Блок. Ты уходишь от земной юдоли... Прочтение
Ты уходишь от земной юдоли,
Сердца лучшего любовь тебе несут.
Страшных снов не жди от новой воли, —
Хоры ангелов, не смертных, припадут.
Припадут и снимут власяницы —
Символ здешних непомерных бед.
Я, в тоске, покину на границе
Твой нездешний, твой небесный след.
Покидай бессилье мирозданья,
Твой покой теперь ненарушим.
Предо мною — грань богопознанья,
Неизбежный сумрак, черный дым.
6 октября 1901
Одно из многих стихотворений Блока, которые хронологически надо бы читать с конца:
Предо мною — грань богопознанья,
Неизбежный сумрак, черный дым…
Увидели юного теурга, который – на грани богопознания? Его усмешку – перед ним «неизбежный» сумрак, «черный» дым – как банально! – увидели? И теперь вглядитесь, что сквозь этот сумрак проглядывает:
Ты уходишь от земной юдоли…
как он пытается успокоить уходящую:
Страшных снов не жди от новой воли
и как он остается один:
Я, в тоске, покину на границе…
Из дневников 18-ого года:
«В октябре начались новые приступы отчаянья (Она уходит, передо мной — “грань богопознанья”).»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« – Власяница – одежда из грубой темной ткани; у древних иудеев-знак горя, у христианских аскетов – символ умерщвления плоти.
… В авторском экземпляре… сохранившемся в библиотеке Блока…, над текстом помета: "Стр. 90, стр. 102 и 124", отсылающая к стихотворениям "Хранила я среди младых созвучий ... ", "Медленно в двери церковные ... ", "Двойнику" и "Я медленно сходил с ума ... ".»
Все перечисленные стихотворения – позднейшие. Первые два – написаны от женского лица, когда он пытался стихами понять Её (грань богопознания?), а вторые о полной жути и отчаянии:
– о проявившемся двойничестве, причем, даже не по Достоевскому, а по Стивенсону («Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда»):
Блок. Из дневников:
«27 декабря 1901.
Я раздвоился. И вот жду, сознающий, на опушке, а — другой — совершаю в далеких полях заветное дело. И — ужасный сон! — непостижно начинаю я, ожидающий, тосковать о том, совершающем дело, и о совершенном деле…
…Хоть и не вышло, а хорошая мысль стихотворения; убийца-двойник — совершит и отпадет, а созерцателю-то, который не принимал участия в убийстве, — вся награда. Мысль-то сумасшедшая, да ведь и награда — сумасшествие, которое застынет в сладостном созерцании совершенного другим. Память о ноже будет идеальна, ибо нож был хоть и реален, но в мечтах — вот она, великая тайна…»
– о том, что он – он! – холодно думал об Л.Д.: «…Я медленно сходил с ума,// Я думал холодно о милой. Март 1902»
Вот таково оно – отчаяние:
Неизбежный сумрак, черный дым…
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся пять произведений:
3.«Встану я в утро туманное…» ( http://proza.ru/2017/12/01/1114 )
«я» заставлю тебя богиней – быть!
4. «Ранний час. В пути незрима…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1012 )
Принуждение к божественности – получается.
5. «Ты уходишь от земной юдоли…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1036 )
Грань богопознания.
6. «Снова ближе вечерние тени…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1045 )
«ты» удержалась здесь.
7. «Я бремя похитил, как тать…» ( http://proza.ru/2017/12/03/1048 )
Удержалась из-за «нарастающей страсти».
*
Свидетельство о публикации №217120201036