Американские социологи о православии в 21 веке

                ***

Недавно в американском издании были опубликованы результаты масштабного социологического исследования, посвященного православному миру (см. http://inosmi.ru/longread/20171127/240849382.html)

Американская социология религии любопытна:
1. Совершенно не разделяются практикующие и непрактикующие верующие - и потому проценты порой фантастичны: якобы чуть ли не 40% русских православных не против рукоположения женщин)) Т.е. почти половина! Это что за православные? Неужто прихожане храмов?
2. Не проводится различие между православными и монофизитскими (нехалкидонскими, древневосточными и т.п.) церквами. В результате в статистику православным попадают эфиопы, копты и армяне. Причем причисляющие себя к эфиопской церкви приводятся в пример как наиболее религиозные, вторая по численности церковь после РПЦ - хотя у эфиопов как раз наиболее выраженное монофизитство, и даже не совпадающим с православием и почти всеми христианами канон НЗ (я отдаю себе отчет в том, что монофизитские церкви эволюционировали в сторону большего сближения с православной христологией, но все же требует объяснения тот факт, что вот уже 15 веков они не находятся в евхаристическом общении ни с одной поместной православной церковью, - и понятно, что это не объяснишь одними историческими и национальными причинами, ибо есть причины чисто богословского порядка). В результате авторы пишут бредовые вещи о доктринальных расхождениях внутри православия - имею в виду собственно православие и монофизитов.
3. Знание православного вероучения у авторов этих многочисленных опросов весьма приблизительное - задается риторический вопрос " Что же общего имеют сегодня эти разрозненные общины, помимо общей истории и литургических традиций?" И дается "блестящий ответ": "Одним практически универсальным элементом православного христианства является почитание икон" - видимо, остальная православная догматика не в счет.. Или вот еще: "Выплата десятины, причащение и ограничения в еде во время Великого поста представляют собой распространенные традиции православных христиан, проживающих в странах за пределами бывшего СССР" - а, что, в пределах бывшего СССР пост и причастие - не являются православными "традициями"? И разве можно ставить на одну линию выплату десятины и главное таинство христиан - Евхаристию?
4. Несовпадение цифр, что обычно для глобальных опросов. Православных считается 260млн (включая монофизитов), а в России - более 100млн. Однако далее мы читаем, что почти каждый четвертый православный живет в России - но если в России более 100 млн, то от 260 будет не 1/4 (25%), а 40%. А если исключить монофизитов (эфиопов, коптов и армян) - тогда собственно православных останется 200-210млн (и то формально): в этом случае православных в России (если верить цифре 100млн, что просто значит кол-во крещеных) будет половина от всех православных.
5. Низкая религиозность русских - правда. Кол-во воцерковленных православных у нас американцы оценивают в 6% - но в действительности их еще меньше (если принимать во внимание тех, кто ежевоскресно посещает службу, то и 4% будет много). Точно так же, большая политкорректность американских православных не вызывает сомнений - это основа нынешней американской ментальности: ты можешь быть религиозным, если дело касается твоего внутреннего мира и этнической идентичности, но во внешнем мире ты должен следовать политике американского государства, быть его законопослушным гражданином, и если гос-во считает, что геи ничем не хуже других, то значит...
6. Есть и любопытные цифры (если им верить) - например, 48% православных Греции в возрасте до 29 лет (где православие - государственная религия) не против узаконения однополых браков, - и это в стране, где православные устои (по крайней мере, глядя из России) кажутся явно более незыблемыми по сравнению с нашими.. Верят в сглаз 61% православных на территории быв.СССР и 70% греков. Ладно, у нас мода на магию может быть объяснена атеистическим прошлым и проблемами восстановления традиционной религиозности, хотя интересно, сколько православных верили в сглаз и порчу в 1916 году в России? Но в Греции не было госатеизма, однако в порчу верит еще больше, - что это, кризис "государственного православия"?
Или вот еще: в России идею объединения с католиками поддерживает 17%, а в Румынии - 62%! Что это? При этом согласно данному опросу (и не только) - румыны явно более склонны к "воцерковленному православию", чем русские, и степень посещения храма и частоты причастия - там в разы больше, чем в России. Казалось бы, должно быть наоборот: чем воцерковленнее православные верующие, тем меньше они склонны к экуменическому союзу с католичеством или ,тем паче, к идее унии. Но у русских и румын все не так. Может быть, причина тут не в степени православности, а в геополитических вещах: Россия ныне (и давно уже) склонна к соперничеству с Европой и западным миром, поэтому и с католиками объединяться - негоже (в 17% воцерковленных православных в России, будто бы одобряющих идею единства с католичеством, - я не в верю, но если включать номинальных православных - почему бы и нет). Румыния же стремится идентифицировать себя с Европой и европейскими структурами - отсюда большая популярность идеи единства с Западом в лице католической церкви, - ибо румынская православная иерархия вроде бы не замечена в особых симпатиях к католичеству (в отличие от экуменически настроенного патр.Константинопольского Варфоломея). Но это тоже не объясняет всего: почему православные Греции не столь настроены на объединение с католиками? Греция ведь еще раньше вошла во многие европейские структуры. Быть может, дело еще в том, что румыны - единственный романский православный народ, т.е. они не славяне и не-греки, и с точки зрения языка близки к романскому ядру католического мира (Италия и т.д.)? Но поляки с точки зрения языка близки к русским и украинцам - разве это располагает их к особым симпатиям к православию?
Так или иначе, но согласно опросу, идею объединения с католиками поддерживает 34% православных Украины (против 17% в России) - и есть соблазн связать это с прозападными устремлениями этого гос-ва. Наконец, проблема еще в том, что имеют в виду люди, ответившие "да" на вопрос о воссоединении православия с католичеством? Присоединение католиков к православным и отказ Рима от того, что православные считают ересью? Обратный вариант, т.е. уния и признание православными католической догматики и главенства Папы? Трудно поверить, что 62% православных Румынии прямо-таки жаждут перейти под омофор ватиканского понтифика. Или просто внешний экуменический союз, невзирая на разницу в догматике? Но это скорее политическая утопия, чем религиозная реальность. И почему-то есть ощущение, что в условиях все большей секуляризации христианского мира, многие "православные" и "католики" под объединением православия и католичества видят скорее политический союз христианского Востока и Запада, не подлинно религиозное единство..


Рецензии
Восхитительно исследование. Чем-то напоминает известную притчу о мудрецах с завязанными глазами и дефиницию ими слона. Букашонки....
С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Криушов   15.02.2018 20:15     Заявить о нарушении
С праздником!

Константин Матаков   15.02.2018 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.