Блок. Кругом далекая равнина... Прочтение
Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней
Внизу — родимая долина,
И тучи стелятся над ней.
Ничто не манит за собою,
Как будто даль сама близка.
Здесь между небом и землею
Живет угрюмая тоска.
Она и днем и ночью роет
В полях песчаные бугры.
Порою жалобно завоет
И вновь умолкнет — до поры.
И всё, что будет, всё, что было,
Холодный и бездушный прах,
Как эти камни над могилой
Любви, затерянной в полях.
25 августа 1901. Д. Ивлево
Вот такой постапокалипсис…
Сам “апокалипсис” случился во время «блуждания на лошади вокруг Боблова (с исканием места свершений) — Ивлево, Церковный лес». «Место свершения» – это то, о чем писал Андрей Белый: «В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое». И вот во время этих поисков, как раз здесь, на месте свершения, где должно совершиться несовершаемое, где кончится мировая История, он встречается с Любовью Дмитриевной.
(Наталия Грякалова, Евгения Иванова «Записные книжки Александра Блока без купюр»:
«…помимо черновиков и набросков незавершенных стихотворений, библиографических списков, записей, связанных с осмотром достопримечательностей Москвы, даны названия деревень и схемы маршрутов поездок Блока по окрестностям Шахматова и Боблова, отмечены места встреч с Л.Д.Менделеевой (так, на л.37 — схема дороги на Ивлево, по которой она проезжала, направляясь в Покровское).»)
Их продолжают сталкивать. Как в Питере – на соседних местах в одном – из десятков! – театров, как в Питере – на одном и том же – из сотен! – перекрестков, так и здесь – в окрестностях Шахматово – в одну и ту же минуту в одной той же деревушке…
«Л.Д.» не преминула, конечно, побаловаться «привычной суровостью», и вот, о впечатлении – читайте…
В рамках сюжета книги имеем еще один ответный удар: был у него прорыв к «Твоему терему» – пусть теперь получает «угрюмую тоску».
И опять – всё сделано на уровне божественных откровений:
тогда – 11 августа 1901. С. Дедово
теперь – 25 августа 1901. Д. Ивлево…
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». (Ал.Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года.)
Или ещё страшнее: место Свершения найдено, объект Свершения – перед ним, а он… Не решился, не попытался, не смог.
И теперь:
…всё, что будет, всё, что было,
Холодный и бездушный прах…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 69-70, "25 августа 1901. Ивлево"; I3. С. 101, "Ивлево" и I4. С. 80, "Ивлево" – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 84.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– «Кругом далекая равнина, // ( ... ) Внизу – родимая долина ...» – Символизируются черты бобловского пейзажа ("равнина" неподалеку от бобловской горы, которая здесь совмещена с позицией лирического "я", и "родимая" шахматовекая "долина", располагавшаяся на более низких холмах).
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ОДИННАДЦАТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:
31. «Видно, дни золотые пришли…» ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1111 )
Золотые дни – осень… Поэта захлестывает ощущение несбывшегося….
32. «Кругом далекая равнина…» ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1096 )
Постапокалипсис. Лето кончилось. Лето в котором не случилось главного.
33. «Я всё гадаю над тобою…» ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1106 )
Усталость. Поэт уже не пытается вызвать «лучезарную волну» – он «гадает». Он сдался гадалке.
*
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/28/1111
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/29/1106
Свидетельство о публикации №217112901096