Блок. Ранний час. В пути незрима... Прочтение

4. * «Ранний час. В пути незрима…»





                Ранний час. В пути незрима
                Разгорается мечта.
                Плещут крылья серафима,
                Высь прозрачна, даль чиста.

                Из лазурного чертога
                Время тайне снизойти.
                Белый, белый ангел бога
                Сеет розы на пути.

                Жду в пленительном волненьи —
                Тайна плачущей жены
                Разомкнет златые звенья,
                Вскроет крылий белизны.
                4 октября 1901





Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     «Раз, идя по Садовой, мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, что вне этой древней правды…  Я пошла дальше и почти маниакально вошла в Казанский собор. Я не подошла к богатой и нарядной в бриллиантах, чудотворной иконе, залитой светом, а дальше, за колоннами остановилась у другой Казанской, в полутьме с двумя-тремя свечами, перед которой всегда было тихо и пусто.
     …В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору…»

     Они совпали? Едва ли не в первый раз – совпали? Или это он своими трудами, своими стихами, вот этими – от 4 октября, вот этим видением, вот этим ведением:

                Из лазурного чертога
                Время тайне снизойти.
                Белый, белый ангел бога
                Сеет розы на пути

он заставил ее,  принудил ее, живую, «взойти на крыльцо храма»?  Первый раз, когда не она  «перенеслась за те семь верст, которые нас разделяли, и сказала ему, чтобы он приехал», а он – написал стихи –  и она «почти маниакально вошла в Казанский собор».

     Она:
     «Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Однако и тогда, в первый раз пришли облегчающие, успокоительные слезы»

     Он:

                Жду в пленительном волненьи —
                Тайна плачущей жены
                Разомкнет златые звенья,
                Вскроет крылий белизны.

*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
                2.Грань богопознания:
                попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся пять произведений:

3.«Встану я в утро туманное…»                ( http://proza.ru/2017/12/01/1114 )
«я» заставлю тебя богиней – быть!
                4.  «Ранний час. В пути незрима…»                ( http://proza.ru/2017/12/02/1012 )
                Принуждение к божественности – получается.
5. «Ты уходишь от земной юдоли…»                ( http://proza.ru/2017/12/02/1036 )
Грань богопознания.
6. «Снова ближе вечерние тени…»                ( http://proza.ru/2017/12/02/1045 )
«ты» удержалась здесь.
7. «Я бремя похитил, как тать…»                ( http://proza.ru/2017/12/03/1048  )
Удержалась из-за «нарастающей страсти».
*


Рецензии