Блок. Сумерки, сумерки вешние... Прочтение
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?
Фет
Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.
16 августа 1901
И здесь тоже эпиграф – это не ключ к прочтению, а указание на предшествующую сцену. Перечитаем стихотворение Фета полностью:
"Вдали огонек за рекою,
Вся в блестках струится река,
На лодке весло удалое,
На цепи не видно замка.
Никто мне не скажет: «Куда ты
Поехал, куда загадал?»
Шевелись же весло, шевелися!
А берег во мраке пропал.
Да что же? Зачем бы не ехать?
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?.."
Не правда ли – фетовская сценка предельно аккуратно встает после предыдущей блоковской. Там «стою на царственном пути» и здесь перед ним намеком, призывом, понуждением: «На лодке весло удалое,/На цепи не видно замка». Там «шумит вода», а над нею «звезда — условный знак в пути» и здесь: «вдали огонек за рекою». Там «к утру» что-то непонятное «надо найти» и тут «никто мне не скажет: “Куда ты поехал?”»
Но там – о растерянности, а здесь о следующем шаге – о решении: «Шевелись же весло, шевелися!» и сзади – удаляющийся берег: «…берег во мраке пропал» . Герой стихотворения Фета плывет, он выбрал действие… Ведь это был, может, последний шанс:
"Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?.."
У Блока стихотворение – продолжение стихотворения Фета там герой – решился. И он плывет на «тот берег». Надо было только решиться… И герой стихотворения Блока тоже – решился!
У Блока стихотворение – продолжение предыдущего: сон – как продолжение прошлого сна… Или это сон – как продолжение яви… Или продолжением сна – явь?!
Картина все та же: там «шумит вода», здесь «хладные волны у ног», но «глухая ночь» прояснилась до «сумерек», да «за чертой», где «смутно теплятся огни» расслышалась «песня далекая»:
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу
Слов не разобрать, но, может, это:
Тайна… моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
И с другого берега к нему:
…Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
Так, может, все случится сегодня?!
В сердце — надежды нездешние
И он – «бежит»! И:
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу
Все бесполезно: он – «бежит», но и «волны бегут на песок» – бесконечно, безнадежно.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ДЕСЯТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:
28. «Стою на царственном пути…» ( http://www.proza.ru/2017/11/27/980 )
Пережив два контрастных откровения, поэт по возвращению получил еще и кошмар.
29. «Сумерки, сумерки вешние…» ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1100 )
Продолжение: сон – как продолжение прошлого сна… Или это сон – как продолжение яви… Или продолжением сна – явь?!
30. «Ты горишь над высокой горою…» ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1106 )
Сумерки дремоты-сна-яви освещаются «вечерним костром». (Ты – солнце!)
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/27/980
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/28/1106
Свидетельство о публикации №217112801100