Блок. Кругом далекая равнина... Прочтение

32. «Кругом далекая равнина…»




                Кругом далекая равнина,
                Да толпы обгорелых пней
                Внизу — родимая долина,
                И тучи стелятся над ней.

                Ничто не манит за собою,
                Как будто даль сама близка.
                Здесь между небом и землею
                Живет угрюмая тоска.

                Она и днем и ночью роет
                В полях песчаные бугры.
                Порою жалобно завоет
                И вновь умолкнет — до поры.

                И всё, что будет, всё, что было,
                Холодный и бездушный прах,
                Как эти камни над могилой
                Любви, затерянной в полях.
                25 августа 1901. Д. Ивлево





     Вот такой постапокалипсис… 

     Сам “апокалипсис” случился во время «блуждания на лошади вокруг Боблова (с исканием места свершений)  — Ивлево,  Церковный лес».  «Место свершения» – это то,  о чем писал Андрей Белый:  «В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое». И вот во время этих поисков, как раз здесь, на месте свершения, где должно совершиться несовершаемое, где кончится мировая История,   он встречается с Любовью Дмитриевной.

(Наталия Грякалова, Евгения Иванова «Записные книжки Александра Блока без купюр»:
    «…помимо черновиков и набросков незавершенных стихотворений, библиографических списков, записей, связанных с осмотром достопримечательностей Москвы, даны названия деревень и схемы маршрутов поездок Блока по окрестностям Шахматова и Боблова, отмечены места встреч с Л.Д.Менделеевой (так, на л.37 — схема дороги на Ивлево, по которой она проезжала, направляясь в Покровское).»)

     Их  продолжают сталкивать. Как в Питере – на соседних местах в одном   – из десятков! – театров, как в Питере – на одном и том же – из сотен! – перекрестков, так и здесь –  в окрестностях Шахматово – в одну и ту же минуту в одной той же деревушке…
     «Л.Д.» не преминула, конечно, побаловаться «привычной суровостью», и вот, о впечатлении – читайте… 

     В рамках сюжета  книги имеем еще один ответный удар: был у него прорыв к «Твоему терему» – пусть  теперь получает «угрюмую тоску».
     И опять  – всё сделано  на уровне божественных откровений:
     тогда  –  11 августа 1901. С. Дедово
     теперь –  25 августа 1901. Д. Ивлево…
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». (Ал.Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года.)

    Или ещё страшнее: место Свершения найдено, объект Свершения – перед ним, а он… Не решился, не попытался, не смог.
    И теперь:

                …всё, что будет, всё, что было,
                Холодный и бездушный прах…


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I2. С. 69-70, "25 августа 1901. Ивлево"; I3. С. 101, "Ивлево" и I4. С. 80, "Ивлево" – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 84.

     [
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]

     – «Кругом далекая равнина, // ( ... ) Внизу – родимая долина ...» – Символизируются черты бобловского пейзажа ("равнина" неподалеку от бобловской горы, которая здесь совмещена с позицией  лирического "я", и "родимая" шахматовекая "долина", располагавшаяся на более низких холмах).
     »


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ОДИННАДЦАТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
                11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:

       
31.  «Видно, дни золотые пришли…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1111 )
Золотые дни – осень… Поэта захлестывает ощущение несбывшегося….
                32. «Кругом далекая равнина…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1096 )
                Постапокалипсис. Лето кончилось. Лето в котором не случилось главного.

33. «Я всё гадаю над тобою…»               ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1106 )   
Усталость. Поэт уже не пытается вызвать «лучезарную волну» – он «гадает». Он сдался гадалке.
*


*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/28/1111
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/29/1106


Рецензии