Ленинград. Воспоминания бывшего студента медика

Впервые я,молоденький сержант,ехавший в краткосрочный отпуск на родину, ступил на землю этого славного города весной 1968года,сойдя с поезда Таллин-Ленинград и торопливо пройдя по перрону в здание Финляндского вокзала,спустился в метро,чтобы как можно скорее успеть в центр города,на улицу Гоголя,что несколько в стороне от Невского проспекта,но недалеко от Дворцовой площади и известному всему советскому народу по школьным учебникам открыткам и кинофильмам Зимнему дворцу.Купив билет в воинской кассе,оставшееся время до отправления автобуса в аэропорт Пулково,я решил посвятить осмотру близлежащих достопримечательностей города.Примерно зная из напутствий моего армейского товарища-ленинградца,свое теперешнее местонахождения,я уверенными шагами вышел на Невский проспект,знакомый мне лишь из стародавних описаний Н.В.Гоголя ,поразился  нескончаемому потоку автомобилей на нем,с бьющимся сердцем полюбовался аркой главного штаба,виденной мной еще в юности на какой-то картине.Перейдя Адмиралтейский проспект  и одноименную набережную , оставив слева Александровский сад и здание Адмиралтейства,а справа  Дворцовую площадь и Зимний дворец,не переставая восхищаться увиденной красотой,я вышел на Дворцовый мост.
И вот здесь меня,провинциала с юга страны, окончательно потрясли великолепные виды набережных Невы.Я буквально оцепенел,  созерцая архитектурные творения Еропкина,Воронихина,Камерона,Кваренги,Монферрана и многих других по обеим берегам Невы и самой Невой, величаво несущей свои темные воды в Финский залив.
К сожалению, до отлета самолета оставалось не очень много времени,и я почти бегом вернулся на ул.Гоголя,чтобы на автобусе отправиться в аэропорт.Еще стоя на мосту я дал себе слово непременно вернуться в этот город и,если удастся,покорить его.

Вернулся в этот же год за месяц до экзаменов в ЛСГМИ(ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт)на медико-профилактический факультет.Весь этот месяц я прожил у своего армейского товарища В.Цветкова в доме №29(ныне консульство Японии),в крохотной комнатке  двухкомнатной квартиры,платя за жилье его матери вполне умеренную сумму.Здесь я днем и ночью с перерывами на обед и ужин в близлежащей столовой готовился к вступительным экзаменам.Сравнительно легко я воскрешал полузабытые знания по химии,труднее по физике,но уж совершенно непонятна мне была генетика, которая лишь недавно стала предметом изучения в школах и высших учебных заведениях.Дом этот находился почти напротив дома А.С.Пушкина,откуда он и начал свой смертный путь 27 января(8 февраля) 1837 года,закончив его в этом же доме в страшных мучениях.На противоположный берег р.Мойки я часто поглядывал тревожными белыми ночами  и воображение уносило меня в век девятнадцатый,когда состоятельные люди ездили в каретах и носили они крылатки,цилиндры и брюки со штрипками,а простолюдины были одеты в зипуны и армяки и обуты в грубые сапоги,а то и лапти .Меня,уроженца юга,в белые ночи почему-то лихорадило,а в душу заползал беспричинный страх.Не только мне не по себе было в белые ночи.Один мой знакомый,тоже южанин,рассказал мне,что однажды очутился где -то на Васильевском острове в белую ночь.Было тихо,как в гробу,в окнах  старинных домов  темно,зияли жуткой тьмой  арки дворов колодцев,а небо без единого облачка мертвенно бледно.И его вдруг охватил жуткий страх.Он застыл на месте,как столб,не в силах двинуться с места.Вывел его оцепенения громкий стук каблуков:через улицу перебегала обнаженная женщина,едва покрытая накинутым на плечи белым плащом, и рот у нее был в крови,а глаза страшно светились желтым светом.Перебежав через улицу,она скрылась в парадном дома напротив.Очумев от страха,мой знакомый бросился бежать.По пути его мерещились то грустный гоголевский Башмачников,то бледный Раскольников с окровавленным топором и волочащаяся за ним старуха-процентщица с мозгами наружу и жуткой улыбкой на устах,то Григорий Распутин,опухший от долгого нахождения под водой и со спутанной бородой крестил его двуперстием из окна, а  вслед  дико хохотала безумная Настасья Филипповна.
От рассказа моего знакомого веяло враньем,но я в вполне ему поверил,потому что знал,что временами он впадал в довольно длительные запои.Ничего удивительного,что  временами его посещали подобные видения.
   
Итак, пока я грыз "гранит науки",мой бывший сослуживец продолжал праздновать "дембель"и  предавался "бесу пьянства" да так усердно,что однажды во время моего отсутствия,обуреваемый похмельным синдромом,  порылся в моем чемодане и похитил по моим меркам довольно крупную сумму денег.К счастью,мне к тому времени  предоставилась возможность поселиться в общежитии, в комнате моего земляка и друга,ставшего студентом еще в прошлом году Геннадия Сокола , и я с одним лотерейным билетом в кармане,на который возлагал большие надежды,перебрался туда.И мои надежды  частично оправдались:я выиграл в лотерею целый рубль-в те времена стоимость хорошего обеда в столовой.Рубль я проел и был почти счастлив,тем более,что к тому времени подоспел денежный перевод от родителей.К чести моего армейского друга,деньги он через некоторое время принес.В ознаменовании этого события он попросил меня из этой суммы пожертвовать малую толику  на покупку бутылки портвейна,что и было мною исполнено в знак полного примирения между нами.
Конечно,возврат денег был для бедного любителя выпить и закусить почти геройским поступком,но все равно в конечном итоге он плохо кончил.Сохранив привычку хорошо выпить,но перестав при этом закусывать,он вскоре отбыл в места не столь отдаленные за побои,нанесенные им в пьяном виде случайному прохожему.В дальнейшем эти "ходки на зону",стали повторяться с завидной регулярностью,и вскоре он исчез из моей жизни на долгие годы.

Я покинул набережную реки Мойки-место,как бы сегодня выразились,престижное.Еще бы!От него в шаговой доступности были Дворцовая площадь,с окружающими ее по периметру зданием капеллы,комплексом Главного штаба и Зимним дворцом.Если чуть пройти дальше,то легко можно было очутиться в Александровском саду,на Сенатской площади с возвышающимся над ней медным всадником и полюбоваться Невой и видимыми на противоположном берегу зданиями Кунсткамеры,Университета и дворца Меньшикова...
При желании,если идти в противоположную сторону, ноги принесут желающих на Марсово поле,Мраморному дворцу,далее к Инженерному замку,где злодейски был убит император Павел первый..
Много чего можно было увидеть в этом районе,но я ,как уже писал,покинул его и переехал в район некогда известный под названием Пески,центральной осью которого был Суворовский проспект(бывшая Слоновая улица),а мое общежитие находилось на параллельной ему Кирилловской улице.Во времена Достоевского Пески были застроены маленькими домиками,в одном из которых родилась последняя его жена Анна Григорьевна Сниткина.В конце 19-начале 20 веков  одноэтажные дома уступили место 
многоэтажным доходным.Здание общежитие ЛСГМИ размещалось в шестиэтажном доме №14.Но пока ненадолго оставим достопамятный этот дом,в котором мне мне предстояло прожить шесть лучших лет жизни,и устремим свой взор к институту,в который я собирался поступать.

Институт этот(ЛСГМИ)ведет свое начало от созданного по инициативе В.М.Бехтерева Психоневрологического института в 1907 году.Собственно ЛСГМИ он стал называться лишь в 1946 году,а сейчас сменил название на СЗМУ(Северо-западный медицинский университет им.Мечникова),основная учебная и научная база - больница им.Петра Великого(в мое время им.Мечникова) на Пискаревском проспекте,47.Больница эта,в свое время самая крупная в стране, сейчас состоит из пятидесяти павильонов(зданий) и являются памятниками архитектуры.Довольно сложная история.Сам было чуть не запутался.Но оставим историю вернемся к моим воспоминаниям на период с 1968 по 1974 годы.
Поступил я в институт после сдачи трудных,особенно для таких,как я, демобилизованных из армии,экзаменов по химии,физике и биологии.Аще в писании сказано:
"Много было званых,да мало избранных"
Желающих действительно поступить в институт было много, и конкурс,насколько я помню,был три человека на место.По территории института из павильона в павильон бродили сотни абитуриентов с растерянными лицами и порой уткнувшись в учебники,беззвучно шевеля губами,пытаясь в последние часы и минуты перед очередным экзаменом освоить недавно зазубренное,но уже позабытое.Среди них встречались уже неоднократно пытавшиеся поступить или уже поступившие ранее,но отчисленные за неуспеваемость или другие прогрешения.Эти обычно вели себя спокойно,и частенько среди окружающих их "абитуры"вели разъяснительную работу по части хитростей,которые необходимо применять при общении с экзаменаторами.

Из подобных "знатоков" мне больше всего запомнился Фима Левин-по внешности истинный семит,которому для полного сходства с ортодоксальным иудеем не хватало только лапсердака, ермолки,широкой шляпы и длинной бороды.Крючковатый нос,выпуклые глаза,чуть не касавшиеся стекол его очков,и курчавые волосы у него уже имелись.Необыкновенно говорливый,веселый и общительный,он собирал вокруг себя наиболее внушительную толпу жаждущих познать все способы ввода экзаменующих в заблуждение и тем самым убедить их,что именно они являются наилучшими кандидатами в студенты. Фима всем доходчиво и охотно объяснял все эти премудрости, потому что имел достаточный опыт,так как уже поступал и поступил в прошлом году и "вылетел" по неведомой мне причине.Забегая вперед,сообщаю,что и на этот раз он поступит,но о опять вылетит со второго курса за неуспеваемость, разделив в определенном смысле участь своих соплеменников,изгнанных в библейские времена из Египта.Мы еще встретимся с ним в дальнейшем , ибо это фигура весьма неординарная.

Итак,сдав экзамены,часть абитуриентов стали студентами,часть получили статус кандидатов,часть вообще выбыли из игры,не пройдя конкурсного отбора.Так называемые кандидаты в дальнейшем займут места настоящих студентов, не сдавших первую зимнюю сессию,и станут полноценными студентами.А те что не сдадут зимнюю сессию разделят участь не сдавших конкурсные экзамены.Итого из шестисот абитуриентов, зачисленных в институт в качестве полноценных студентов или кандидатов  закончило полный курс и получило заветные дипломы примерно триста восемьдесят человек.Параллельно студентам медико-профилактического факультета в институт было принято сто пятьдесят лечебников,сколько закончило-не знаю.В моих мемуарах в основном речь пойдет о представителях моего родного факультета.Что касается преподавателей,то они,то они обучали и тех и других,только количество часов по некоторым дисциплинам были разные.Были еще некоторые особенности,но на них я не буду заострять внимание,так-как особенного значения для моего повествования не имеют.
Возвращаясь назад,стоит упомянуть,что не все абитуриенты имели одинаковые шансы пройти конкурсный отбор.Предпочтения отдавались прежде всего юношам из сельской местности, окончивших школу рабочей молодежи,отслуживших действительную службу в Армии и Флоте,а так же комсомольцам и особенно членам КПСС.Больше шансов поступить были у окончивших среднюю школу с золотой медалью,имевших дипломы средних медицинских заведений и выходцам из рабочих семей.Остальные,особенно девочки,выдержавшие вступительные экзамены с одинаковыми оценками с вышеперечисленными категориями абитуриентов, не имели почти  никаких шансов.
Я проявил армейскую находчивость и сфотографировался в парадной военной форме с лычкам младшего сержанта на погонах.Таким образом,я предоставлял экзаменационный лист экзаменатору с вышеуказанной фотографией,как бы предварительно сообщая ему,что с меня особенно нечего взять.Некоторые оказались еще хитрее и приходили на экзамены в военной форме.

И вот наступило 1 сентября 1968 года.Студенты нашего потока,разделенные на группы,в белоснежных медицинских халатах и с некоторой робостью приступили к занятиям на разных кафедрах.Мне и моим товарищам по группе первый шаг в студенческой жизни был сделан на кафедре нормальной анатомии.Практические занятия вела ассистент кафедры добрейшая Марина Степановна.Начали изучение человеческого тела с костей позвоночника.Для этого на столах стояли металлические посудины с костями, а в дальнейшем и мягкими частями неизвестных товарищей,органы которых без особенного почтения вертели в руках начинающие студенты.Изучали человеческие тела и в анатомическом музее,где на видном месте стоял торс человека с ободранной кожей для наглядности,а остальные его внутренности были законсервированы в стеклянные банки и помещены в шкафы и снабжены поясняющими надписями на русском и латинском языках.Это было на втором этаже.Чтобы увидеть трупы,как говорится,в полный рост нужно было спуститься на первый этаж,где в просторном и светлом зале,стояли столы из мраморной крошки,на которых лежали тела совершенно мертвых мужчин и женщин,которым было почему-то отказано в христианском погребении,а выпала участь быть препарированными теми же студентами.Должно быть,им это было до лампочки и они любезно предоставили свои вымоченные в формалине тела на растерзание.Руководила всеми этими безобразиями опять же же Марина Степановна,бывшая для нас не только куратором,но и почти матерью.Она терпеливо помогала непонятливым,утешала испугавшихся первых трудностей малодушных,поощряла самых старательных,мягко укрощала не дисциплинированных и вообще,как я уже писал,бывшая для нас очень близким и родным человеком.До конца дней буду помнить с благодарностью эту замечательную женщину.
Лекции нам читали проф.Надеждин и Борисов А.А.О проф.Борисове ничего не могу сказать особенного,а вот о Надеждине поговаривали,что он дома собрал целую коллекцию органов различных зверей,включая  хобот слона. Впрочем,это,наверное,студенческие байки.
Совершенно нельзя оставить без внимания зловещую фигуру доцента Крутиковой И.Ф.,лютовавшую на на экзаменах и зачетах.Эта дама с офицерской выправкой и маленькой стриженной головой наводила ужас на всех,кто имел несчастье экзаменоваться у нее.Возможно,в кругу своей семьи она была добрейшей женщиной и вообще хорошим человеком,но со студентов спрашивала весьма строго,если не сказать большего.Ее боялись даже круглые отличники.

Поскольку я начал с анатомии нормальной,то плавно перейду к анатомии патологической.Кафедра патологической анатомии размещалась в павильоне  расположенном в самом у самой границы больничного городка.Дальше тогда простиралось поле,поросшее местами невысоким  кустарником и пролегало полотно железной дороги,ведущее в сторону Всеволожска.На первом этаже павильона находился морг и кабинеты сотрудников,а на втором кабинет заведующего кафедрой, члена-корреспондента АМН,проректора ЛСГМИ по научной части Головина Д.И.,а также помещение со столами и микроскопами на них,через которые мы изучали срезы органов людей,пораженных той или иной болезнью.Периодически мы спускались в морг,где присутствовали при вскрытии трупов.Это уже не были те формалиновые или глицериновые трупы,что на кафедре нормальной анатомии,похожие больше на кукол и редко вызывавшие естественный страх у даже непривычных к такому зрелищу людей.Здесь опытными руками санитаров ловко вскрывались полости недавно умерших пациентов нашей больницы,а преподаватель или врач-патологоанатом  давали пояснения по каждому органу и оформляли заключение о причинах,приведших к такому печальному исходу.Нередко при вскрытии присутствовал лечащий врач умершего,часто смущенного  едкими замечаниями в свой адрес.Иногда на секции обнаруживались грубые врачебные ошибки,но редко доводившиеся до сведения родственников. покойника.
Но пока хватит о грустном.В коллективе кафедры по моему наблюдению царил культ ее заведующего Головина.И не удивительно.Трудно было не поддаться обаянию этого красавца,бывшего фронтового разведчика,а в то время известного ученого,прекрасного лектора и любимца женской части студенческого сообщества.Он прекрасно знал об этом и оттого часто допускал недопустимые для других "шутки" по адресу прекрасного пола.Например,по неподтвержденным сведениям, он на экзамене заявил одной из студенток:
-Ты хоть и красивая,но дура.
Или другой:
-Ты некрасивая,да еще и дура.
Первую фразу он адресовал-опять-же по слухам-известной красавице с легко запоминающейся фамилией на букву К.Любой мой однокурсник догадается о ком идет речь.Эта девушка с прозвищем "первая нога сангига" носила короткие юбки, не скрывавшие ее действительно стройных и длинных ног,а лицом и другими прелестями напоминала нынешнюю звезду шоу бизнеса Волочкову.Я умышленно не называю имен и фамилий,так-как большинство студентов нашего потока, в том числе и она сама, живы и,надеюсь, здоровы, и я могу ненароком обидеть кого-нибудь.Исключение составляет вышеописанный Фима Левин-но уж больно колоритная была фигура.
На первом курсе мы жили в одной четырехместной комнате.В то время,когда большинство первокурсников корпели над учебниками и конспектами, Фима с анатомическим атласом подмышкой шлялся по всем этажам общежития где заводил знакомства,которых у него еще со времен поступления было великое множество.Обычно он почти каждого незнакомого встречного студента радостно приветствовал:
-Зд-о-о р-о-о в!
Затем выяснял,с какого он курса,"размовляет ли тот на украиньской мове",откуда родом и прочее.Если не удавалось разговорить этого,то он находил другого.Таких праздношатающихся разгильдяев,как он,было не так уж много,поэтому все равно приходилось Фиме возвращаться в свою комнату,садиться на кровать и  некоторое время изображать из себя прилежного студента.Но этот спектакль ему быстро надоедал.Тогда он,сняв очки с толстыми стеклами,укладывался поверх одеяла,свернувшись калачиком, и быстро засыпал.Когда кто-нибудь из нас тряс его и пытался разбудить,он бормотал сквозь сон:
-Отстань,штынкер вонючий!Не видишь,что я про себя повторяю?-Потом опять засыпал.
Разумеется,такое отношение к учебе не приносило ему больших знаний и в конце концов его отчислили из института уже во второй раз.А "зарубила" его очаровательная молодая женщина,ассистент кафедры гистологии Бела Ивановна Зайчик.А может, у не была другая фамилия,только муж у нее был Зайчик-доцент кафедры патологической физиологии,что вызывало в моей душе молчаливый протест и зависть к его положению законного мужа предмета моего тайного обожания.Бела Ивановна почему-то очень невзлюбила Фиму-этого добродушного шалопая и дважды не приняла у него зачет,а это означало отстранение от  экзамена и как следствие-очередной вылет из института.Несмотря на ходатайство завкафедрой марксизма-ленинизма,а Фима ,как ни странно, был коммунистом,приказ об отчислении его был подписан ректором.Пришлось ему покинуть наше общежитие и с некоторым сожалением  перекочевать в другое-завода Красный треугольник, где он  занялся изготовлением резиновой обуви,но, как я предполагаю,ненадолго,учитывая его наклонность к праздной жизни.

Надо сказать,что Фиме некоторым образом повезло-он пал от руки и, даже можно сказать,нежной ручки красивой и обаятельной женщины.Другим повезло меньше.Я уже упоминал о "кровожадном" доценте Крутиковой.Так была еще одна,при упоминании имени которой всякого студента била нервная дрожь.Эта довольно пожилая женщина  с лицом и повадками истинной немки по фамилии Шварцвальд, ассистента  кафедры биохимии.Она не прощала никому даже малейшей ошибки.С ее легкой руки много студентов вынуждены были покинуть наше учебное заведение.О ее арийской твердости и беспощадности ходили легенды.
Но не только женщины отличались особой суровостью и даже наоборот.Я,например,предпочитал сдавать зачеты и экзамены именно женщинам ,избегая,конечно,вышеназванных.Свою прозорливость в выборе экзаменатора,хотя это не всегда удавалось , могу подтвердить следующим примером.Изучали мы еще и органическую химию-науку,которую я не мог постигнуть без риска вывихнуть мозги.Помню, на экзамене я предстал перед женщиной средних лет и добрыми глазами.Я вытянул билет и ,не долго думая,начертал многоэтажную формулу какого-то органического вещества и бредовыми пояснениями ниже.Надо сказать,что я из всей органической химии твердо помнил только формулу этилового спирта.Виновато улыбаясь, подал листок с моими каракулями этой доброй женщине и сразу понял по ее лицу,что прочитав мою ахинею,она ужаснулась.Ужас охватил и меня.Но все кончилось благополучно:открыв зачетку и увидев мою фотографию,она с радостным умилением воскликнула:
-Со-о-о-лдатик!-и написала мне "удов".
Я схватил зачетку и опрометью выскочил за дверь,боясь что она передумает.Но все обошлось:возможно у не в армии служил сын, зять или еще какой-нибудь родственник,а потому прониклась искренним ко  мне сочувствием.

До сих пор мне везло,можно сказать,по воле слепого случая.Но был и остается вполне предсказуемый способ добиться успеха.Это так называемый "блат".По блату,или если угодно,по знакомству, многие люди добивались успеха в делах на многих поприщах:в карьере,политике,науке и даже в любви.Я тоже однажды воспользовался хорошим знакомством и сдал один из самых трудных для себя экзаменов.Это был экзамен по физике.Его я должен был сдавать ассистенту кафедры Гельману.До экзамена я занимался в его группе и хорошо знал его характер.Этот человек глядел на мир и проживающих в нем не людей с глубочайшим равнодушием.Его маскообразное лицо не выражало ничего,кроме абсолютного безразличия,когда он очень медленно и аккуратно выводил в ведомости "неуд".,"удов","хор" или "отл".Узнав,что именно ему я должен буду сдавать экзамен,мне стало как-то очень нехорошо.Совершенно приуныв, я брел за день до экзамена по одному из этажей общежития и мысленно прощался со всеми его обитателями.Из всего курса физики в голове вертелись только формула линзы и закон Ома.И тут на мое счастье навстречу попался мой земляк и одновременно студент второго курса Гена Сокол.
-Ты что идешь,как в воду опущенный?-весело спросил он.
Показав ему учебник по физике и конспект,я грустно ответил:
-Да вот,завтра экзамен по физике, а я не в зуб ногой.
-А кому сдаешь?
-Гельману,пропади он пропадом.
-Тогда можешь не учить.А свой конспект и учебник забрось подальше.
Я не очень поверил товарищу,но с удовольствием последовал его совету и завалился спать.
Утром я предстал пред светлые очи моего предполагаемого палача.Правда, света они не излучали, а наоборот,были ,как всегда, тусклыми и равнодушными.Ленивым жестом он указал на рассыпанные веером,как игральные карты,экзаменационные билеты и кивком головы пригласил за соседний стол.Я впился глазами в содержание билета и понял,что погиб безвозвратно.Нацарапав ручкой малопонятные даже для меня ответы,я встал и подал листок экзаменатору.Пока он читал этот бред сумасшедшего,я не уловил не его лице ни одной эмоции.Затем он взял мою зачетку,равнодушно просмотрел ее содержимое и отложил в сторону.
-Можете идти.Матрикул получите во второй половине дня,-бесцветным голосом произнес он и глазами указал  на дверь.
Это означало только одно-экзамен я сдал. В противном случае он отдал бы мне зачетку обратно.
Я радостно выскочил за дверь и тут же был окружен толпой ожидающих своей очереди студентов.
-Верная,тройка!-прыгая чуть ли не до потолка,провозгласил я.
Многие с завистью смотрели на меня.Но они еще бы больше обалдели от зависти,если бы полюбовались на мою зачетку после обеда,где черным по белому твердым почерком было выведено "отл."Не берусь описать мои чувства,когда я увидел это чудо.Но они были сродни чувствам приговоренного к смерти через повешение и вдруг получившему помилование.

Последний массовый отсев на нашем факультете был на кафедре фармакологии.Заведующий кафедрой был профессор Денисенко.Говорил он с "украинским прононсом" и гордился тем,что не только пишет монографии,но и шьет штаны своим аспирантам.В дальнейшем на других кафедрах отсева студентов почти уже не было,разве что за поступки,не совместимые со званием советского студента.Например,попадание в вытрезвитель однозначно приводило к отчислению из института.
В конце своего титанического труда упомяну еще несколько замечательных личностей из профессорско-преподавательского состава.Если профессор Денисенко говорил с "украинским прононсом",то на кафедре акушерства и гинекологии лекции нам читал профессор Климец на непонятно каком диалекте.Например,этот интеллигентнейший  человек при обширнейших знаниях в своей области слово акушер  произносил как акушор,женщину он превращал в жэншыну и вообще отличался косноязычием.Заведующего  кафедрой кожных и венерических заболеваний профессора Горбовицкого часто принимали за гардеробщика за его простецкий вид.Во время чтения лекций почти непрерывно  курил сигареты,прикуривая одну от другой, профессор кафедры психиатрии Случевский,обаятельнейший человек и умница,в последствии приглашенный в качестве эксперта по делу знаменитого маньяка Чикатило.

И все-таки,не называя имен и фамилий,следует упомянуть о студентах,населяющих в то время шестиэтажное здание на улице Кирилловской.Большинство девушек были добродетельными,а юноши сдержанными и обходительными.Возможно, этому способствовал тогдашний климат на Северо-Западе Союза ССР.Морозы в -35 градусов были не редкость,а сексуальная революция только-только начинала тлеть в странах загнивающего Запада.Правда, чуть выше шестого этажа,если подняться по черной лестнице,существовала площадка со стоящей на ней продавленной кушеткой и оттуда нередко раздавались игривый смех и звуки поцелуев.Что там в это время происходило,не берусь утверждать-свечку не держал.
А вот то,что большинство студентов обладало незаурядным чувством юмора,могу смело свидетельствовать.Когда,выйдя утром из общежития, толпа студентов  набивалась до отказа в трамвай №14,чтобы ехать в институт,то редко кто из них бросал в кассу свои кровные три копейки за проезд.Иногда в это время раздавался голос шутника:
-Кондуктор!!!
Напуганные безбилетники,чуть не по головам друг друга, устремлялись к кассе,но почти сразу же тот же голос командовал:
-Отбой!Шутка.
Вот и нам с вами "отбой".Пока.               


Рецензии
Приношу искреннюю благодарность автору за эту отличную публикацию.
Тоже учился в ЛСГМИ, и даже довелось поработать там.
После долгих препирательств со своими сотоварищами по учебе и бывшими коллегами не решился писать под своим именем. "Засудят ведь, если обидится кто, да и не удобно - это все-таки твое личное мнение и не стоит просто так публично кого-то обижать (твердила жена, тоже прошедшая через САНГИГ).....
Поэтому решил ограничиться только некоторыми комментариями к совсем неплохо написанному тексту...

Что тут можно добавить, во-первых дембеля, да и парни вообще пользовались негласными льготами. ВУЗ был медицинский и переизбыток женского пола среди студентов был существенной проблемой. "Злые языки" говорили, что этот фактор сыграл немалую роль в отстранении от работы бывшего ректора Рождественского (вполне приличного по свое натуре человека, такие потом не месте ректора встречались не всегда, профессора кафедры нормальной анатомии). Он якобы заявил: "Ни каких протекций парням при зачислении,- все поступают только согласно своим знаниям". На что ему вышестоящие начальники резонно ответили: - Вы кого готовите, домохозяек или врачей? Когда я в результате такой "политики" все же поступил в САНГИГ, то из 180 человека на цикле, у нас было только несколько десятков парней! А дамы, дамы естественным путем превратившись в молодых мам, прочти поголовно устремились в декретные отпуска..... Ну и кому оставалось работать в практическом здравоохранении, нетрудно догадаться...
И еще. Да, встречались упорные экземпляры (особенно среди девчонок), которые по несколько раз поступали в этот ВУЗ, "пока не поступили". Ну и что в остатке? Тут как говорится "Не позавидуешь тем больным, которым довелось попасть к ним в руки".
При всей случайности, присутствующей на экзаменах, лучшего способа отбора приличных кандидатов - нет.
.... мне больше всего запомнился ......
Как правило, к сожалению, кроме прямых товарищей и одногруппников хорошо запоминались (и деканату, и товарищам студентам) всякие "охламоны" и "проходимцы".

…. Параллельно студентам медико-профилактического факультета в институт было принято сто пятьдесят лечебников, …………

Лечебный факультет не был основным в САНГИГЕ. Во-первых, врачей-лечебников в Ленинграде и так готовили целых три ВУЗА (1-й мед. им. Павлова, Педиатричка и ВМА им. Кирова). Во-вторых, этот факультет существовал лишь только для того, что бы содержать необходимые для общей подготовки сан.врачей лечебные кафедры, т.е. что бы эти кафедры вообще существовали и могли обеспечить необходимую по нормативам нагрузку на преподавателей.
Далее автор пишет .... стоит упомянуть, что не все абитуриенты имели одинаковые шансы пройти конкурсный отбор. Предпочтения отдавались прежде всего юношам из сельской местности, ..... Тут опять давала о себе знать известная социально-демографическая проблема: многие представительницы прекрасного пола, за время обучения в САНГИГЕ становились горожанами (выходили замуж за парней из Ленинграда, даже если те не учились в САНГИГЕ). В итоге - на село некому было ехать!

Насчет членов КПСС и комсомольцев - это полная чушь, что они пользовались особыми привилегиями. Может где-то было и так, но только не здесь. Чтобы понять корни этого явления, надо немного окунуться в историю: Пироговское Общество Врачей признало сов. власть только в 1924 году. Отношение к партийной прослойке в САНГИГЕ, может и не официально, было довольно критическим. Если студент-член партии (а их всего-то было человек 10 из 5,5 тыс. студентов) получал "неуд" или даже тройку во время семестровых экзаменов, то с него "снимали стружку" так жестко, как ни с кого другого.

И еще, дипломы об окончании средних медицинских заведений играли самую негативную роль при зачислении в любой МЕДВУЗ. Во-первых, после мед.училища его выпускник согласно действующему тогда законодательству не имел права поступать на дневное отделение МЕДВУЗА в теч. 2-3 лет. А вечерних и заочных отделений в МЕДВУЗАХ страны тогда просто не было (один заочный факультет вроде бы организовался в одном ВУЗЕ Москвы, но потом как-то быстро и незаметно "умер". А, по моему, единственный в стране, вечерний факультет существовал именно в САНГИГЕ. Но после третьего курса все его студенты в обязательном порядке переводились на дневное обучение+ добавлялся еще один год учебы. А 7 лет учебы - согласитесь, это не просто)

... насчет армейской находчивости с одеванием дембельской военной формы...

Действительно дамы, сидевшие на приемных экзаменах, частенько клевали на эту наживку. Но, однажды, разыгрался скандал, когда выяснилось, что один из таких "ряженных" вообще не служил в армии. После этого использовать прием с переодеванием уже ни кто не решался.

... Поскольку я начал с анатомии нормальной, то плавно перейду к анатомии патологической.....
Кафедра патологической анатомии принимала студентов только на третьем курсе, так что плавного перехода от нормальной анатомии (на 1 курсе) в пат.анатомию, как-то не очень получалось.
Что касается заведующего кафедрой, пат.анатомии, члена-корреспондента АМН, проректора ЛСГМИ по научной части Головина Д.И., - то это , без сомнения была личность , что называется с большой буквы. Его лекции, точнее умение их читать ... больше такого мне встречать ни когда и ни где не пришлось! Правда, "злые языки" говорили, что он прибегал к психотропным средствам. Но я этого не видел и не ощущал!!! Представьте себе на минуту, что лектор (или докладчик) уселся прямо на сцене на стул и, развалясь на нем, читает лекцию. Но он это делал! И при этом читал такие лекции, что ни кто и ни когда не замечал, как он сидел... и что он "мог себе позволить".
Сотрудники говорили, что он, как бывший военный разведчик, когда "выходил из себя", мог позволить "не стесняться в выражениях". У него на кафедре работал мой приятель, который говорил: Мой тесть - любитель ругаться матом. Так я на кафедральных совещаниях чувствую себя как дома.

- Насчет недопустимых шуток...
Да, тогда это встречалось. Но это были шутки людей прошедших тяжелые годы войны. И им многое прощалось, тем более зла, эти люди преднамеренно ни кому из студентов не причиняли.
И насчет таких "шуточек", первое место занимал проф. кафедры пат.физиологии П.С.Хомуло. Не могу забыть, как он принимал экзамен, сидя у себя в кабинете и попивая крепкий чаек. Наша староста не удачно отвечала что-то насчет патогенеза наследственных заболеваний. Наконец терпение профессора лопнуло. Грозно поведя своими очами, он спросил в конец запутавшуюся и уже готовую из-за этого разрыдаться студентку (причем сразу на «ты», что бывало в ВУЗЕ тех времен - редко): Ты замужем? Та ответила, растерявшись окончательно, - Да.
На что П.С.Хомуло, глядя в потолок, заявил: Ну и дура же ты! (все присутствующие от такой хамской оценки ответа студентки просто обмерли). Но профессор, ни чуть не смущаясь, добавил: - Могла бы еще годика три погулять! и добавил: - иди, "четыре".
Как он её раскусил, я не знаю (наша староста за время учебы, только официально, успела выйти замуж три или четыре раза)

.... была еще одна женщина ,при упоминании имени которой всякого студента била нервная дрожь. Эта довольно пожилая женщина с лицом и повадками истинной …… по фамилии Шварцвальд, ассистент кафедры биохимии. Она не прощала никому даже малейшей ошибки. С ее легкой руки много студентов вынуждены были покинуть наше учебное заведение. О ее арийской твердости и беспощадности ходили легенды....
Действительно женщина была "с большим перегибом". Недаром среди студентов ходила пословица: "Тот, кто учился у Шварцвальд, тому не страшен Бухенвальд". По нынешним временам ее просто не допустили бы к работе. Она постоянно, с упорством маньяка, нарушала все каноны педагогики (например, за одно занятие умудрялась выставлять студентам по 3-4 двойки одновременно сразу. А "отработки" каждой из них велись на отдельных дополнительных занятиях, по отдельным разрешениям деканата). Бессмысленность такой педагогической муштры была очевидна всем: студенты, учившиеся у нее, знали биохимию не лучше, чем студенты, обучавшиеся в других группах. Более того, мне доводилось иметь дела с профессиональными специалистами-биохимиками, которые ее знали. От них, кроме проклятий в ее адрес, я не слышал ничего хорошего (ни от кого и ни когда).

... однажды воспользовался хорошим знакомством и сдал один из самых трудных для себя экзаменов. Это был экзамен по физике. Его я должен был сдавать ассистенту кафедры Гельману.....Этот человек глядел на мир и проживающих в нем не людей с глубочайшим равнодушием. Его маскообразное лицо не выражало ничего, кроме абсолютного безразличия, когда он очень медленно и аккуратно выводил в ведомости "неуд".,"удов","хор" или "отл"....

Виктор Завьялов 2   28.01.2019 19:00     Заявить о нарушении
В добавление:
Редкий негодяй (не знаю, жив ли он, но удержаться трудно...), хотя, по счастью у него не учился. Не могу забыть, как он на экзамене по физике спросил, у одной из наших "активных" девиц - Вы какое мороженное любите?
Услышав от нее ответ, он посмотрел на нее и произнес: - Я тоже его люблю. Идите - пять.
Но, когда я оказался у него, он мучал меня написанием различных формул около часа (я потом показал эти записи своему родственничку, работавшему преподом в Бонч-Бруевиче и он внимательно все посмотрев, сказал: все правильно. Какие тут могут быть проблемы!)
Сквозь зубы, из под своих усов этот препод, пробубнил: - Наверно все-таки Вам придется еще раз приходить к нам (т.е. - "неуд"!). В это время его куда-то отозвали и я переместился к другому экзаменатору – доц. Рачинской. Прекрасная женщина, интеллигент в нескольких поколениях (ее отец был заместителем Руденко на Нюрнбергском процессе). Она внимательно посмотрела мои записи, задала несколько вопросов и произнесла одно слово - отлично!
Кстати, через некоторое время этот Гельман был "с треском" уволен из САНГИГА за коммерческие подвиги на ниве обучения абитуриентов и студентов. Потом скитался довольно долго безработным. В конце концов осел в одном из отделов ГОР. СЭС. Мой приятель, сидевший рядом с ним, за соседним столом, как то между прочим, мне сказал: - Тут от вас пришел какой-то Гельман. Муд...к невероятный!
Последний массовый отсев на нашем факультете был на кафедре фармакологии. Заведующий кафедрой был профессор Денисенко. Говорил он с "украинским прононсом" и гордился тем, что не только пишет монографии, но и шьет штаны своим аспирантам. ...
Действительно уникальный кадр. Довелось дважды с ним столкнуться. Один раз на защите докторской диссертации, куда абсолютно случайно попал, перепутав двери аудитории. Защищал диссертацию какой-то грузин. Когда Денисенко спросили причем тут Грузия, мы же находимся в Ленинграде, находчивый хохол ответил, что только там растет лечебная травка, по которой и была написана та самая диссертация.
Второй раз, - когда меня, еще будучи студентом послали с одной из кафедр на кафедру фармакологии за краской для стенда (там как раз шел ремонт). Там меня "перехватил" Денисенко и лично перевернув все бочки с краской, нашел необходимый цвет и отлил из большой бочки в стеклянную баночку объемом около 200 мл. нужную водорастворимую краску.
Потом, когда его уволили (говорили за взятки), долго шатался безработным.. пока его не подобрал, из чувства сострадания, в одно коммерческое предприятие наш бывший студент.
... профессор кафедры психиатрии Случевский, обаятельнейший человек и умница, в последствии привлекавшийся в качестве эксперта по делу знаменитого маньяка Чикатило....
Полностью согласен с оценкой этого профессора. Лично наблюдал, как во время его лекции, на которой нам показывали психически нездорового больного, тот больной набросился на профессора и вцепился в его волосы. Санитары потом с трудом оттащили бесноватого больного от профессора. А тот, несмотря на неожиданную боль, не позволил себе ни единого "лишнего" слова в адрес того несчастного больного

Действительно, общага на Кирилловской была легендарным местом. Злые языки утверждали, что до революции там был бордель и теперь, дескать, мы прожинаем плоды этого проклятого места.
Кстати, в дореволюционной Росси существовало правило обязательной регистрации (прописки) и без нее не принимали в тогдашний САНГИГ (он в те времена несколько раз переименовывался и, соответственно, назывался иначе). Самым легким способом получить вид на жительство для девушек, было встать на учет в полиции, как проститутки (естественно, ни какого отношения к этой древнейшей профессии они на самом деле не имели). В полиции, девчонка не спрашивая ни чего лишнего, выдавали знаменитый "желтый билет" и дорога к медицинскому образованию - открыта.

Понятно, слава САНГИГА из-за этого была "с некоторым оттенком"

Приношу искреннюю благодарность автору за эту отличную публикацию.
Все мои добавления были из

Виктор Завьялов 2   28.01.2019 08:58   Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Почти со всем согласен,кроме утверждения,что члены КПСС не имели никаких преимуществ.Но это не существенно.Очень благодарен за дополнения.Когда писал,то и рассчитывал на дополнения и поправки бывших сангиговцев.Вы первый,кто по настоящему отреагировал на мои мемуары.Кстати,в "Одноклассниках"много "наших",много лет переписываемся,дискутируем,делимся воспоминаниями...Присоединяйтесь.Читал вашу миниатюру.У вас ,видимо, большой жизненный опыт и хорошая память.Это могло бы помочь в вам в творчестве.Желаю успехов.

Александр Игнатенко 2   28.01.2019 14:58   Заявить о нарушении
В дополнение. Немного "крамолы"
Мня всегда интересовал вопрос: почему такой крупнейший ВУЗ , так мало оставил в медицинской науке действительно значимых, известных следов. Да, долгие годы была известна больница им. и.И. Мечникова, на базе которой и был развернут САНГИГ (я беру одно из хорошо известных названий института, который почти за за полторы сотни лет своего существования многократно переименовывался), а потом и академия им. Мечникова. Но, назовите хоть одно имя какого-либо выдающегося ученого, составляющего "цвет" мировой медицины. Многочисленные доктора наук, профессора, даже отдельные академики получали свои ученые звания и дипломы, наверно "не просто так". Но где практически результат деятельности этого одного из крупнейших научно-просветительских медицинских центров? Да, конечно, имя и заслуги И.И. Мечникова хорошо известны любому грамотному человеку. Но этот гений науки не имел ни какого практического отношения к созданию САНГИГА! то, что идеи и открытия И.И.Мечникова были основой научной работы института - это бесспорно, но он ни чего не делал для практического создания именного этого института и не одного дня здесь ни работал. Я не хочу оскорбить память этого гения, но вместо его памятника, при желании, можно было найти повод поставить какой - либо другой (кстати такие попытки были, например при очередном присвоении больнице имени Петра Великого планировалось и установление соответствующего памятника, хотя Петр I, вообще не мог иметь какого-либо отношения к этой больнице). Но кто знает, что одно время главным врачом этой больницы был Н.С.Коротков, изобретатель основного сейчас метода измерения артериального давления, так наз. звукового метода). Все кардиологи мира знают, что первую пересадку сердца в 1967 года в госпитале Кейптауна (ЮАР) провел трансплантолог Кристиан Барнард. Но кто знает, что пересадки сердца, в СССР были запрещены министром здравоохранения(из-за их авантюрности, по мнению тогдашнего министра) и только в ВМА им.Кирова,(там наплевали на министра здравоохранения, поскольку подчинялись Министерству Обороны СССР) такие пересадки проводились. И среди хирургов, которые это делали был проф. Баллюзек (заведовал, правда относительно недолго, кафедрой хирургии в 15 пав.ЛСГМИ). Если брать "просто" общественных деятелей: кто знает, что Лариса Рейснер (прообраз комиссара в известной "Оптимистической трагедии")была студенткой САНГИГА (назывался тогда , во времена Революции - иначе). Даже известный всем любителям современного ТВ, сериал "Менты" (особенно его первые серии)был поставлен по произведениям сангиговца (отчислился с 3-го курса леч. фака) - Пименова (псевдоним: Кивинов). В "лихие 90-е годы" владельцем Ленинградского ТВ был бывший студент САНГИГА Коляк, отчисленный из САНГИГА, (известный Питерский бандит, которого в конце концов, по моему с третьего раза все-же пристрелили его "соратники").
Но ведь ежегодный бюджет ВУЗА к середине 90-х готов составлял около 6 млрд. рублей (Сейчас говорят, после объединения с МАПО, приблизительно столько-же). Да , институт выпускал почти ежегодно 500 врачей, бесчисленное число практических врачей повышало квалификацию, много аспирантов и докторантов защищали диссертации и т.п. и т.д. Но вот санитарной службы в том виде, в котором она была в годы расцвета САНГИГА - нет. Многие санитарные врачи, либо оказались просто безработными, либо работают по каким-то "смежным" специальностям. Численность студентов сан.фака на каждом из младших курсов сегодня не превышает 150 чел., правда численность студентов -лечебников возросла на несколько сот человек. Но подготовка врачей-лечебников - не то, что делало САНГИГ САНГИГОМ.
А где же наука. Тут надо помнить об определенной специфике ВУЗОВСКОЙ науки вообще. Чтобы было понятно, рассмотрим условный пример: если взять какой либо НИИ Например - (условно) институт занимающейся ЛОР-патологией, может ли в нем быть врач-гинеколог. Ну если это требует наука (формально) - да. Но это не будет полноценным исследовательским научным подразделением. Другое дело - учебный ВУЗ, здесь существуют параллельно разные кафедры, возглавляемые ведущими специалистами своего профиля. Казалось-бы вот оно! "Твори , выдумывай, пробуй..." . Но где практический выход? Кучи научных отчетов написанных так, что "комар носа не подточит" . Кучи званий, наград присваемых разными "учеными специалистами" по круговой поруке (сегодня - ты мне, завтра - я тебе). И вот читаешь двухтомник истории "МЕЧКИ" (вышел в 2006 г.) написанный Романюком В.П. (Там на первом месте стоит бывший ректор Шабров А.И., но о нем можно много рассказывать и вообще, по моему это - персона для уголовного дела) и что видишь? Перечисление сотен фамилий "выдающихся специалистов", ученых званий, направлений научных исследований , наград и т.п. и т.д. И ни чего по существу!!! Все - пустота (Как писал А.Зиновьев "Зияющие высоты").
Как говаривал наш Гарант - "Скучно, девочки..."

Виктор Завьялов 2   29.01.2019 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.