Феномен ABBA

               
Творческий эксперимент, в результате которого удалось соединить, казалось бы, несоединимое, взорвал мировую аудиторию, объединив людей самых разных возрастов, вкусовых предпочтений, темпераментов и характеров. Люди, воспитанные на академической музыке, услышали моцартовскую чистоту линий (вокальных и инструментальных партий), прозрачность, хрупкость, невинность. Аудитория попроще с восторгом восприняла кажущуюся легкость подачи музыкального материала, танцевальную ритмику. Шведский коллектив создал музыку, которая одновременно умудрялась вызывать как самые возвышенные, светлые чувства, так и желание просто развлечься. Причем сплав был таким органичным, что, казалось, иначе нельзя было и придумать. Сказочно красивые, хорошо дополняющие друг друга голоса Агнеты и Анни-Фрид звучали сдержанно, скромно, при этом с идеальной четкостью, сценический облик солисток был не броским, демократичным. Так называемая «интеллигентная эстрада» - соединение утонченности и естественности. При этом все – от звука до манеры держаться – соответствует духу времени. Определенным модным тенденциям.

Коллектив «АББА» исполнял и медленные лирические, и подвижные песни. У них была тонкая полифония – распределение на вокальные партии. Причем мужские звуковые зоны, которые не бросались в глаза, поскольку соло было у женщин, были очень хорошо организованы во времени. У мужчин не яркие голоса, но достаточно сложные партии. Нижние ноты в ансамбле вообще петь тяжело – держать свою линию, не съезжать. А при таких звонких «верхах» легко сбиться. Нужны долгие тренировки, чтобы нижняя партия звучала стабильно и не «плавала», потому что низы - это опора всему звуковому каркасу. Бывало так, что в песне лучше всего запоминалось инструментальное соло – настолько эффектно оно звучало.

Когда современные певцы, у которых совсем иные тембры и манеры исполнения, пытаются по-своему петь песни «АББА», это иной раз уничтожает всю хрупкую колокольную прелесть их прозрачного звукового стиля. Они пытаются привнести в исполнение так называемое «мясо», сделать песни более тяжелыми, надрывными. А музыке «АББы» это органически чуждо, как и стилю Моцарта, например, у которого не было таких ярких контрастов и такой силы звучания, как у более мощного стиля Бетховена. Но, чтобы это понять, нужно чувство стиля – или природное, или развитое в процессе изучения. В музыке Моцарта, так же, как и у «АББы», есть легкая, едва уловимая шутливость, скерцозность, если так можно выразиться (скерцо – шутка), но она ничего не имеет общего с юмором приземленным, нарочитым, грубым. Это – музыка нежнейших, как будто бы едва ощущаемых полутонов, сравнимая с акварелью. Но никак не эмоциональная буря.

Даже самые высокие, громкие, пронзительные, долгие кульминационные ноты у «АББы» не крикливы. Звук остается культурным – в соответствии с представлением о культуре звука, принятым в академической музыке. Поэтому «АББА» - один из немногих коллективов, ничуть не раздражающих эту среду.

Я никогда не могла понять, почему, если наше телевидение хочет с помощью Happy New Year поздравить телезрителей, к исполнению этого хита относятся так формально, подбирая совершенно неподходящих для этого исполнителей. Всех подряд. На самом деле мало у кого это может получиться созвучно звуковой палитре  и духу «АББы». Нужны особые тембры, внутренняя культура. Песня, несмотря на мажорный лад и кажущуюся безмятежность, грустная. Это можно сравнить с поведением личности интроверта, который, несмотря ни на что, о своих переживаниях не кричит.  И держит себя в руках, вежливо улыбаясь. У нас скрытую горечь этого произведения передать (пусть едва уловимо) даже и не пытаются, если вообще вникают в суть текста. Не говоря уже о попадании в исполнительский стиль. А если петь это как-то иначе, то это не «АББА».    


Рецензии
Великолепно написано об АББе.Действительно, очень нравилось её звучание, просто поражало.

Людмила Канашева   20.09.2018 23:35     Заявить о нарушении
Спасибо.

Наталия Май   21.09.2018 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.