Блок. Не пой ты мне и сладостно, и... Прочтение
Не пой ты мне и сладостно, и нежно:
Утратил я давно с юдолью связь.
Моря души — просторны и безбрежны,
Погибнет песнь, в безбрежность удалясь.
Одни слова без песен сердцу ясны.
Лишь правдой их над сердцем процветешь.
А песни звук — докучливый и страстный —
Таит в себе невидимую ложь.
Мой юный пыл тобою же осмеян,
Покинут мной – туманы позади.
Объемли сны, какими я овеян,
Пойми сама, что будет впереди.
19 июля 1901
Эпиграфа из пушкинского стихотворения нет, по большей части, из очевидности:
"Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы!..
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю…"
Кроме того, эпиграф у Блока - это не ключ к тексту, а начальная сцена к нему, и поэту уж совсем не хотелось представить свою Деву барышней, поющей модный шлягер.
Романсы на эти стихи были широко известны и часто исполнялись в усадьбах на тамошних посиделках. Многие композиторы – вот только величайшие – Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Глинка – вступали друг с другом в творческое соревнование по музыке к этим стихам… Вот и Блок кинул вызов Пушкину. И проиграл.
А в рамках сюжета книги «Стихи о Прекрасной Даме» здесь еще один визит к «гадалке». Вот один из его прошлых визитов:
"Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь…"
«Одинокий, к тебе прихожу…» 1 июня 1901. С. Шахматово ( http://proza.ru/2017/11/23/1077 )
Вот очередное безрадостное возвращение оттуда:
"И поздно, и темно. Покину без желаний
Бунтующий весельем божий дом."
«И поздно, и темно. Покину без желаний…» 6 июня 1901 ( http://proza.ru/2017/11/23/1085 )
А здесь – описание этого «веселья»:
Не пой ты мне и сладостно, и нежно:
Утратил я давно с юдолью связь…
…А песни звук — докучливый и страстный —
Таит в себе невидимую ложь.
Мой юный пыл тобою же осмеян…
Короче, снова рядом – «ты». Со своими лживыми песнями, со своими обманами-туманами – со своей ложью.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I3. С. 93 и I4. С. 73 – в цикле СПД в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. с. 79.
[
То есть эта сцена оценивалась автором, как вид ворожбы.(В I5 - разделы имели строго хронологически-географический характер: "II. С. Шахматово. Лето и осень 1901 года")
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведений:
24. «Не пой ты мне и сладостно, и нежно…» ( http://www.proza.ru/2017/11/26/1048 )
Еще один визит к гадалке.
25. «Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных…» ( http://www.proza.ru/2017/11/26/1065 )
Продолжение визита. Он сидит где-нибудь в углу и уверяет себя, что сейчас «великий день» и что ничему и никому «Не омрачить заветного свиданья»…
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/26/1045
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/26/1065
Свидетельство о публикации №217112601048