Блок. Стою на царственном пути... Прочтение
Стою на царственном пути.
Глухая ночь, кругом огни, —
Неясно теплятся они,
А к утру надо всё найти.
Ступлю вперед — навстречу мрак,
Ступлю назад — слепая мгла.
А там — одна черта светла,
И на черте — условный знак.
Но труден путь — шумит вода,
Чернеет лес, молчат поля…
Обетованная земля —
Недостижимая звезда…
Звезда — условный знак в пути,
Но смутно теплятся огни,
А за чертой — иные дни,
И к утру, к утру — всё найти!
15 августа 1901
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие В глухую ночь
»
Конечно, всё это – описание тяжелого сна. Сделано оно – мастерски. Ощущение настоятельности и бестолковой, непонятной неправильности подобных сновидений передано качественно. И ведь герой сна в стихотворении даже не движется, он «стоит», а всё равно словно видишь его метания: назад, вперед, вода, лес, поля…
И к утру, к утру — всё найти!
Вот только утром… Будет ли всё это казаться сном – утром?
Ведь утром и перед проснувшимся поэтом опять встанет «царственный путь». И – еще горящие воспоминания о «миге истинного чуда», и – еще жгущие воспоминания о «суровом хладе».
Ночью во сне была: «Звезда — условный знак в пути»… А утром опять вспомнишься Ты, которая была наяву - то же ночью! -
"Ты лазурью золотою
Просиявшая навек."
26. «Признак истинного чуда…» 29 июля 1901. Фабрика ( http://proza.ru/2017/11/27/967 )
И еще про тебя:
"Ты над могилой — лучезарный храм…"
27. «Ты далека, как прежде, так и ныне…» 11 августа 1901. С. Дедово ( http://www.proza.ru/2017/11/27/973 )
Этой ночью – во сне было:
…путь — шумит вода,
Чернеет лес, молчат поля…
А в предыдущие – «болотные огни, зубчатый лес, свечение гнилушек на деревенской улице ночью…», когда он наяву возвращался из Боблово в Шахматово.
Так вот, казалось ли ему все это сном – утром?
И к общему сюжету трехкнижия. «Царственный путь» – здесь Блока, может быть, впервые вытолкнули на Тропу миров, где «за чертой — иные дни», где всё – иное! Вытолкнули, не объяснив правил местного дорожного движения, и он начал свой метод проб и ошибок.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 67; I3. С. 97 и I4. С. 76 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 81
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– «Обетованная земля ...» – ветхозаветный образ обещанной Богом земли, один из центральных в лирике Вл. Соловьева ("В Землю Обетованную" (1886), "Неопалимая Купина" (1891) и др.); ср. также стих. Фета "Когда мои мечты за гранью прошлых дней ... " (1844), где образ "земли обетованной" – ключевой.
[
Фет:
«Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной…
1844»
Соловьев:
«…Я раб греха. Но силой новой
Вчера весь дух во мне взыграл,
А предо мною куст терновый
В огне горел и не сгорал.
…Трепещут боги Мицраима,
Как туча, слава их пройдет,
И Купиной Неопалимой
Израиль в мире расцветет.
4 сентября 1891»
]
»
Для Блока времен «тома I» – 1901 –1904 гг – Моисей, простой пастух, которому было видение Неопалимой купины, и который вырвал свой народ из египетского рабства, – был едва ли не примером.
И “царственный путь” – путь Моисея, путь к Царству.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ДЕСЯТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:
28. «Стою на царственном пути…» ( http://www.proza.ru/2017/11/27/980 )
Пережив два контрастных откровения, поэт по возвращению получил еще и кошмар.
29. «Сумерки, сумерки вешние…» ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1100 )
Продолжение: сон – как продолжение прошлого сна… Или это сон – как продолжение яви… Или продолжением сна – явь?!
30. «Ты горишь над высокой горою…» ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1106 )
Сумерки дремоты-сна-яви освещаются «вечерним костром». (Ты – солнце!)
*
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/27/973
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/28/1100
Свидетельство о публикации №217112700980