Блок. Ты далека, как прежде, так и... Прочтение

27*. «Ты далека, как прежде, так и ныне…»




                Ты далека, как прежде, так и ныне,
                Мне не найти родные берега.
                Моя печаль чужда твоей святыне,
                И радостью душа не дорога.

                Суровый хлад — твоя святая сила:
                Безбожный жар нейдет святым местам.
                Пускай любви — забвенье и могила,
                Ты над могилой — лучезарный храм.
                11 августа 1901. С. Дедово





    В предыдущем стихотворении юному теургу было даровано "истинное чудо" (26. «Признак истинного чуда…» )  И сразу же – ответ с другой стороны.  Уже не с неба: «Суровый хлад — твоя святая сила»: это от той «тебя», которая пишется не с заглавной буквы. Чей «лучезарный храм» – над могилой любви. Которая «далека, как прежде, так и ныне».

     Напомню слова Блока: «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». Предыдущие стихотворения, значения которых он хотел подчеркнуть – сплошь об актах теургии, то есть о прямом общении с Высшими.

     Качественно же Любочка плеснула «привычной суровостью»...

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
     Варианты правки в Т2 [Тетради  беловых автографов.  Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.)".]:
     4 –  Моя душа тебе не дорога. 

   ...на уровне божественных откровений:   «11 августа 1901. С. Дедово».

 *
     в ДедОво в те дни жил  его друг и родственник (троюродный брат) - Сергей Соловьев
   «Теперь у меня гостит мой родственник, студент Петербургского университета – Блок... Он теперь весь ушел в стихотворения моего дяди (Владимир Соловьев) и пишет сам религиозно-мистические стихотворения».

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ  сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.

     9.Возвращение.

     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ДВА произведений:

26. «Признак истинного чуда…»                ( http://www.proza.ru/2017/11/27/967 )
Возвращение от гадалки и – «истинное чудо». «29 июля 1901 у Фабрики» поэту позволили еще раз:
       1.  взглянув на «камней груду», увидеть в них отсвет Луны;
       2.   взглянув наверх,  увидеть не естественный  спутник Земли, а «Твои чертоги».  Увидеть Тебя,  «лазурью золотою просиявшую…»

27. «Ты далека, как прежде, так и ныне…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/27/973 )
И ответ с другой стороны: «Ты далека… », а «любви — забвенье и могила».
*
*
предыдущее стихотворение —   http://www.proza.ru/2017/11/27/967   
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/27/980    


Рецензии