Блок. Я всё гадаю над тобою... Прочтение

33. «Я всё гадаю над тобою…»





                Я всё гадаю над тобою,
                Но, истомленный ворожбой,
                Смотрю в глаза твои порою
                И вижу пламень роковой.

                Или великое свершилось,
                И ты хранишь завет времен
                И, озаренная, укрылась
                От дуновения племен?

                Но я, покорствуя заране,
                Знай, сохраню святой завет.
                Не оставляй меня в тумане
                Твоих первоначальных лет.

                Лежит заклятье между нами,
                Но, в постоянстве недвижим,
                Скрываю родственное пламя
                Под бедным обликом своим.
                27 августа 1901



     Опять гадания…  Разумеется, “гадал” Блок не кофейной гуще и не на картах Таро. Вот эти стихи – тоже вариант его гадания. И предмет угадывания отнюдь не только “или великое свершилось”? Но и чем на этот раз встретит его 17-летняяя Любовь Дмитриевна – улыбнется, увидев его, или окатит “привычной холодностью”?
     И он даже видит, что «лежит заклятье между нами», но всё для него как в «тумане» – в дурмане.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
      Публикации: I2. С. 70-71; I3. С. 102 и I4. С. 81 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 84-85.
     [
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]

     – «...Знай, сохраню святой завет.» – Библейский образ Завета – мистического союза Бога с человеком – становится у Блока символом отношений лирического "я" с "Девой, Зарей, Купиной".
     »
   
     Стихотворение обращено к любимой, в которой он видит «…земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать»…( Блок. Из неотправленного письма).
 
    («Пречистая Дева» – здесь, скорее всего не дева Мария. Это «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» из Апокалипсиса. «Михаил и Ангелы его воевали против дракона…». Перед битвой «жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога… Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену…»
     И “жена” скрывается от дракона, который «…называемый диаволом и сатаною», она скрывается теперь где-то на земле, среди людей, неотличимая от людей…)

     Юный герой смотрит на свою возлюбленную и видит смешение черт – и «пламень роковой» в её глазах, и такой земной «бедный облик».
»
 

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
                II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ОДИННАДЦАТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!
     7.Темный храм.
     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
                11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ТРИ произведений:

       
31.  «Видно, дни золотые пришли…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/28/1111 )
Золотые дни – осень… Поэта захлестывает ощущение несбывшегося….
32. «Кругом далекая равнина…»           ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1096 )
Постапокалипсис. Лето кончилось. Лето в котором не случилось главного.
                33. «Я всё гадаю над тобою…»               ( http://www.proza.ru/2017/11/29/1106 )   
                Усталость. Поэт уже не пытается вызвать «лучезарную волну» – он «гадает». Он сдался гадалке.
*


*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/29/1096
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/29/1111


Рецензии