Блок. Признак истинного чуда... Прочтение

26. «Признак истинного чуда…»




                Признак истинного чуда
                В час полночной темноты —
                Мглистый мрак и камней груда,
                В них горишь алмазом ты.

                А сама — за мглой речною
                Направляешь горный бег
                Ты лазурью золотою
                Просиявшая навек.
                29 июля 1901. Фабрика






Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «Фабрика – Зубовская мануфактурная фабрика близ Боблова. Интеллигенция, жившая при фабрике, а также родственница Менделеевых писательница Н.Я. Губкина часто устраивали на фабрике вечера и спектакли с просветительной или благотворительной це­лью. В них участвовали также Блок и Л.Д. Менделеева.
     Летом 1901 г. Блок читал на фабрике рассказ Чехова "Хирургия" (см. запись Блока в дневнике от 30(17) августа 1918 г.). Пометы в рукописи: "Вечер на фабрике" и "P(ost) L(ucem)" (т.е. после встречи с Л.Д. Менделеевой) - связывают день написания стихотворения с участием поэта и Л.Д. Менделеевой в одном из таких вечеров.»


Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «Тут же получают смысл и высшее значение подробности незначительные с виду и явления природы (болотные огни, зубчатый лес, свечение гнилушек на деревенской улице ночью…)».

    
     В принципе здесь – пейзажная лирика: куча камней, светящаяся в  ней гнилушка, дальше – речка и луна над нею…

     Что река у Блока – это не только и не столько географический объект (между Боблово и Шахматово вьется  речушка – Лутосня), но и согласно Брюсову «символ границы, отделяющей его от Идеала»  в уме мы держим.
     «Горы» – это местные холмы, по которым плещется эта речушка:

                "Там, над горой туманной и зубчатой,
                В лучах немеркнущей зари."
                «Когда замрут отчаянье и злоба» - 1 августа 1908

Или:

                «Сегодня шла Ты одиноко,
                Я не видал Твоих чудес.
                Там, над горой Твоей высокой,
                Зубчатый простирался лес…
                22 июня 1901»

(«Из Примечаний к тому стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
« Имеется в виду Бобловская гора – "высочайшая во всей округе. Отсюда открываются необъятные дали" (Бекетова 11. С. 60)»)

     А  Луна…

" 8*.  «Молитву тайную твори»(http://www.proza.ru/2017/11/15/796 ):

                …Готовься, мысли и молчи.
                Готовый, мыслящий, немой,
                Взгляни наверх в последний раз,
                Не хочет бог, чтоб ты угас,
                Не встретив здесь Любви былой.
                Как в первый, так в последний раз
                Проникнешь ты в Ее чертог…
                10 июня 1901"

     Луна – это путь  в «ее чертог». Больше, через луну смотрит – Она!

     Как же он жил в то лето, когда истинное чудо ему являлось даже в куче булыжников…

     Его не оставили.
     И 29 июля 1901 у Фабрики позволили еще раз:
     1.  взглянув на «камней груду», увидеть в них отсвет Луны;
     2.  взглянув наверх,  увидеть не естественный  спутник Земли, а «Твои чертоги».  Увидеть Тебя,  «лазурью золотою просиявшую…»

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ  сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.

     9.Возвращение.

     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ДВА произведений:

26. «Признак истинного чуда…»                ( http://www.proza.ru/2017/11/27/967 )
Возвращение от гадалки и – «истинное чудо». «29 июля 1901 у Фабрики» поэту позволили еще раз:
1.  взглянув на «камней груду», увидеть в них отсвет Луны;
2.   взглянув наверх,  увидеть не естественный  спутник Земли, а «Твои чертоги».  Увидеть Тебя,  «лазурью золотою просиявшую…»

27. «Ты далека, как прежде, так и ныне…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/27/973 )
И ответ с другой стороны: «Ты далека… », а «любви — забвенье и могила».
*

*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/26/1065
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/27/973


Рецензии