рядом, заставил его нырнуть в воду, а затем всплыть у противоположного берега.  Отдохнуть не удалось - энергичные сёстры уже бросали рядом сачок, заметив пятнистого, серой окраски, с двумя жёлтыми фонариками в задней части головы, красивого и юного ужонка. Устав от погони, он притворился мёртвым, свернувшись в клубок. В тот же момент сачком был поднят из воды, обнажив серовато-белую часть брюшной стороны.  Юрок приоткрыл круглые глаза и увидел смеющиеся и озорные лица сестёр, осознав при этом свою полную зависимость  от них. Дальнейшее развитие событий он запомнил слабо. В его воображении остался только неимоверный писк пойманных лягушек, а затем неожиданное и мягкое освобождение из плена. Через некоторое время он увидел и несчастных лягушек, опять обретших свободу.

   Прошёл год. Юрок стал взрослым, но любимое место не покинул. Он любил плавать и нырять в водоёме, пугая и разгоняя лягушек. Его тело стало мускулистым и жилистым, покрытое тёмными в шахматном порядке пятнами. В жаркие дни, испытывая удовольствие, много и часто пил воду мелкими порциями, всасывая её вовнутрь. Подмытые водами ручья корни растущих рядом деревьев были лучшим спасением от любой опасности и излюбленным местом в жаркие дни. Они позволяли спрятать тело в глубине их основания, выставив наружу только голову, и в истоме блаженствовать от лёгкой прохлады и безопасности.

   Любимым лакомством Юрка были в изобилии водившиеся в пруду и ручье головастики лягушек. Ему нравилось гонять их и наблюдать панику среди растревоженных жителей водоёма. Нападал он и на мелких лягушек, используя простую тактику стремительных набегов. Если лягушки ныряли, он не преследовал их, а спокойно переключался на других. В азарте погони Юрок, закрыв глаза и ориентируясь по звуку и запаху, зигзагами гонял вдоль берега, наслаждаясь испугом всего живого. Внезапный и резкий удар обо что-то мягкое, но большое, заставил его мгновенно открыть глаза и резко рвануть обратно. Напуганная лягушка, загоравшая в солнечных лучах, опрометью бросилась в обратную сторону. Переводя учащённое дыхание, запыхавшийся, Юрок приходил в себя. От осознания проявленной трусости, ему вдруг стало стыдно, и он смело бросился обратно к противнику, однако, увы - тот уже пропал.

   Среди всех лягушек Юрок особо выделял яркую, светло-зелёную с тёмными пятнами и развитыми ластами задних ног. Она, в отличие от многих, не боялась Юрка и сама с интересом смотрела на него. Её акробатические номера по профессиональному плаванию и нырянию привлекли его внимание. Постепенно они привязались друг к другу и часто вместе плавали и ныряли по заводям пруда.

   Очередной приезд шумных сестёр не удивил и сильно не обеспокоил сильно Юрка – он уже привык к ним и не чувствовал для себя опасности. После обычной, но как всегда тревожной для обитателей пруда ловли, а затем возвращения обратно, Юрок не обнаружил своей прекрасной подруги. В тревоге он безрезультатно метался и искал её несколько дней – не мог он знать, что лягушка за свою красоту поплатилась Родиной и была увезена в другой водоём.

   Испытывая не проходящую тоску и одиночество, Юрок решил обследовать дальние подходы к водоёму. Не спеша, путешествуя по открывшимся просторам, он вдыхал необычные запахи и ощущал их таинственную новизну. Мягкий шорох и нежный аромат привели его к норе дождевого червя. Тот, открыв рот от удовольствия, выглянул из отверстия подышать свежим воздухом. Это была его глубокая ошибка и оплошность, ею мгновенно и воспользовался уж. Довольный успехом он продолжил странствие.

   Знакомый запах и кваканье глупой  лягушки, даже не маскировавшейся, привлёк его внимание, а заодно и удивил. Он привык к постоянному общению с ними в воде, но не на суше. Азарт охотника напряг его мышцы. Юрок, затаив дыхание, стал сокращать дистанцию, осторожно подкрадываясь к жертве. Лягушка поздно увидела ужа и бросилась наутёк. От испытываемого сильного стресса и отсутствия родной водной стихии убегала она мелкими, короткими прыжками, издавая жалобные, плачущие звуки. Юрок волнистыми скачками, приподняв голову, мчался следом, отсекая жертве возможность вернуться в водоём. Обречённая лягушка, лучше охотника изучившая знакомую местность, метнулась в находившийся рядом огород.

   Необычные звуки, в виде блеяния молодой овцы, привлекли внимание  Маши и Даши, находившихся в огороде с бабушкой Любой. Они увидели странную картину - неестественно скачущую лягушку и с шумом мчавшегося за ней ужа.

   Времени для размышлений не было – лягушка, собрав последние усилия, бросилась к самому большому и надёжному защитнику – к бабушке Любе, замерев у её ног. Уж резко остановился и с гордой осанкой привстал. Маша и Даша в восторге узнали своего любимца Юрка. Тот вдруг внимательно взглянул на них и, осознав ситуацию, сначала склонил послушно голову, а затем спокойно и достойно уполз обратно.
   
Перепуганную до смерти лягушку сёстры отнесли обратно в её родной водоём.
   5-9.06.2017г., Калининград


Рецензии
Замечательная образность, отменный прозаический слог, а детализвуия такая, что позавидовал бы маститый зоолог.
Поздравляю Вас с наступающими Праздниками!

С уважением,

Сергей Пивоваренко   31.12.2017 22:41     Заявить о нарушении
Большое спасибо за глубокое "внутреннее" прочтение. С Новым годом и наступающим Рождеством Христовым! С уважением,

Михаил Поленок   01.01.2018 13:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.