Блок. Не жди последнего ответа... Прочтение

23. «Не жди последнего ответа…»




                Не жди последнего ответа,
                Его в сей жизни не найти.
                Но ясно чует слух поэта
                Далекий гул в своем пути.

                Он приклонил с вниманьем ухо,
                Он жадно внемлет, чутко ждет,
                И донеслось уже до слуха:
                Цветет, блаженствует, растет…

                Всё ближе — чаянье сильнее,
                Но, ах! — волненья не снести…
                И вещий падает, немея,
                Заслыша близкий гул в пути.

                Кругом — семья в чаду молений,
                И над кладбищем — мерный звон.
                Им не постигнуть сновидений,
                Которых не дождался он!..
                19 июля 1901




     «Которых не дождался он»…  У него опять не получилось… Предыдущую попытку докричаться, дозваться – вызвать! –    он описал в стихотворении от 7 июля 1901 года, которое у меня  под номером 18. «Я жду призыва, ищу ответа…» (http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 ):

                "Я жду — и трепет объемлет новый.
                Всё ярче небо, молчанье глуше…
                Ночную тайну разрушит слово…
                Помилуй, боже, ночные души!..

                …Всё жду призыва, ищу ответа,
                Но странно длится земли молчанье."
                7 июля 1901

     А из попытки  от 19 июля 1901 он сделал балладу о поэте, жаждущем «последнего  ответа», но не  могущем выдержать даже приближения отвечающего… И о ничего – и после! – ничего  не понимающей «семье»…

     Блок полагал,    понимал, что ходит по краю? И не боялся? Или больше  – упивался:

                И донеслось уже до слуха:
                Цветёт, блаженствует, растёт…

                Всё ближе — чаянье сильнее…

     Ведь здесь  смерть – уже не  расплата, а вариант награды.
     И интересно: в этих строках уже пошла блоковская, настоящая блоковская психоделика: эффект растянутого мгновения. Как же оно сделано-то? Переаллитерированностью  «л»? –

                И донесЛОсь уже до сЛУха:
                Цветёт, бЛАаженствует, растёт…

                Всё бЛИже — чаянье сИЛьнее...

Расширяющейся воронкой  мягких гласных? –

                И донЕслосЬ уже до слуха:
                ЦвЕтЁт, блажЕнствуЕт, растЁт…

                ВсЁ блИжЕ — чАЯнЬЕ  сИлЬнЕЕ…

     Но  ведь действительно – чуть ли не до обморочности…
*


     И ещё одно...

                Но ясно чует слух поэта
                Далекий гул в своем пути.
                7 июля 1901


      А вот спустя двадцать лет... Уже почти перед смертью:
      "...во время и после окончания "Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный".                Александр Блок
                1 апреля 1920

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Публикации: I3. С. 92 и I4. С. 72 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 79.
     [
     I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
     l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
     То есть данное стихотворение, как и все в этом разделе, рассматривались им как вид ворожбы.



*

*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.

     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых  «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.
20. «За городом в полях весною воздух дышит…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.
21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но  прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».

23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна  неудачная попытка вызвать  «лазурное сновидение.

*
 
*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/25/1387
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/26/1048


Рецензии