Блок. Ты далека, как прежде, так и... Прочтение
Ты далека, как прежде, так и ныне,
Мне не найти родные берега.
Моя печаль чужда твоей святыне,
И радостью душа не дорога.
Суровый хлад — твоя святая сила:
Безбожный жар нейдет святым местам.
Пускай любви — забвенье и могила,
Ты над могилой — лучезарный храм.
11 августа 1901. С. Дедово
В предыдущем стихотворении юному теургу было даровано "истинное чудо" (26. «Признак истинного чуда…» ) И сразу же – ответ с другой стороны. Уже не с неба: «Суровый хлад — твоя святая сила»: это от той «тебя», которая пишется не с заглавной буквы. Чей «лучезарный храм» – над могилой любви. Которая «далека, как прежде, так и ныне».
Напомню слова Блока: «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». Предыдущие стихотворения, значения которых он хотел подчеркнуть – сплошь об актах теургии, то есть о прямом общении с Высшими.
Качественно же Любочка плеснула «привычной суровостью»...
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
Варианты правки в Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.)".]:
4 – Моя душа тебе не дорога.
...на уровне божественных откровений: «11 августа 1901. С. Дедово».
*
в ДедОво в те дни жил его друг и родственник (троюродный брат) - Сергей Соловьев
«Теперь у меня гостит мой родственник, студент Петербургского университета – Блок... Он теперь весь ушел в стихотворения моего дяди (Владимир Соловьев) и пишет сам религиозно-мистические стихотворения».
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведений:
26. «Признак истинного чуда…» ( http://www.proza.ru/2017/11/27/967 )
Возвращение от гадалки и – «истинное чудо». «29 июля 1901 у Фабрики» поэту позволили еще раз:
1. взглянув на «камней груду», увидеть в них отсвет Луны;
2. взглянув наверх, увидеть не естественный спутник Земли, а «Твои чертоги». Увидеть Тебя, «лазурью золотою просиявшую…»
27. «Ты далека, как прежде, так и ныне…» ( http://www.proza.ru/2017/11/27/973 )
И ответ с другой стороны: «Ты далека… », а «любви — забвенье и могила».
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/27/967
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/27/980
Свидетельство о публикации №217112700973