Блок. Стою на царственном пути... Прочтение

28*. «Стою на царственном пути…»





                Стою на царственном пути.
                Глухая ночь, кругом огни, —
                Неясно теплятся они,
                А к утру надо всё найти.

                Ступлю вперед — навстречу мрак,
                Ступлю назад — слепая мгла.
                А там — одна черта светла,
                И на черте — условный знак.

                Но труден путь — шумит вода,
                Чернеет лес, молчат поля…
                Обетованная земля —
                Недостижимая звезда…

                Звезда — условный знак в пути,
                Но смутно теплятся огни,
                А за чертой — иные дни,
                И к утру, к утру — всё найти!
                15 августа 1901




А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Заглавие              В глухую ночь      
     »



     Конечно, всё это – описание тяжелого сна. Сделано оно – мастерски. Ощущение настоятельности и бестолковой, непонятной неправильности подобных сновидений передано качественно. И ведь герой  сна в стихотворении даже не движется, он «стоит», а всё равно словно видишь его метания: назад, вперед, вода, лес, поля…

                И к утру, к утру — всё найти!

     Вот только утром… Будет ли всё это казаться сном – утром?
     Ведь утром и перед проснувшимся поэтом опять встанет «царственный путь». И  – еще горящие воспоминания о «миге истинного чуда», и – еще жгущие воспоминания о «суровом хладе».
     Ночью во сне была: «Звезда — условный знак в пути»… А утром опять вспомнишься Ты, которая была наяву - то  же ночью! -

                "Ты лазурью золотою
                Просиявшая навек."
                26. «Признак истинного чуда…» 29 июля 1901. Фабрика ( http://proza.ru/2017/11/27/967 )

      И еще про  тебя:

                "Ты над могилой — лучезарный храм…"
                27. «Ты далека, как прежде, так и ныне…»  11 августа 1901. С. Дедово ( http://www.proza.ru/2017/11/27/973 )


Этой ночью – во сне было:

                …путь — шумит вода,
                Чернеет лес, молчат поля…

     А в предыдущие – «болотные огни, зубчатый лес, свечение гнилушек на деревенской улице ночью…», когда он наяву возвращался из Боблово в Шахматово.
 

     Так вот, казалось ли ему все  это сном – утром?

     И к общему сюжету трехкнижия. «Царственный путь» – здесь  Блока, может быть, впервые вытолкнули на Тропу миров, где «за чертой — иные дни», где всё – иное! Вытолкнули, не объяснив правил местного дорожного движения, и он начал свой метод проб и ошибок.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 67; I3. С. 97 и I4. С. 76 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 81

     [
     I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
     l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]

     – «Обетованная земля ...» – ветхозаветный образ обещанной Богом земли, один из центральных в лирике Вл. Соловьева ("В Землю Обетованную" (1886), "Неопалимая Купина" (1891) и др.); ср. также стих. Фета "Когда мои мечты за гранью прошлых дней ... " (1844), где образ "земли обетованной" – ключевой.
     [
     Фет:
                «Когда мои мечты за гранью прошлых дней
                Найдут тебя опять за дымкою туманной,
                Я плачу сладостно, как первый иудей
                На рубеже земли обетованной…
                1844»
     Соловьев:

                «…Я раб греха. Но силой новой
                Вчера весь дух во мне взыграл,
                А предо мною куст терновый
                В огне горел и не сгорал.

                …Трепещут боги Мицраима,
                Как туча, слава их пройдет,
                И Купиной Неопалимой
                Израиль в мире расцветет.
                4 сентября 1891»
   ]
   »

     Для Блока времен «тома I» – 1901 –1904 гг – Моисей, простой пастух, которому было видение Неопалимой купины, и который вырвал свой народ из египетского рабства, – был едва ли не примером.
     И “царственный путь” – путь Моисея, путь к Царству.

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ДЕСЯТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
                10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:

                28.  «Стою на царственном пути…»                ( http://www.proza.ru/2017/11/27/980 )
                Пережив два контрастных откровения, поэт по возвращению получил еще и кошмар.
29.  «Сумерки, сумерки вешние…»                ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1100 )
Продолжение: сон – как продолжение прошлого сна… Или это сон – как продолжение яви… Или  продолжением сна – явь?!
30. «Ты горишь над высокой горою…»        ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1106 )
Сумерки дремоты-сна-яви  освещаются «вечерним костром». (Ты – солнце!)
*
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/27/973
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/28/1100



 


Рецензии