Образы в картинах Сальвадора Дали

Введение

 

Картины Сальвадора Дали сложены из мельчайших пазлов, мозаики, которые представляют собой некие образы, возникшие из глубины веков, занесённые песками египетской пустыни: жираф (Sr), кузнечик, загадка (Drg),  часы (Jr), нос (Ns/Lk), костыль (PiPit/Plk), муравьи (ant), ладонь (Dln), ящички, гитара (Gtr), химера (Hmr), кубок тщеславия, насекомое.
Эти пазлы являются результатом сновидений художника, отложенные в мозгу человека.
«Мозаика (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства.» [БСЭ}
 Предполагаю, что слово мозаика от славянского слова «мозг» или «мысль».
мозаика – mosaico > mozg -  мозг (слав.)(редукция z/s, g/c).
Ведь мозг человека, извилины серого вещества похожи по структуре на мозаику. Поэтому,  определение БСЭ неверное, хотя косвенно мысли, мозаика художника так или иначе, косвенно связаны с музами.

Символы Дали, заимствованные из древнеегипетском письме.

 

иероглиф «Жираф» иероглиф кузнечика (саранчи)




 

иероглиф «дорога» иероглиф «солнце» - символ времени


.



 

иероглиф «нос» иероглиф «нос» (профиль)






   
составной иероглиф «подпорка»-костыль иероглиф «палка»




 

иероглиф «ладонь» - длань, рукавица иероглиф «рука» - дарить





 

иероглиф «рука» - держать иероглиф «рука» - брать




 
иероглиф «гитара» иероглиф «челюсть»

 
иероглиф «муха»

Образы древних египтян

На мой взгляд, древние египтяне были родоначальниками символизма, кубизма, сюрреализма, имажинизма и прочих авангардных течений современного искусства, которые сформировались в начале 20-го века, а древнеегипетский символизм существовал уже 4000 лет назад !
На рис. 1 Исида и Нефтида перед символом Осириса столбом джед. Над ним эмблема вечной жизни – «анх», поддерживающая восходящее солнце. Рисунок из «Книги мёртвых» Ани. Ок. 1450 до н. э. Лондон, Британский музей.

 

Рис. 1. Исида и Нефтида перед столбом джед

Это типично символическая картина, насыщенная образами-обезьянами.
Ведь этимология слова «обезьяна» - образ (слав.)
opice – обезьяна  (чешск.) > obraze – образ(ина) (слав.)(редукция b/p, z/c, пропуск r)
Maulaffe – обезьянья пасть (нем.) > mavr-zevve – маврий/чёрный зёв (слав.)
Affe – зевака, разиня (нем.) > zevve > зёв (слав.)(пропуск z, редукция v/f)
бузинэ – обезьяна (перс.) > buzine > obrazina – образина (слав.)( пропуск o, r)
от Maulaffe > malupa – обезьяна (польск.)(редукция f/p)/ мальпа (болг.)/ mavpa - мавпа –обезьяна (укр.)(замена l/v)
Реально этимология слова «обезьяна» от славянского сущ. «образ», видоизменённое груб-разг. «образина».
Группа обезьян вверху слева, справа- образы.
Исида – сидящая- Мать Хлеба.
Нефтида- Хранительница очага.
Столб джед символизирует сноп.
Анкх – зерно.
Анкх-зерно поддерживает на руках солнце или солнце покоится на руках анкха. Так создаётся образ вечной жизни, которая покоится на снопе и зерне, охраняется Матерью Хлеба-Исидой и очагом-Нефтидой. Часто египетские боги изображаются с рогами на голове, на которых покоится солнце или луна.
Рог – Rg > rukи – руки (слав.)(редукция k/g)
Образность древнеегипетского писца несравнимо выше всех представителей авангарда от Веласкеса до Пикассо, Дали, Малевича, Кандинского, Шагала и др. поскольку символика египтян несёт в себе смысловую, словную нагрузку, которой нет в современном слове, основанном на системах буквенного алфавита.
Для передачи информации древние египтяне придумали плавающий корень, который является базовым в формировании слов для всех языков мира без исключения. Поэтому, образность картин Дали в словесной интерпретации сравнима с образностью древних египтян.

Заключение

Знал ли Дали о древнеегипетских иероглифах или только догадывался или это наитие гения ?  Судить об этом трудно. Хотя, можно предположить, что Дали, творивший в начале и середине 20 века был знаком с теориями Фрейда, Ницше и Эйнштейна, как высокообразованный человек. И есть одна избитая истина, что ничего из ничего не рождается. Есть вековые традиции заимствования в искусстве, которые проверены временем и поэтому, иногда кажется, что рукой художника правит провидение.

Полную версию статьи с иллюстрациями смотрите на сайте по адресу:

http://www.tezan.ru/dali.htm

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
КМ-Книга мёртвых
ППА - папирус Ани

Ссылки

1. Русско-египетский и англо-египетский словарь иероглифов, http://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии