Химия

   Урок химии подходил к концу. Данный предмет многим не нравился, да и не понимали ученики глухих деревень, изучаемые сложные химические процессы. Все с нетерпением ожидали звонка.

   Это было первое занятие, которое вела молодая учительница, только что прибывшая в сельскую школу. В помещении не большого, но достаточно просторного и светлого класса в новом здании построенной школы, размещались 3 ряда парт, за которыми сидело 25 учеников. Перед ними стоял стол и стул учителя, а на стене висела школьная доска с влажной тряпкой и мелками на ней, рядом – жёлтые треугольник и транспортир.

   - Основываясь на теории окислительно-восстановительных процессов, рассмотрим, чем отличаются реакции замещения от реакций ионного обмена? - Нина Николаевна, бойко постукивая мелком и периодически озорными каблучками туфель у доски, уверенно заполняла её сложной и громоздкой формулой, которая с трудом вползла в чёрный квадрат. Было видно, что она довольна своим первым уроком в новой школе и знакомством с новым коллективом учеников 9 класса.

   Волнение и дрожь пальцев рук, с которыми она вошла в класс, заполненный разношёрстно и скромно одетыми, но повзрослевшими девчонками и мальчишками, прошло. Она с удовольствием, поясняя суть развёрнутых в формуле превращений, вела урок. Ученики слушали, как ей казалось, с глубоким восхищением – раскрыв рты от удивления.

   Только отличник Дмитрий Журавлёв, внимательно отслеживая выползающую из-под руки учительницы длинную шеренгу сложных сочетаний букв и цифр, с интересом пытался понять, что они обозначают. Он видел, что одноклассники, слушавшие и изучавшие нового преподавателя в начале занятия, теперь выдохлись. За редким исключением, измученные завихрениями бесконечных «тёмных» формул, раскрыв рты, они млели в ожидании глотка свежего воздуха.

   Дмитрию нравилась новая учительница. Худощавая и стройная, с веснушками, разбежавшимися по всему лицу, она напоминала обычную взрослую деревенскую девчонку. Однако её отстранённая сухость и строгость в сочетании с городским фасоном платья и преподаваемой таинственной наукой отталкивали, удерживая на расстоянии.

   Поднятую руку Дмитрия Нина Николаевна, увлечённая уроком, как никто другой в классе, заметила не сразу.
   - Журавлёв, что Вы хотели спросить?
   - Нина Николаевна, формула не уравнена.

   Преподавательница, оторванная от интересного и увлекательного изложения темы урока, не понимая, посмотрела на доску.
   - Что не уравнено?
   - Число атомов кислорода левой части уравнения не соответствует правой.
   - Хорошо, давайте проверим.

   С тряпкой и мелком в руках, мелькающих в лихорадочном танце по доске, она, мгновенно сменив коэффициенты, повернулась к ученикам и продолжила урок.

   Поднятая рука Дмитрия уже насторожила её.
   - Журавлёв, что Вам не ясно?
   - Нина Николаевна, теперь число атомов углерода не соответствует.

   Повернувшись к доске, она с волнением убедилась, что ученик прав. Грязные  капли воды из нервно сжатой в руке тряпки падали на пол и платье. Она не замечала их, увлечённая лихорадочным желанием поскорее найти ошибку. Коэффициенты сменяли друг друга, уравнение, как весы, качалось под тяжестью преобладающих молекул то одной, то другой стороны. Раздавшийся звонок и довольный шум учеников застали её врасплох, перепачканную мелом и растерянную – формула, перемазанная во многих местах грязной тряпкой, зависла немым вопросом. Даже не попрощавшись, она выбежала из класса. Ученики, переговариваясь друг с другом, повеселевшие выходили на перерыв, быстро забыв о произошедшем.

   На следующий день урок химии начался с пояснения злополучного уравнения, в котором в формуле окиси углерода изначально не правильно было указано количество молекул кислорода. Пояснения были больше похожи на оправдания и сложный намёк на извинение. Они не принесли Нине Николаевне облегчения, а ещё больше расстроили. Урок прошёл серо и не интересно, без улыбок и лёгких шуток. А как ей хотелось, чтобы он был увлекательным и завораживающим. Её небольшая, но умная головка, с классической укладкой волос сверху и вольным разбросом их вниз, напряжённо обдумывала единственный важный вопрос: «Как реабилитироваться и завоевать авторитет у своих подопечных?»

   Внезапная контрольная по предмету химия для всех учеников была неожиданной. Проходила она в строгой и тревожной тишине, под зорким надзором Нины Николаевны, которая беспрестанно прохаживалась меж рядами парт, сверху вниз отслеживая наличия шпаргалок. Её результаты оказались такими же тревожными – лучшими оценками были трояки.

   Дмитрий, уверенный в себе, спокойно открыл полученную после проверки тетрадь и был ошеломлён – страницы, исчёрканные красным цветом, рябили. Пропущенные запятые, неверно написанные приставки и буквы – всё было жирно обведено, дважды подчёркнуто и исправлено. Складывалось впечатление, что контрольная была проверена учителем русского языка. Внизу листа стояла жирная и горбатая тройка, чем-то напоминающая лошадь, которая, ощерив пасть, зловеще смеялась над отличником.

   На следующем уроке Нина Николаевна сухо произнесла: «Журавлёв, к доске!» Уверенный доклад Дмитрия был сразу прерван – пошли перекрёстные и удалённые от темы вопросы, а затем бесконечные химические формулы, заполнившие всю доску. Обратно он возвращался изрядно вспотевший, с красными пятнами на щеках и тройкой в дневнике. Теперь освободиться от злосчастных троек ему не удавалось никак.

   Обескураженный и в тоже время возмущённый Дмитрий, не видя другого выхода и не собираясь сдаваться, срочно приобрёл в районном магазине учебник для абитуриентов химфакультетов ВУЗов. Он начал настойчиво грызть гранит науки, изучая заданную тему и следующую за ней, а затем, выплёскивал коварные вопросы, ответы на которые он уже имел. Уставшая от системных, конкретных и не простых вопросов по изучаемым темам, учительница попыталась не обращать внимания на поднятую руку Дмитрия. Задаваемые вопросы срывали проведение занятий по плану, вносили нервозность и держали в постоянном напряжении. Ученики поддерживали Дмитрия, довольные облегчёнными уроками, когда издёрганной учительнице некогда было их опросить. Они даже увлеклись бесконечной, но не такой уж и безобидной, игрой в вопросы – ответы, помогая однокласснику:
   - Нина Николаевна, Журавлёв что-то хочет спросить.
   - Нина Николаевна, Журавлёв уже устал руку держать.

   Длительное противостояние измотало обе стороны и закончилось внезапно с наступлением зимы. В этот день Нина Николаевна вошла в класс необычно лёгкой походкой и с таинственной улыбкой. В белоснежном тонком свитере, облегающем фигуру, с блестящими от внутреннего восторга глазами, она была прекрасна. Даже веснушки, как весной, с лёгким лукавством светились на её лице. Урок вела естественно и расковано, периодически любуясь пушистым снежком за стёклами окна. Снежинки не спешили прикрыть сырую и холодную землю, они в медленном вальсе, кружась, парили в воздухе. Отдельные из них мохнатыми, разлапистыми звёздочками нежно касались стекла, медленно подтаивая на нём.

   - Влюбилась! Вся цветёт! – с лёгкой завистью раздался шёпот одноклассницы за спиной Дмитрия.
   - Вчера после танцев в доме культуры её провожал Вася тракторист, - таинственно дополнила её подружка.

   Журавлёв, уже по привычке, взметнул вверх руку. Затем, как обжёгшись, внезапно даже для себя, резко опустил её обратно. Благодарный и тёплый взгляд учительницы был ответом на не заданный вопрос. В этот день его дневник, впервые за длительный период, украсила пятёрка.

   За окнами вздыхала молодая зима, уже щедро разбрасывая вокруг охапки белоснежных россыпей. Ветер сухо постукивал оголёнными ветками. Розовогрудый снегирь, лукаво осматриваясь по сторонам, озорничая, склёвывал замёрзшие ягоды рябины. В помещении класса – в тепле и уюте продолжался урок полюбившейся многим химии.

   Через полтора месяца Нина Николаевна вышла замуж.


Рецензии
Замечательный рассказ!
Возвратилась в детство, в любимую школу.
Хорош язык Вашего произведения, описание героев, их психология...
Спасибо!
С уважением, Мила

Мила Суркова   07.12.2017 17:18     Заявить о нарушении
Огромное спасибо за тёплый отзыв! Я и сам с удовольствием "возвращаюсь" в школьные годы. Навестил свою учительницу по химии - сейчас она инвалид, борется за жизнь. Успехов Вам и благополучия!!!

Михаил Поленок   09.12.2017 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.