Блок. Смотри я отступаю в тень... Прочтение

1.* «Смотри — я отступаю в тень…»







                Смотри — я отступаю в тень,
                А ты по-прежнему в сомненьи
                И всё боишься встретить день,
                Не чуя ночи приближенья.

                Не жди ты вдохновенных слов —
                Я, запоздалый на границе,
                Спокойно жду последних снов,
                Забытых здесь, в земной темнице.

                Могу ли я хранить мечты
                И верить в здешние виденья,
                Когда единственная ты
                Не веришь смертным песнопеньям?

                Но предо мной кружится мгла,
                Не чуя мимолетней боли,
                И ты безоблачно светла,
                Но лишь в бессмертьи, — не в юдоли.
                20 сентября 1901




А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
    «
      Посвящение               Посвящается
    »

    Кому стихотворение посвящается – очевидно. Здесь нет “большого Т”, есть “ты”, то есть не лучезарная “Ты”, а исполненная “привычной суровостью” Любовь Дмитриевна.

     Любочка, как могла, сопротивлялась ему.

                Смотри — я отступаю в тень,
                А ты по-прежнему в сомненьи…

     Она не желала быть богиней,  ей хотелось быть просто любимой девушкой – чтобы ей писали стихи,  с нею гуляли, целовались.
     Он говорит:

                Спокойно жду последних снов,
                Забытых здесь, в земной темнице…

     А для неё «здесь»– никакая не темница, для неё – это родной Питер: 
     «Особенно помню их [закаты] при возвращении с курсов, через Николаевский мост. Бродить по Петербургу – это и в предыдущую зиму было большой, насыщенной частью дня.»

    Вечер – граница дня и ночи - он думает о любимой, которая, верно, в последнюю встречу с рассеянным скепсисом глядела на него. Что ж, он утешается, что там, в бессмертьи – она будет светла, а здесь, в юдоли повседневности, ему остается только зябко передернуть плечами.

 
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
 
     Публикации: I2. С. 72; I3. С. 107 и I4. С. 85 – в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года"); I5. С. 89.
     [
 
     Предыдущий раздел имел название «Ворожба». Разница между двумя этими синонимами скорее фонетическая. «Ворожба» – более мягкое слово. И, пожалуй, оно имеет больший уклон в сторону попытки предвидеть, в сторону гадания:

…Ты гадаешь. – Меня не зови –
Я и сам уж давно ворожу.

От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой,
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.

 
…а “колдовство” – более действенное. "Колдовство" - ср. в дневнике Блока от 30(17) августа 1918 г.: «К ноябрю началось явное мое КОЛДОВСТВО, ибо я вызвал ДВОЙНИКОВ»(Выделения – Блока)

I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]


    « – Не жди ты вдохновенных слов ... – Стихотворение отделено от предшествующего 18-дневным перерывом. Ср. в дневнике Блока от 30(17) августа 1918 г.; "Сентябрь прошел сравнительно с внутренним замедлением (легкая догматизация)" ...
     - Не веришь смертным песнопеньям? – Ср. в дневнике Блока от 30(17) августа 1918 г.; "Любовь Дмитриевна уже опять как бы ничего (т.е. внимания к Блоку. – Ред.) не проявляла".»


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

                1.Неверящая «ты».
                "ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
 «Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся два произведения:

                1.  «Смотри — я отступаю в тень…»                ( http://proza.ru/2017/12/01/1092 )
                «ты» не понимаешь своей высокой сути!
2. «Пройдет зима — увидишь ты…»                ( http://proza.ru/2017/12/01/1098 )
«ты» видишь только внешнее!
*


Рецензии