Блок. Не пой ты мне и сладостно, и... Прочтение

24. «Не пой ты мне и сладостно, и нежно…»




                Не пой ты мне и сладостно, и нежно:
                Утратил я давно с юдолью связь.
                Моря души — просторны и безбрежны,
                Погибнет песнь, в безбрежность удалясь.

                Одни слова без песен сердцу ясны.
                Лишь правдой их над сердцем процветешь.
                А песни звук — докучливый и страстный —
                Таит в себе невидимую ложь.

                Мой юный пыл тобою же осмеян,
                Покинут мной – туманы позади.
                Объемли сны, какими я овеян,
                Пойми сама, что будет впереди.
                19 июля 1901




Эпиграфа из пушкинского стихотворения нет, по большей части, из очевидности:

                "Не пой, красавица, при мне
                Ты песен Грузии печальной:
                Напоминают мне оне
                Другую жизнь и берег дальный.

                Увы! напоминают мне
                Твои жестокие напевы
                И степь, и ночь — и при луне
                Черты далекой, бедной девы!..

                Я призрак милый, роковой,
                Тебя увидев, забываю;
                Но ты поешь — и предо мной
                Его я вновь воображаю…"

    Кроме того, эпиграф у Блока - это не ключ к тексту, а начальная сцена к нему, и поэту уж совсем не хотелось представить свою Деву барышней, поющей модный шлягер.
 
      Романсы на эти стихи были широко известны и часто исполнялись в усадьбах на тамошних посиделках. Многие композиторы  – вот только величайшие – Римский-Корсаков,  Балакирев, Рахманинов,  Глинка – вступали друг с другом в творческое соревнование  по музыке к этим стихам… Вот и Блок кинул вызов Пушкину. И проиграл.

     А в рамках сюжета книги «Стихи о Прекрасной Даме» здесь еще один визит к «гадалке».  Вот  один из его прошлых визитов:

                "Одинокий, к тебе прихожу,
                Околдован огнями любви.
                Ты гадаешь…"
                «Одинокий, к тебе прихожу…»   1 июня 1901. С. Шахматово ( http://proza.ru/2017/11/23/1077 )

Вот очередное безрадостное возвращение оттуда:

                "И поздно, и темно. Покину без желаний
                Бунтующий весельем божий дом."
                «И поздно, и темно. Покину без желаний…»    6 июня 1901 ( http://proza.ru/2017/11/23/1085 )

А здесь  – описание этого «веселья»:

                Не пой ты мне и сладостно, и нежно:
                Утратил я давно с юдолью связь…

                …А песни звук — докучливый и страстный —
                Таит в себе невидимую ложь.

                Мой юный пыл тобою же осмеян…

     Короче, снова  рядом  – «ты».  Со своими лживыми песнями, со своими обманами-туманами – со своей ложью.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
   Публикации: I3. С. 93 и I4. С. 73 – в цикле СПД в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. с. 79.
   [
   То есть эта сцена оценивалась автором, как вид ворожбы.(В I5 - разделы имели строго хронологически-географический характер: "II. С. Шахматово. Лето и осень 1901 года")
 
   I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
   l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
   I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
   I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
   I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
   ]
»


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ  сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.

     8.Снова у гадалки.

     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ДВА произведений:

24. «Не пой ты мне и сладостно, и нежно…» ( http://www.proza.ru/2017/11/26/1048 )
Еще один визит к гадалке.

25. «Не жаль мне дней ни радостных, ни знойных…» ( http://www.proza.ru/2017/11/26/1065 )
Продолжение визита. Он сидит где-нибудь в углу и  уверяет себя, что сейчас «великий день» и что ничему и никому  «Не омрачить заветного свиданья»…
*
*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/26/1045
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/26/1065


Рецензии