Блок. Нет конца лесным тропинкам... Прочтение
Нет конца лесным тропинкам.
Только встретить до звезды
Чуть заметные следы..
Внемлет слух лесным былинкам
Всюду ясная молва
Об утраченных и близких…
По верхушкам елок низких
Перелетные слова..
Не замечу ль по былинкам
Потаенного следа…
Вот она — зажглась звезда!
Нет конца лесным тропинкам.
2 сентября 1901. Церковный лес
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
«Церковный лес» … Из воспоминаний Л.Д.Блок:
«Лес этот – сказочный, в то время еще не тронутый топором. Вековые ели клонят шатрами седые ветви: длинные седые бороды мхов свисают до земли. Непролазные чащи можжевельника, бересклета, волчьих ягод, папоротника, местами земля покрыта ковром опавшей хвои, местами - заросли крупных и темнолистых, как нигде, ландышей. "Тропинка вьется, вот-вот потеряется...", "Нет конца лесным тропинкам..." … по выходе из леса на луговины соседней Александровки. Дальше - переправа через Белоручей, быстрый, студеный ручей, журчащий и посейчас по разноцветным камушкам…»
Ал. Блок. Из дневников 1918 года об этом лете:
"Осень была преисполнена напряженным ожиданием... Были блуждания на лошади вокруг Боблова (с исканием места свершений) — Ивлево, Церковный лес».
«Место свершения» – это то, о чем писал Андрей Белый: «В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое».
Любочки рядом на этот раз (как в Ивлево. см. 32. «Кругом далекая равнина…» - http://www.proza.ru/2017/11/29/1096 ) не оказалось и, несмотря на:
...Всюду ясная молва
Об утраченных и близких…
– вокруг ощущение тишины, последних солнечных дней… Ощущение последних теплых вечеров: «Вот она — зажглась звезда!».
Не замечу ль по былинкам
Потаенного следа…
И "звезда" подтверждает: правильно заметил – найдено! Ведь:
"В бездействии младом, в передрассветной лени
Душа парила ввысь, и там Звезду нашла.
Туманен вечер был, ложились мягко тени.
Вечерняя Звезда, безмолвствуя, ждала"
(10. «В бездействии младом, в передрассветной лени…» http://www.proza.ru/2017/11/18/1109 )
Ведь:
«Звезда — условный знак в пути»
(28* «Стою на царственном пути…» http://www.proza.ru/2017/11/27/980 )
Но мистика всеобщего остро смешивается с реальностью его частной жизни:
– «Только встретить до звезды // Чуть заметные следы» – он ищет следы своей любимой Л.Д. Ведь она любит гулять здесь.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
Публикации: I2• С. 71; I3. С. 103 и I4. С. 82- в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5 . С. 85. Во всех публикациях под текстом помета: "Церковный лес".
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– «Церковный лес (или Манулиха)» – лес, расположенный между Шахматовым и Бобловым… С этим лесом уже летом 1898 г. у Блока и его будущей невесты, 16-летней Л.Д. Менделеевой, связаны ощущения “подобия прогулки вдвоем ( ... )Мы "случайно" оказывались рядом. Помолчать рядом в "сказочном лесу" несколько шагов - это было самое красноречивое в наших встречах”
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ДВЕНАДЦАТОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:
1. Серафим.
2.Визит к гадалке.
3.Луна – Твои чертоги!
4.Ты – Солнце!
5.Холодный мир «В иной дали».
6.Нет зиме!
7.Темный храм.
8.Снова у гадалки.
9.Возвращение.
10.Царственный путь.
11.Роковая потеря.
12.Надежда.
К сцене данного стихотворения теперь относятся ОДНО произведение - данное, о возрождении надежды
*
предыдущее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/29/1106
следующее стихотворение — http://www.proza.ru/2017/11/30/1036
Свидетельство о публикации №217112901111