О логике железной и дорожной

Борис Родоман

О ЛОГИКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ И ДОРОЖНОЙ

Материал для доклада
на симпозиуме по теории классификаций

        Одна существует логика, или их много? Мне кажется, что много. Логики различаются по полу (женская), по материалу (железная), по поражающей силе (убийственная), по принадлежности к ведомству. Моё внимание издавна привлекает железнодорожная логика.
        Поезда, на которые можно купить билет, бывают пригородными, пассажирскими и скорыми. В пассажирских несомненно «следуют» люди, но кого же везут в скорых и пригородных? Может быть свиней или скоропортящиеся грузы?
        Пассажирские вагоны в дальних поездах подразделяются на общие, плацкартные, купейные, мягкие, СВ. Последние два сплошь состоят из купе, но купейными не называются. СВ значит «спальный вагон». А в купейном и мягком разве нельзя спать?
        Только жёсткий спальный вагон без купе называется плацкартным, но только в нём, единственном из всех спальных вагонов, можно легально проехать без плацкарты – когда он используется как сидячий. А те вагоны, в которых человеку (если он не заяц) без плацкарты ни стать, ни лечь, – плацкартными не называются.
        Прекрасные жёсткие вагоны строили для нас в Польше и ГДР. Успокаивающая голубизна пластика, продуманные подножки, кондиционированный воздух. Но диванных пружин нет – они запрещены классификацией. Жёсткий вагон, даже если он устлан персидскими коврами, должен оставаться жёстким. Я  испытал это на своих боках. Классификация становится материальной силой, если от неё деформируются кости.
        Почему в гостиницах нет плацкарты и платы за постель? Потому что это другое ведомство с другой логикой. А была бы логика единой – стоял бы и в «люксе» вместо кровати гладкий топчан. Можешь плащ на него постелить, а телевизор-ящик положить вместо подушки под голову. А можешь получить на первом этаже за особую плату матрас и постельные принадлежности и сам принести их в номер. Посмел ли бы я при таких порядках просить горничную, чтобы она застелила мне постель? Не уверен. Но знаю, что в железнодорожном вагоне аналогичная просьба, обращённая к проводнице, приводит её в бешенство [1].
        На пассажирских судах существуют «классы», а железнодорожники боятся этого слова как  огня, стыдливо заменяют его какими-то «категориями». Может быть потому их логика так причудлива [2].
        Является ли классифицирование процессом психическим? Несомненно! Ибо кого же, кроме психов, волнуют абсурдность и нелогичность, столь обычные в повседневной жизни? Если абсурд – норма, то рациональность – аномалия. Если жизнь – это борьба со смертью, то наука – борьба с абсурдом. На уровне особи борьба со смертью безнадёжна. Не так ли безнадёжна и борьбы с абсурдом?
        Устав от этой борьбы и разочаровавшись в себе самой, современная наука поддаётся женской логике и поступает по-женски: флиртует с противником и не прочь соединиться с ним на ложе любви, веры и надежды на плодотворный синтез «всех равноценных способов отражения мира»  – науки, искусства, философии и религии. Иной учёный сначала допускает в свой кабинет безудержную фантазию и бессловесное понимание, потом со всей серьёзностью трактует о телепатии и экстрасенсах, заигрывает с религией и, наконец, сам становится на четвереньки, чтобы предаться медитации «му» [3].
        Фантазию я приветствую, но якшаться с колдунами и шаманами не хочу. Если логика – этика науки, то интуиция – её поэтика. У поэтики тоже есть строгие правила, хотя талантливые поэты пользуются ими интуитивно. Ломись вперёд, интуиционист, не оглядываясь на логику! Её перила притащат за тобой эпигоны, когда из твоих теорий наколют чурок для отопления академических дач.
        Но что такое «железная логика» и кто ею владеет? В полной мере железной логикой обладает только само железо, поскольку оно способно вступать в химические реакции с хорошо предсказуемым исходом. Логика железа – это его валентность.

Написано 18 августа 1985 г.

Примечания  2017 г.

        1. Не только в советское время, но и в наши дни в плацкартных вагонах проводники не хотят стелить пассажирам постели и, более того, вынуждают их заблаговременно сдавать постельные принадлежности в конце поездки.
        2. За постсоветское время классификация поездов и вагонов заметно изменилась, но логичнее не стала. Пассажирские поезда по-прежнему делятся на пассажирские и скорые. Понятие «плацкартный вагон» не исчезло, но входит в категорию «вагоны открытого типа», а есть ли «закрытый тип» и в чём его «закрытость» – не ясно. Но дело не только в названиях. Я полагаю, что Российские железные дороги (РЖД) со  всей их деятельностью – золотая нива для философов, нуждающихся в примерах и доказательствах господства абсурда в нашей повседневной жизни. 
        3. Медитацию «му» проповедовал в самиздате математик и философ В.В. Налимов (1910 – 1997), впавший в дзэн-буддизм.

Подготовлено для «Academia.edu» и «Проза.ру»
30 ноября 2017 г. 


Рецензии
Иногда чудится запах плацкартного вагона.

Но езживал ли покойный на третьей полке?

Зус Вайман   19.02.2024 23:52     Заявить о нарушении
Разумеется! Как и все мы.

Татьяна Герасименко   29.02.2024 07:35   Заявить о нарушении