в колонии для малолеток

Ниже ещё один отрывок из воспоминаний старшей сестры матери Наташи Водин -
 Лидии.
Во время учёбы в Одесском университете Лидия познакомилась с дочерью реэмигрантки из США , девушку звали Беллой Глазер. Это была необыкновенная  высокообразованная, свободолюбивая девушка с острым умом и критическим восприятием действительности. Со временем она открылась Лидии, высказала своё мнение о Советском Союзе, о том что это был в её глазах не рай для рабочих, а коррумпированная партийная олигархия, предавшая интересы рабочего класса. Белла организовала группу «Освобождения пролетариата» и осторожно подключила Лидию к работе в этой группе. Естественно, через какое- то время группу раскрыли и всех её участников арестовали. Белла погибла, а Лидия отделалась ссылкой в Карелию. Работа на лесоповале была ей не под силу, она стала искать ей приемлемую замену и в конце концов оказалась в колонии для малолетних преступников.
 
В колонии  «Полярный круг» в то время находилось 2000 детей и подростков в возрасте от 8 до  17 лет. Это были беспризорники, сироты, дети арестантов, и те что уже в детском возрасте нарушили закон, даже стали убийцами.
 Лидии определили нары в бараке  для женского школьного персонала. В качестве матраса служил мешок с опилками. Ей выдали алюминевую миску, кружку и ложку. Ночью  в бараке топили буржуйку, для которой женщины должны были сами насобирать в  лесу дров. Входная дверь на ночь баррикадировалась от медведей и преступников с помощью ствола дерева. Обедала Лидия  в столовой, а на ужин получала хлеб. Порой женщины улучшали свой рацион  грибами и брусникой, которые собираюли в лесу, всё время настороже, как бы не попасть в болото.
Для перевоспитания детей и подростков государство содержало 80 учителей. Уроки во всех классах проходили в присуствии вооружённого караула. Не зная обстоятельств, Лидия его отклонила, она хотела остаться с учениками без посторонних. Её предупреждали, но Лидия не прислушалась. Когда в первый раз она в сопровождении директора вошла в класс, ученики вежливо встали:  25 подростков в белых рубашках, все чистенькие и на вид благовоспитанные. Директор представил ученикам новую учительницу, но как только он покинул класс, прорвался штурм язвительных, скабрезных замечаний, дошедший до предложения  «куколкой» хорошенько попользоваться. Лидия попыталась убежать, но дверь ей перекрыли. Кроме того, если бы ей и удалось сбежать, это тоже бы для неё плохо кончилось.  Её могли бы за то, что покинула рабочее место посадить на пару дней в карцер и позже отправить на лесоповал.
Поэтому Лидия решается на прорыв вперёд. Собрав в кулак всё своё мужество, она старается спокойно объяснить ученикам, что её одной, для задуманного ими, на всех не хватит, но зато потом их всех расстреляют. Во всеком случае церемониться с ними не станут, поэтому м.б. было бы лучше, хотя бы попытаться с уроком. Школьники на это отвечают:» Насрать хотели мы на твой урок!» В панике Лидия начинает фантазировать,  рассказывать историю что-то типа Шехерезады. Сначала рассказ сопровождает смех, высмеивают её, но постепенно в классе становится всё спокойнее, лица подростков становятся серьёзными и внимательными. Когда раздаётся звонок на перемену, все протестуют:» Не хотим перемены, рассказывай дальше.» Лидия объясняет, что устала, и что продолжит рассказ на следущий день. «Но мы должны вместе с вами и заняться тем, что стоит по-плану, в противном случае меня уволят.» Она предлагает,   как можно скорее проработать учебный материал, и тогда она сможет продолжить  свой рассказ. Школьники с этим соглашаются.
Когда на следущий день Лидия с 25 новенькими тетрадками под мышкой входит в класс, её встречают напевом:» Бл.., бл.., бл... пришла, она нам  что-то хорошенькое принесла. Ура!»
Лидия не обращает внимание на такое приветствие, кладёт тетради на стол, снимает пальто и вешает его на гвоздь. Когда она опять поворачивается к классу, тетрадей нет. Лидия  удивляется, но класс хором её уверяет, что никаких тетрадей и не было, что она ошибается.
Лидя соображает, как она должна на это отреагировать. Директор ей посоветовал сразу же выбрать старосту. Один паренёк  в первый же день своим интеллигентным взглядом ей приглянулся, поэтому Лидия вызывает его к доске. Он представляется как Иванов 26. Позже Лидия узнаёт, что в колонии у всех одна фамилия, и отличаются они друг от друга только номерами. Настоящая фамилия никогда не называется, а кто это забудет, классом строго наказывается.  Так однажды лагерному начальству, после того как парнишке пообещали лучшую кормёшку и лучшую одежду, узнать его настоящую фамилию. Мальчишку даже принимают в пионеры, повязывают красный галстук и после праздничного ужина с водкой оосылают в барак. На следущее утро его находят под нарами, задушенным красным галстуком.
После урока Лидия просматривает дело Иванова 26, которого она выбрала в старосты. Оказывается, этот шестнадцатилетний, с ясными голубыми глазами юноша уже убил трёх человек. Чтобы завладеть бабушкиными деньгами, которые она для него же и копила, он её задушил падушкой. При квартирной краже  парень топором разбил мужчине череп, и наконец, застрелил милиционера. Тогда Иванову 26 было всего 12 лет.
Лидия медлит, но потом при удобном случае спрашивает его об исчезнувших тетрадях.  Она узнаёт, что молодые преступники из бумаги изготовливают не только карты, но и деньги. Они это делают настолько мастерски, что никто не может подкопаться. Сами не имеют право ничего покупать в лагерном киоске, официально денег у них нет, поэтому продают результаты совего труда другим заключённым, от которых получают проценты в форме папирос и одеколона, который пьют. При карточной игре  делаются большие ставки. Например, можно проиграть свой голос и тогда разрешается только квакать или гавкать. Игроки пригрывают свой хлеб, обед, свою обувь и порой даже свою жизнь...
Когда Лидия перед концом урока рассказывает истории, она замечает, как подростки, уже давно не слышавшие человеческого слова, изменяются.  Их лица становятся мягче и открытее. Порой они задают наивные вопросы, делают прямодушные замечания. Со временем  между ними возникает что-то вроде дружбы, но Лидия никогда не забывает, с кем  имеет дело, остаётся всегда настороже.
 Полярная ночь и длинные периоды сумерок действуют так, что Лидия в свободное время всё больше спит... Однажды в конце недели она проспала 20 часов подряд. Врач поставил диагноз начинающегося скорбута и посоветовал есть больше ягод, чеснока, пить настой сосновых иголок и перед сном гулять. Это легче сказать, чем сделать. В колонии никто не гуляет. Больше чем медведей,  волков и бездомных собак Лидия боится столкновений с людьми.
Однажды утром она чувствует, что больше не может подняться с нар. Лидия понимает, что за неявку на работу ей грозит карцер, но её тело такое тяжёлое, как бетон. У неё такое чувство, что больше никогда не встанет. Соседки по бараку предлагают свой хлеб, заваривают настой сосновых иголок и добавляют в него ложку брусничного варенья.
На третьи сутки они приносят из школы историю, пробуждающую у Лидии жизненные силы. Во время её болезни из Ленинграда в колонию приехал важный профессор. Он узнал о её методе перевоспитания и пожелал провести с Лидиными учениками пробный урок. Профессор решил последовать её примеру и отказался от присутствия в классе вооружённого караула. Едва директор покинул класс, со своего места поднялся Иванов 26 и пожелал узнать, куда пропала их молодая симпатичная учительница, и почему здесь очутился этот противный старикашка.  Вопрос сопровождался  грязными ругательствами и нарастающим рёвом. Профессор попытался объясниться и начать урок, но рёв становился всё ужаснее. Когда в конце концов он, чтобы призвать учеников к порядку, стукнул кулаком по столу, ученики забросали его чернильницами. До смерти перепуганный, облитый чернилами, профессор бежал.  Весь класс на 24 часа поместили в карцер, но и по дороге в него ученики повторяли, что не допустят, чтобы у них отняли их учительницу, что они желают её немедленно обратно.
Как-то Лидия заметила, что ученики стали заниматься  с небывалым усердием и почти с нежной заботой не спускали с неё глаз. Иванов 26 объяснил, что один подросток из параллельного класса проиграл в карты всё Лидино имущество, поэтому временно она не должна ни шага одна не делать. По утрам, когда Лидия собирается в школу, теперь действительно перед дверью стоит пара учеников, после занятий они сопровождают её до самого барака.
На Новый год Лидии разрешили на пару дней съездить к мужу в Медвежью Гору. Ничего не сказав ученикам, после уроков она незаметно смылась, забрала в бюро пропуск и вскоре покинула лагерь. Лидии предстоял 20 км путь в полярной ночи. Минус 15 градусов. Широко расчищенная от снега лесная дорога, яркая луна и тишина. Она идёт, торопится, радуется предстоящей встрече с мужем. Зная местные законы, Лидия спрятала пропуск и деньги под рубашку, в руке несёт портфель. Слышит похрустывание ветвей, но это её мало беспокоит, думает, что белка, ведь медведи сейчас спят. Но это была не безобидная зверушка: из темноты на неё налетают и прижимают к земле два тёмных типа.Один садится на грудь и обыскивает, другой обшаривает портфель. «Деньги и пропуск, иначе тебе хана!» - приказ шёпотом.  Лидия вдавливается в снег и начинает изо всей силы кричать. Второй мужик хватает её ногу и так вывёртывает, что слышен хруст костей. Вдруг раздаётся выстрел, потом топот копыт — конный патруль. Мужики бросаются в лес наутёк, патруль закидываут Лидию на лошадь и отвозит на железнодорожную станцию. Туда вызывают машину скорой помощи и она доставляет пострадавшую в мед. пункт, где ей вправляют сустав. На следущий день к Лидии приводят двух мужчин на опознание. Она смотрит в грязные злобные лица с умоляющими её глазами и мотает головой. Она знает, что и без её «добра» с них снимут три шкуры.
Когда после праздников, прихрамывая, она возвращается в колонию школьники сообщают ей, что опасность миновала, и она больше не нуждается в их особой охране...
В один «прекрасный день»  Лидию вызывало к себе лагерное начальство. Её спросили, как ей поживается в колонии, всё ли её устраивает. Потом спросили, любит ли она Родину. Лидии ясно, что значит такой вопрос. Его всегда ставят тем, кого хотят завербовать в доносчики. Так и получается: она должна помочь в устранении «вредного  элемента». Речь идёт об учителе по естествознанию Генадии Петрове. Лидия не отвергает предложения, потому что тогда бы её ссылка значительно удлинилась. Она решает прикинуться дурочкой. Неделю спустя Лидия поставляет следущую докладную записку: «Арестованный П. встал в 6 часов, помылся и побрился, полил свою рассаду, потом пошёл в столовую завтракать. На уроке он рассказывал о прорастании бобов в северном климате и пожурил одного ученика за грязь под ногтями. Арестованный П. жаловался на боль в спине» и т.д. и т. п. Лагерное руководство объяснило Лидии, что она неправильно поняла задание, что от неё ожидается копромат на Петрова. Лидия подобострастно с этим соглашается, но неделю спустя поставляет аналогичную докладную. На этом её карьера в знаменитой школе социалистического перевоспитания заканчивается. Лидию увольняют.
В последний рабочий день она покупает в лагерном киоске 25 рыболовных крючков и дарит их своим ученикам. Подростки опечалены, но не протестуют. Они понимают, что лагерные законы не изменить, что Лидия несвободный человек и не может сама принимать решение о своей судьбе.
Ещё 2 месяца она работает на деревообрабатывающем заводе в Медвежьей горе, после чего её ссылка заканчивается. И Лидин муж к этому времени тоже освободился. У них родился сын Игорь, которого Наталья Водин почти через 80 лет найдёт в сибирстком городе Мясс.
Лидия начинает работать учительницей в школе, а муж инженером на металлугическом комбинате. Они живут в землянке без воды и электричества, поскольку обоим ясно, что в то время от центров власти им лучше держаться подальше.
В 1941 году случается маленькое чудо: Лидия получает от профсоюза путёвку на 3 недели в Крым. Чтобы в её отсутствие маленький сын не остался без присмотра, из Мариуполя телеграммой вызывают его бабушку.  И 64 летняя Матильда отправляется в Карелию, не подозревая, что война отрежет ей путь домой, и она  уже никогда туда не вернётся.
Лидино счастье крымского отпуска длится меньше недели. На шестой день её будит отдалённый «гром». Это не гроза, как она сначала думает, это началась война. Все гости вынуждены покинуть гостиницу. На автобусах их отправляют в Симферополь. От туда в переполненном до отказа поезде Лидия едет дальше. Поезд бомбят. В Харькове железнодорожные пути разбомблены, горят привокзальные дома, повсюду на улицах лежат убитые. С трудом она находит другой вокзал, с которого поезд в Ленинград уже тронулся, но Лидии удаётся в него вскочить и через 3 дня она оказывается в Ленинграде. От туда опять ей удаётся выбраться как раз перед самой блокадой. Из Медвежьей горы в октябре всю семью эвакуируют в Казахстан. Почти месяц длится путешествие в товарном вагоне. Не все выдерживают такое почти 5000 км путешествие, умирают в пути, а большинство выживших, погибают  в дикой казахстанской степи, куда их высаживают. Однако, мужу Лидии удаётся пешком добраться до Алма-Аты и вернуться к семье с телегой, запряжённой лошадью. Они сжигают свои, содержащие копромат, паспорта ( в загсе говорят, что потеряли их во время пути и им верят) , и начинают жизнь с чистого листа.

на фото Медвежья Гора      


Рецензии
Даже в начале 2000-х г.г.(1999-2008 г.г), когда я работал после службы в ВС воспитателем,зам.директора по воспитанию в детском приюте,детдоме,СПТУ были отголоски этих традиций среди воспитанников и выпускников(большинство прошли школу колоний для НС)они всегда дежурили,контролировали ситуацию через своих "шестёрок". Случалось идти на нож, когда пытались запугать, чтобы сохранить реально уголовные традиции... Такого, как излагает автор уже, конечно, не было. К сожалению и сейчас, когда в целях"экономии" пытаются создать детдома на сотни воспитанников, такие отношения могут возникать.Писать об этом не хочется.Тем более удалось оздоровить ситуацию.Но надо понимать,30-40-50-е были не так давно, можно сказать вчера...

Владимир Казаков Нн   30.11.2017 17:08     Заявить о нарушении
Это же замечательно, раз удалось ситуацию оздоровить. И понятно, что писать об этом нет желания. Меня восхитила Лидия, поэтому решила поместить этот отрывок.

Маргарита Школьниксон-Смишко   30.11.2017 19:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.